Опубликовано: ГП 10-2008

Суровая легкая работа
Самосвал Foton Auman 9336 W

Павел Гаманьков, фото автора

Схема
Салон самосвала выглядит современно
Нишу для мелочей съел блок предохранителей
Без воронки долив стеклоомывающей жидкости может оказаться неразрешимой задачей
Педальный узел не самый удобный
По бокам задний борт фиксируется дополнительными зацепами
Подобная опора безопасности вряд ли выдержит даже пустой кузов в случае обрыва шланга – не стой под стрелой!!!
Развитая система зеркал помогает почувствовать габариты многоосного грузовика

«Жить хорошо», - говорил известный персонаж советского кино, а его коллега вторил: «А хорошо жить — еще лучше!» Перефразируя афоризм, можно скзать, что трехосный самосвал — хорошо, а четырехосный — лучше. При этом многоосный самосвал не роскошь, а средство производства. Не зря спецтехника большой грузоподъемности включена в товарную линейку любого более-менее крупного изготовителя грузовых автомобилей. Это можно заметить и по тестам нашего журнала, кстати, испытания «ГП» прошел очередной четырехосник: Foton Auman 9336 W.

Не прошло и года
В конце 2007 года на наших испытаниях уже был трехосный самосвал Foton Auman 1280W (“ГП” № 11, 2007 г., с. 28). Вывод по нему оказался весьма неоднозначным: с некоторым конструктивным мороком и детскими болячками, свойственными китайской технике, он не лишен определенных плюсов. Их, надеюсь, отечественный потребитель уже оценил. Трехосный «Футянь» поразил меня существенными отличиями от других «китайцев». А марку Foton тогда я отметил для себя как хорошую.Не прошло и года, как на российский рынок начали поставлять самосвалы нового поколения, существенно измененные. Правда, на сей раз на наших испытаниях самосвал о четырех осях, и сравнивать его с трехосником, казалось бы, некорректно. С другой стороны, китайские многотоннажники создаются максимально просто — к трехосной конструкции подкатывается дополнительный мост, усиливается рама и устанавливается кузов большей вместимости. Вот и все изменения. Даже руководство по эксплуатации трех- и четырехосных большегрузов из Поднебесной зачастую печатается одной брошюрой для двух моделей. Поэтому без проведения параллелей обойтись не удастся, тем более, что в машинах нового поколения есть наследственные черты. Есть и изменения, ведь машины сошли с конвейера в 2008 году и создавались для импорта в Россию, а значит, соответствуют экологическим стандартам Euro 3.

Федот, да не тот
Кабина отличается от предшественника лишь на первый взгляд. В сущности тут увеличены лишь передние угловые щеки с аэродинамическими дефлекторами, капот и облицовка радиатора. Последнее обусловлено технической необходимостью — установленный на грузовике двигатель норм Euro 3 имеет сложную конструкцию и нуждается в хорошей вентиляции моторного отсека. В металлическом бампере появились черная пластмассовая вставка, площадка для ног и другая оптика. С новой светотехникой машина смотрится неплохо, но и предыдущие блок-фары были вполне современны. И если уж ежегодно менять конструкцию оптики (отечественным производителям такое может только сниться), то не мешало бы позаботиться и о бесперебойной поставке запчастей в Россию.Кабина расположена высоко от земли, поэтому кроме основных, появились дополнительные ступеньки, закрепленные на шарнирах — на бездорожье карьеров и строек подножка просто сложится. А вот защитных решеток на передней оптике так и не появилось, хотя для наших условий эксплуатации они необходимы.

Кабинет
Внутри обновленный Foton — чистый «европеец». Или... почти «европеец», ведь каркас кабины остался прежний, значит, места особенно не добавилось. А так хотелось чуть больше простора! Для среднестатистического «китайца» спальная полка, может, и в самую пору, а для наших широкоплечих шоферов маловата. Это, скорее, кушетка для отдыха, а не кровать для ближнемагистральных командировок. Так что и работа будет ограничена наиболее целесообразным для самосвала коротким плечом в 30—40 км!Обод нового четырехспицевого рулевого колеса аккуратно обшит искусственной кожей неплохого качества. Баранка приятна на ощупь и имеет оптимальный диаметр хвата. Небольшой рычаг КП расположен в удобном месте и отлично ложится в руку. Двухцветная передняя панель неплохо «нарисована», да и собрана на достойном уровне. Равные зазоры между панелями приятно удивляют, но еще большее впечатление производит сам пластик. Да-да, китайские производители доросли до хорошего качества материалов отделки. Кондиционер и магнитола, естественно, в базовой комплектации. Шторки на весь внутренний периметр кабины – тоже. На потолке, рядом с обычной лампочкой подсветки вмонтирован огромный фонарь дневного света. Лепота!А вот педальный узел не приглянулся. Простора для ног достаточно, но педаль тормоза напольная, при этом чересчур тугая. Информативности ей явно не хватает. Чтобы хоть как-то контролировать усилия, приходится при каждом торможении отрывать пятку ноги от пола, и аккуратно нажимать на верхний край педали. За счет большего плеча выходит более-менее точное и плавное торможение. Педаль сцепления, наоборот, подвесная. К ее работе претензий не возникло, но вот сама конструкция оказалась хлипковата. Болт крепления постоянно норовил открутиться, и в процессе испытаний нам приходилось несколько раз водворять его на место.И еще одна наследственная черта: практически отсутствуют салонные ящики и боксы. Как и в машине предыдущего поколения, мелочи можно сложить в один единственный «бардачок», размещенный над ветровым стеклом, возле пассажира. Для кабины грузовика со спальным местом этого явно недостаточно. Привычные места для ниш (в передней панели справа и между сиденьями) забиты блоками предохранителей. При этом пепельниц в машине три (!!!), а подстаканников вообще четыре — два стационарных и два в спинке среднего сидения.Обзорность с водительского места традиционно своеобразная, но в целом неплохая. Большая площадь остекления и комплект зеркал заднего вида позволяют легко контролировать обстановку вокруг самосвала. Подрессоренные сиденья чуть сглаживают неровности дороги, но двухточечная подвеска кабины дает о себе знать — на ухабах водителя и пассажира трясет даже при движении на загруженной машине.

Двигатель процесса
При беглом осмотре двигатели на грузовиках Foton разных поколений ничем не отличаются. Это все тот же рядный 6-цилиндровый дизель с раздельными головками цилиндров, созданный специалистами Weichai Engine по лицензии Steyr. Но моторы похожи только внешне. Как я уже говорил, четырехосный Foton Auman 9336 W оснащен турбодизелем WP 10.336 Euro 3. Его форсировали до 336 л.с. (об этом говорят последние цифры в маркировке машины и мотора). Кстати, WP 10.336 — один из самых мощных китайских силовых агрегатов, поставляемых к нам. Но для самосвала подобной грузоподъемности и его недостаточно. Даже при полной массе самосвала 44,5 т (а грузить в машину будут гораздо больше 26 т) двигатель работает на пределе с явной нехваткой мощности. На затяжных подъемах часто пришлось переходить на пониженные передачи и крутить мотор до красной зоны. Cравнивая с 400-сильным «Урал-583106» убеждаешься, насколько разница в 60 л.с. существенно влияет на динамические показатели и манеру управления. На «китайце» приходилось постоянно ловить момент для переключения: чуть зазевался — обороты упали, потеряна скорость, и долгий подъем по 8-ступенчатой «лестнице» КП приходится начинать заново.Небольшая доработка коснулась и коробки передач RC 11509. Если у модели RT11509C на прошлогоднем Foton Auman 1280W схема зеркальная (1-я ступень справа вверху, 8-я слева внизу), то теперь алгоритм переключений перевернули на более привычный европейский манер. Это позволяет быстрее включать следующую передачу, машина не теряет ход, мотор с легкостью подхватывает, а все это в сумме помогает существенно снижать расход топлива. Уменьшилась и вероятность «порвать» КП, воткнув не ту ступень на большой скорости. Так что возврат к привычной схеме не такая уж мелочь. Кстати, в сравнении с подобными несинхронизированными китайскими КП трансмиссия оказалась более предсказуемой и простой в обращении. Во время теста трехосного Auman 1280W мы обращали внимание на удобство работы с КП, но тогда сослались на существенный пробег тестовой машины и обкатку трансмиссии. Пробег же Auman 9336 W около 3000 км, при этом передачи включаются предельно четко (в сравнении, конечно, с китайскими аналогами). Показателем неплохой работы трансмиссии может служить тот факт, что на несинхронизированной КП мы практически не использовали двойной выжим педали сцепления.

Мелочи эксплуатации
О вопросах ремонтопригодности, обслуживания и ресурса новых узлов, в частности, силового агрегата, говорить пока рано — опыт эксплуатации не так велик, чтобы делать какие-либо выводы. Но основная конструкция осталась неизменной. На самосвал установлены знакомые задние мосты с межколесной и межосевой блокировкой собственного производства, поэтому проблем с поставкой запчастей возникнуть не должно. Управляемые оси так же не притерпели изменений и практически идентичны друг другу. Несинхронизированная трансмиссия четырехосника скорее всего без существенных доработок будет устанавливаться и на другие модели тяжелых грузовиков. А значит даже в случае поломки, унифицированную КП можно будет легко вернуть в строй. Так что, вопрос только в электронной начинке мотора Euro 3. От того, насколько непривередливой она окажется, во многом зависит репутация нового автомобиля в целом.Теперь о мелочах. В первую очередь можно отметить, что на различных шаровых соединениях применены не резиновые, а силиконовые пыльники. Китайские производители прислушались к жалобам российских эксплуатационников на плохое качество резиновых изделий на машинах из Поднебесной. В условиях российских зим резинки трескались и быстро выходили из строя, переставая выполнять свои функции. Думаю, что силиконовые изделия окажутся куда более долговечными. Металлические трубки кондиционера, в местах возможного контакта с кабиной проложены резиновыми уплотнителями. Крышка топливного бака закрывается на замок, причем для отпирания дверей и бензобака используется один ключ. Это избавит водителя от необходимости носить с собой целую связку ключей, как это часто происходит на российских грузовиках.Но есть и явные недоработки. Страховочная опора поднятой самосвальной платформы настолько миниатюрна, что в случае необходимости вряд ли предотвратит падение даже порожнего кузова. Есть вопросы и к рациональному использованию объема кабины. Под спальной полкой без видимых проблем можно было бы разместить два инструментальных ящика, которые оказались бы очень кстати при явном недостатке боксов для мелочей.Бесспорно, что после доработки Foton Auman стал современнее и практичнее. Интерьер и экстерьер стали более дружественными. Новые узлы и агрегаты хоть и усложняют конструкцию, но от современных стандартов никуда не денешься, и тут китайцы шагают в ногу с прогрессом. Но есть и традиционные минусы машин из Поднебесной, которые остались нерешенными. В первую очередь, это недостаточная мощность силового агрегата. Машина, конечно, способна перемещать грузы из точки «А» в точку «В», но для подобной грузоподъемности даже 340-сильного мотора недостаточно. В конечном итоге это снижает производительность труда, которую китайцы компенсировали огромной вместимостью кузова.Совокупность выявленных факторов позволила четко определить специфику эксплуатации: торфоразработки, углежжение, лесопереработка, сельское хозяйство, химическое производство и транспортировка легкой породы и легковесных строительных грузов на обустроенных дорогах.

Масса тела
Наследственно чертой грузовиков марки Foton является путаница с полной массой и грузоподъемностью автомобилей. Официальная грузоподъемность трехосного Foton Auman 1280 W – 12 505 кг. Но при загрузке самосвала песчано-гравийной смесью приблизительной плотности 1650 – 1800 кг/м3 – эти самые 12 т занимают лишь треть кузова! Естественно, мало кто столько будет грузить. Раз машина способна вместить в 2,5 раза больше – так тому и быть! Но возникают резонные вопросы. Во-первых, полная масса грузовика c загрузкой по борта превысит допустимые законодательством нагрузки на дорожное полотно. Во-вторых, перегруз может послужить поводом для прекращения гарантии.Снаряженная масса Foton Auman 9336 W составляет 18 т, при этом полная масса автомобиля ограничена заводом-изготовителем 31 т. Итого, официальная грузоподъемность четырехосного самосвала всего 13 т!!! При этом кузов четырехосника на порядок больше, нежели у младшего собрата. Да и стоило ли ради полутонны городить огород с дополнительной поворотной осью? Значит, перевозчик и водитель впадут в соблазн перегружать машину. Поэтому, как и в предыдущем материале, мы рекомендуем интересантам обсудить с дилером вопрос допустимой полной массы автомобиля и условия сохранения гарантийных обязательств на самосвал.Но не все так плохо! Особенность конструкции Auman 9336 W позволяет его с выгодой применять на транспортировке насыпных грузов малой удельной плотности: сфагнового торфа (130–180 кг/м3), вермикулита (150 кг/м3), полимеров (150–400 кг/м3), технологической щепы и опила (200–300 кг/м3), древесного угля (300–630 кг/м3), керамзита (250–800 кг/м3), диатомита (670–760 кг/м3), фуража, силоса, сена и соломы.

Особое мнение ( Вячеслав Вальданов, испытатель )
Такое безответственное отношение к технике уже перестает удивлять, и начинает откровенно пугать. В данном случае имеются в виду противоречия действительных весовых параметров автомобиля и заявленных в технической характеристике. Лучшей антирекламы невозможно придумать, а для самосвалов Foton она к тому же имеет рецидивный характер, с подобными несоответствиями мы уже сталкивались в прошлом году на трехосном самосвале Foton. Чтобы исключить все недоразумения существует экспертиза технической документации, с нее должны начинаться все испытания, результаты которых могут служить основанием для получения сертификата соответствия в отношении заявленных параметров.Проведенной отделом испытаний «ГП» собственной экспертизы вполне стало достаточно, чтобы усомниться в идентичности автомобиля даже своему ПТС. Взвешивание самосвала показало, что превышение снаряженной массы составляет порядка 3 тонн при допустимом значении не более 3%, т. е. в пределах 500 кг. Это позволяет сделать предположение, что о сертификации данного автомобиля можно говорить лишь гипотетически, и это не может не настораживать. Некоторые нормативные документы допускают эксплуатацию автомобиля при условии ограничения скорости или массы до значений, обеспечивающих безопасность движения. Какова же степень риска и смысл эксплуатации такого самосвала (8х4), если его возможности ограничены грузоподъемностью обычного трехосного (6х4) КамАЗ-55115. Но при этом вместимость кузова равна 27 м3, это на кубометр меньше объема кузова пятиосного (10х6) китайского самосвала Howo ZZ3537N28D7B. Элементарным расчетом определяем, что на российском рынке этот китайский самосвал с таким паспортом может пригодиться для перевозки щепы, опилок, керамзита и всего, что имеет плотность порядка 0,5 т/м3. Исходя из нашего опыта общения с китайскими автомобилями, можно с уверенностью сказать, что до принятия российского «гражданства» самосвал планировался под полную массу минимум в полтора раза больше заявленной. Косвенным доказательством и ориентиром при загрузке самосвала послужила несущая способность шин равная 3750 кг, умножаем на 12 и получаем значение 45 тонн. Вслед за первыми впечатлениями, что самосвал «не едет» или «не тянет», пришло пониманиечто 30–40 км/ч – это его нормальная рабочая скорость, когда двигатель работает в режимах, устанавливаемых электронной топливной системой Common Rail, исходя из приоритета обеспечения экологических требований. Независимо от того, как в случае со снаряженной массой, соответствует паспортная мощность двигателя действительности или нет, можно предположить, что на «тихоходность» влияет высокое значение передаточного числа главной передачи. В первое мгновение при движении задним ходом незагруженного автомобиля можно наблюдать на ведущих мостах рывковое пробуксовывание отдельных колес. И еще, самосвал стал рекордсменом в своем классе по неповоротливости, обойдя даже пятиосного Howo, он первый не смог развернуться с одного раза на стандартном участке при выполнении маршрута ИГД. Это тоже следует учитывать при выборе данного автомобиля для эксплуатации.

Техническая характеристика самосвала Foton Auman BJ3313DMPJF-S

Полная масса, кг 46400
Грузоподъемность, кг 15400
Снаряженная масса, кг 31000
Распределение снаряженной массы по осям, т 6,5/ 6,5/ 9,0/ 9,0
Преодолеваемый подъем, % 35
Двигатель Weichai-Steyer WP10.336, турбодизель, I-6
Рабочий объем, см3 9726
Мощность, л.с 336 при 2200 мин–1
Максимальный крутящий момент, Н·м 1250 при 1200-1600 мин–1
Коробка передач Eaton Fuller Fast RT11509C, механическая, 9-ступенчатая
Передние оси 5,73
Задние оси Double 13T с редуктором
Тормозная система Воздушная раздельная двухконтурная + горный тормоз + АВS
Шины 12.00R20
Вместимость топливного бака, л 350
Время подъема/ опускания кузова, с 60/ 50

Атмосферные условия во время испытаний

  Foton Auman BJ3313DMPJF-S (8х4) Урал-583106 (8х4) МЗКТ-65151 «Волат» (8х4) КрАЗ-7140С6 (8х6) Yarovit Gloros A3501D (8х8) FAW CA3312P2K2T4A1 (8х4) Scania P114CB (8х4) HZ380

Проведение испытаний
22.07.2008 г. 09.07.2008 г. «ГП», № 10, 2005 г. 20.04.2007 г. «ГП», № 6, 2005 г. «ГП», № 12, 2007 г. «ГП», № 9, 2004 г.
Температура, Со 24...26 20 21 11 11…14 28 24
Скорость ветра, м/с 1 2 1–3 2 1–3 2–4 1–3
Давление, гПа 1013 989–1006 995 1000–1002 992–997 1003–1005 988
Относительная влажность, % 60–65 68 45 71 75–80 44 80

Результаты испытаний Foton Auman BJ3313DMPJF-S на топливную экономичность и скоростные свойства и сопоставление с аналогами

Испытания проводились на динамометрической дороге полигона НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» в соответствии c методикой по ГОСТ 22576–90 и ГОСТ 20306–90 Foton Auman BJ3313DMPJF-S (8х4) Урал-583106 (8х4) МЗКТ-65151 «Волат» (8х4) КрАЗ-7140С6 (8х6) Yarovit Gloros A3501D (8х8) FAW CA3312P2K2T4A1 (8х4) Scania P114CB (8х4) HZ380,
Проведение испытаний 22.07.2008 г. «ГП», № 9, 2008 г. «ГП», № 10, 2005 г. «ГП», № 3, 2008 г. «ГП», № 6, 2005 г. «ГП», № 12, 2007 г. «ГП», № 9, 2004 г.
Масса автомобиля, кг 44500 39400 41000 42400 46000 47700 47980
Расход топлива (при скорости км/ч), л/100 км:              
40 30,9 36,2 39 36 27,2 26,7
50 36,3 34,3 39,9 44,03 37,9 31,4 27
60 40 36,6 45 47,5 41 36,5 29,3
70 47,7 39,3 52 45,8 42,8 32,7
80 57,6 42,8 60,2 51,1 36,4
90 47,9 56,4
Vmax 58,1 49,7 60,8 60,3 49,7 38,7
Максимальная скорость, км/ч 81,3 93 80,6 72,4 97,9 77,8 86,8
Расход в режиме ИГД*, л/100 км (при средней скорости, км/ч) 75,6 (31,4) 74,6 (33,4) 78,7 (31,8) 81,5 (36,2) 68,8 (32,3) 53,4 (36,4)
Расход в режиме ИМРД**, л/100 км (при средней скорости, км/ч) 61,1 (62,1) 58,4 (65,6)
Путь выбега со скорости 50 км/ч, м 1148 990 935 943 1095 1380 1440
Время разгона с места до скорости 60 км/ч, с 56,2 49,3 42,58 70,2 51
Время разгона с места на пути, с:              
400 м 46,3 43,9 44,4 55,6 39,4
1000 м 82,5 75,5 76,6 92,1 69,7

*ИГД – имитация городского движения. **ИМРД – имитация магистрального режима движения.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию