Опубликовано: ГП 05-2008

Микроавтобус IRITO-Boxer L3H2-M16

Максим Шелепенков, фото автора

Боксерская школа

Схема
Высота салона позволяет стоять в полный рост
Все поверхности кузова прикрыты аккуратными формованными пластиковыми панелями
Под водительским сиденьем расположен дополнительный отопитель для обогрева пассажирского салона
Даже с самодельным ограничителем дверь открывает широкий проход в салон
Первая и единственная серьезная проблема эксплуатации – тяжелая сдвижная дверь. Упираясь при открытии в угол стойки кузова, она успела основательно ее помять...
...предотвратить дальнейшее разрушение удалось с помощью импровизированного ограничителя – резиновой шайбы, вставленной в направляющую

Производитель: PSA (Peugeot) совместно с «Автотрейд-12» (ИРИТО)Модель: IRITO-Boxer L3H2-M16Базовое шасси: Peugeot Boxer YCBMFC (тип 330)Начало продаж в России: 2008 г.Цена: 950 000 руб.«Тесен мир», – говорим мы, когда в неожиданных местах встречаем старых знакомых. Поверьте, мир техники еще теснее! Передвигаясь по стране, я постоянно встречаю в пути автомобили, которые уже когда-то видел, фотографировал или даже тестировал. Вот и IRITO-Boxer я встретил как старого знакомого – ведь именно этот «пыжик» выставлялся на MIMS’2007, а теперь, полгода спустя, я заглянул к нему в гости по месту его постоянной московской прописки.

Особенности родословной
За полгода жизнь моего «друга» изменилась. Из сияющего выставочного образца он превратился в обычный школьный автобус, проходящий ресурсные испытания в одном из столичных лицеев. И надо признать, за это время он уже успел заслужить уважение своих новых хозяев. И это понятно: на фоне «ГАЗелей» и «пазиков» он выглядит респектабельно. Но я вам открою маленькую тайну. На самом деле этот Peugeot не совсем тот, за кого себя выдает. Во Франции он родился всего лишь фургоном, а более престижную профессию микроавтобуса приобрел уже в России, и помогла ему в этом компания «ИРИТО».Специалисты «ИРИТО» уже занимались в 1990-е годы изготовлением автобусов, микроавтобусов. Но тогда базой для них служили отечественные цельнометаллические фургоны «ГАЗель» и «зиловские» «Бычки». Со временем требования к маршрутным такси на базе «ГАЗелей» ужесточились, и заниматься простым переоборудованием фургонов в микроавтобусы и пожарную спецтехнику стало неинтересно. Спрос на автобусы «Бычок» иссяк сам собой, и тогда «ИРИТО» переключилась на продажу и обслуживание китайских малолитражек, пикапов и грузовиков. С 2006 года эта компания прочно связана с техникой из КНР.На этом фоне как гром средь ясного неба прозвучало летом 2007 года заявление руководства «ИРИТО» о желании возобновить производство микроавтобусов, но теперь уже на базе новейшего Peugeot Boxer. Аргументы выдвигались очень весомые: микроавтобус IRITO-Boxer L3H2-M16 на базе полноценного «европейца» получался по цене значительно ниже, чем турецкие Ford Transit, конверсированные в автобусы. При этом у Boxer самый низкий уровень пола в салоне среди конкурентов, удобный вход без ступенек и, следовательно, низкий центр тяжести. Это напрямую влияет на устойчивость и управляемость, а в конечном итоге и на безопасность. При этом внутренняя высота салона – 1,9 м, чего вполне достаточно для беспрепятственного прохода между сиденьями.Учитывая повышенный спрос на подобные микроавтобусы и даже некоторый дефицит наиболее популярных моделей, вступление «ИРИТО» в эту рыночную нишу выглядит вполне оправданно.

Издержки производства
IRITO-Boxer на улицах еще не примелькался. Огромный выступающий бампер-борода и раскосые фары почти у самого ветрового стекла придают машине своеобразный вид. Авангардно выглядит и панель приборов в кабине – все это вместе взятое создает впечатление новизны. Собственно, этого дизайнеры и добивались. Так что в этой номинации автомобиль получает абсолютный «зачет»!Внутреннее убранство пассажирского салона – это уже заслуга «ИРИТО». На первый взгляд сделано неплохо. Все поверхности кузова прикрыты аккуратными формованными пластиковыми панелями. Хорошо подобран и тон кузова – светло-серый. Он практиченый в эксплуатации. Как и положено современному микроавтобусу, в нем установлены яркие поручни без пластикового покрытия (просто окрашены), но на ощупь приятные.Но что удивило в «выставочном образце», так это пассажирские сиденья, изготовленные также в «ИРИТО». Несмотря на пеструю матерчатую обивку, выглядят они не очень презентабельно, но, как утверждают в компании, полностью отвечают всем предъявляемым требованиям ГОСТа и СанПиН. Главные достоинства кресел – низкая цена и проверенная временем конструкция: такие ставили еще на «ГАЗели» и «Бычки», и они успешно выдерживали эксплуатацию в режиме маршрутного такси. Подход компании вполне резонный, ведь применение более современных сидений влечет сильное удорожание всего автобуса. Судите сами: если одно кресло подорожает всего на 1 тыс. руб., в сумме по микроавтобусу это выльется в 14 тыс. руб.!Еще одна издержка опытного образца – напольное покрытие из ковролина. Хоть Boxer и возит детишек, а не работает «маршруткой», ковролин выглядит удручающе. Уже этой весной его нужно менять, а потому решено в серию пустить машины со специальным резиновым напольным покрытием.В процессе эксплуатации появились замечания к конструкции шасси. Прежде всего водитель опытного образца отметил отсутствие предпуского подогревателя. Это особенно актуально для школьного автобуса, так как по утрам времени на подготовку машины мало, и в рейс ему часто приходится выходить на непрогретом автобусе. Установка Webasto предусмотрена опционно, но российские реалии, видимо, требуют штатного присутствия подогревателя на всех экземплярах.Другая проблема, как ни странно, связана со сдвижной дверью в салоне. При постоянном использовании она начинает заминать угол стойки кузова. Мелочь, а неприятно! Решить проблему помог ограничитель хода двери, только его установкой должен заниматься производитель, а не эксплуатант.Мизерный повод остаться недовольным (его заранее должны были предусмотреть уже в концерне PSA) – сдвижная дверь. Как и положено, она фиксируется в открытом положении, но на фургоне с фиксатора ее снимают только снаружи, а на микроавтобусе требуется делать это и изнутри. Конструкторы не предусмотрели, что машину будут открывать пассажиры из салона. В результате фиксатор приходится демонтировать сразу и навсегда, иначе водитель будет постоянно объяснять пассажирам, что для закрытия двери нужно сначала выйти из машины... Впрочем, опытный образец для этого и нужен, чтобы выявлять на нем подобные «косяки» и не передавать их по наследству серийной продукции.

Трудности выбора
Желание сделать на первом экземпляре все по максимуму не всегда сбывается. Для нашего «пыжика» в качестве базового выбрали шасси со 120-сильным двигателем Euro 4 и 6-ступенчатой трансмиссией (для фургонов Boxer FV это максимальная комплектация). В теории относительно мощный двигатель и многоступенчатая коробка – благо. Но на практике повышенные динамические качества микроавтобуса отрицательно сказываются на комфорте пассажиров, а реализовать в городском потоке возможности 6-ступенчатой коробки водителю удается не всегда. И если для служебного автобуса, вырывающегося иногда на магистрали, такая комплектация оправданна, то для городского маршрутного такси, а тем более школьного автобуса она явно лишняя. Для них вполне достаточно 100-сильного двигателя и 5-ступенчатой коробки передач. Впрочем, у клиента всегда есть выбор агрегатов. Зато есть вещи, которые заказчик получит при любом раскладе: дисковые тормоза на всех колесах, ABS и система помощи при экстренном торможении, подушка безопасности водителя и гидроусилитель руля.В планах «ИРИТО» помимо 17-местной (16+1) короткой версии еще предусмотрен выпуск 22-местной (18+4 места для стоящих пассажиров) длиннобазной модификации с усиленной подвеской и шинами, рассчитанными на большую нагрузку. Кроме того, на основе длиннобазной модели уже разработан грузопассажирский вариант, к которому пристально присматривается «Аэрофлот».Полномасштабное серийное производство IRITO-Boxer развернется уже в этом году в поселке Ново-Харитоново Раменского района Московской области, на территории Гжельского завода «Изолятор». Первые клиенты уже заказали и оплатили свои машины, а всего в ближайшее время в Россию придет около 150 Peugeot Boxer для переоборудования.Редакция благодарит компанию «ИРИТО» за предоставленный для теста-драйва автомобиль.

Техническая характеристика IRITO-Boxer L3H2-M16

Снаряженная масса, кг 3500
Полная масса, кг 6000
Пассажировместимость, чел. 17
Число мест для сидения/ стояния 16+1/ 1
Максимальная скорость, км/ч 140
Разгон до 100 км/ч, с 21,9
Двигатель L4 DOHC 16V HDI Euro 4, дизель, I-4
Объем двигателя, см3 2178
Мощность, л.с. 120 при 3500 мин–1
Крутящий момент, H·м 320 при 2000 мин–1
Коробка передач Механическая 6-ступенчатая
Тормоза Дисковые на всех колесах, ABS, электронный распределитель тормозных усилий REF, системой помощи при экстренном торможении AFU
Комментировать ... >>