Опубликовано: ГП 08-2007

Полтора этажа без опасности
Автобус Mercedes-Benz Travego

А. Трохачёв, фото автора

Mercedes-Benz Travego смотрится стопроцентным представителем XXI века, хотя год его рождения – 1999-й. До настоящего времени его непрерывно совершенствовали, и теперь по уровню оснащенности электронными системами безопасности он на голову выше многих конкурентов. В 2005 году на заводе в г. Адана (Турция) начался выпуск новой трехосной модификации Travego M. Именно ее немцы решили напичкать новейшей электроникой, создав тестовый автобус безопасности Safety Coach. Для знакомства с ним мы перегнали его из подмосковного Дмитрова в Сергиев Посад.

В принципе, этого тест-драйва могло и не быть. По пути в Россию на границе к автобусу предъявили такие требования, что его едва не развернули обратно. Наши таможенники 6 часов в ожидании мзды описывали транспортное средство, чтобы, не дай Бог, на нем не поменяли сиденья и обшивку боковин, монитор видеокамеры, напольное покрытие и что-нибудь еще. Дошло до того, что даже на жидкость стеклоомывателя затребовали сертификат из Германии: а вдруг там залит полоний-210?

Но вернемся к автобусу.

Туристский Travego M появился в серийном производстве через 110 лет после выпуска Карлом Бенцем первого омнибуса 18 марта 1895 года. А каким смешным он кажется с высоты третьего тысячелетия: мощность двигателя всего 5 л.с., мест хватает только на перевозку 8 человек, тогда как Travego M оснащен турбодизелем мощностью 476 л.с. и располагает 16 рядами комфортабельных индивидуальных кресел. В "пятизвездном" варианте у него 44 места, в "четырехзвездном" – 48 кресел Travel Star Xtra, а в "трехзвездном" исполнении он может перевезти 52 пассажира.

Первыми его раскусили турки: в настоящее время по дорогам страны всемирно известных курортов колесит около тысячи автобусов Mercedes-Benz Travego. Такого количества этих моделей, пожалуй, нет ни в одной стране Евросоюза, включая саму Германию. А уж новой модификации Travego M – и подавно.

Пример Турции оказался заразителен: поставки этой модели в Европу выросли, и тому есть объяснение. Сеть автодорог в Турции насчитывает 414 тыс. км, из которых на скоростные магистрали (т. е. автобаны) приходится всего-навсего 1,9 тыс. км. А ведь это идеальные транспортные артерии с точки зрения эксплуатации автобуса. Примерно 62 тыс. км турецкой дорожной сети составляют шоссейные дороги с асфальтовым покрытием. А остальные 350 тыс. км приходятся на так называемые проселочные дороги. И уж если пассажирский лайнер выдерживает такое, то европейские магистрали покажутся для него раем.

Российские дороги – совсем другое дело, не ругал их только ленивый. Вот и те транспортные артерии, по которым нам довелось гонять тестовый автобус, представляли собой далеко не идеал. Тем не менее другие участники движения то и дело обращали внимание на желтый лайнер, и не потому, что он был с немецкими номерами. Просто Travego М – образец современного автобусного дизайна, в котором практичность и красота не конфликтуют друг с другом. Безукоризненные формы кузова не оставили равнодушными и представителей ГИБДД, которые не лишили себя удовольствия взглянуть на функциональную кабину и оценить комфортабельный салон. Что касается водителей-профессионалов, то в автобусном парке, в который мы заезжали, всех интересовали в основном системы безопасности. В пассажирских перевозках слово "безопасность" является ключевым, и касается не только людей в автобусе, но и других участников движения.

Дискуссии на тему "самый безопасный вид транспорта" не утихают по всему миру, и Германия – не исключение. Недавно там опубликовали статистический отчет, в котором приводились данные по смертности на транспорте. Если верить приведенным цифрам, автобус – наиболее безопасный вид передвижения по территории Германии. Риск смертельного исхода в случае катастрофы выглядит так: в поезде – в 3,6 раза, в самолете – в 17 раз, в личном автомобиле – в 31,7 раза выше, чем в автобусе. Конечно, с этим можно не согласиться, но, как известно, факты – вещь упрямая.

Интерьер Travego M спроектирован и оборудован таким образом, чтобы по всему периметру не было острых углов и кромок. То есть детали салона не могут поранить пассажиров. Материал обивки кресел обладает очень низким порогом возгораемости. При внезапном повышении температуры в моторном отсеке или багажном отделении до экстремальных значений автоматически включается противопожарная сигнализация.

В смысле пассивной безопасности интересен сам кузов Travego М. Установленные по его периметру (как на самолете) шпангоуты из объемного профиля обеспечивают высокую степень жесткости при изгибе и кручении. В дополнение к основной задаче они увеличивают конструктивную прочность боковых стенок и эффективно защищают пассажиров при боковых столкновениях и опрокидывании. Пассажирские двери оборудованы очень чувствительной системой блокировки, предотвращающей проблемы при входе и выходе. Все расположенные в крыше люки являются одновременно и аварийными выходами.

Для предотвращения критической ситуации в арсенале Safety Coach находится обширная гамма систем активной безопасности. Часть из них уже включена в базовое оснащение, а часть устанавливается как опции. Многие из них вроде ABS хорошо знакомы российским перевозчикам, и подробно останавливаться на них нет смысла. А о некоторых хочется рассказать отдельно.

На всех колесах Travego М присутствуют дисковые тормоза, управляемые электропневматической тормозной системой EBS. С ее помощью водитель может осуществлять торможение с большей точностью, что обусловлено распределением тормозных усилий в зависимости от износа тормозных накладок. Главное – содержать систему исправной, а для этого не рекомендуется ездить по глубоким лужам и грязи, игнорировать профилактику в виде поддержания чистоты и своевременной диагностики. В результате накладки служат дольше, уменьшая тем самым эксплуатационные затраты. Благодаря EBS время срабатывания и время нарастания тормозного усилия резко уменьшилось, что привело к сокращению тормозного пути. А это и есть фактор безопасности, ведь иногда для предотвращения беды на дороге как раз не хватает нескольких секунд или долей секунды, и нескольких метров, а подчас и сантиметров.

Наряду с антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) системами EBS включает систему экстренного торможения ВА (Bremse Assistent). Она приходит водителю на помощь при торможении "в пол" и ощутить ее возможности я смог на собственном опыте. Степень замедления автобуса такая, что ремень безопасности вдавливается в грудную клетку. При этом ВА учитывает и скорость движения автобуса, и его массу.

А объясняется молниеносность срабатывания ВА очень просто: как только электроника распознает необходимость экстренного торможения, усилие за доли секунды наращивается до максимума за счет повышения давления в тормозной магистрали. При этом не имеет значения, утопил ли водитель педаль в пол (как говорят водители, встал на нее) или не успел полностью выжать – эффект замедления будет максимальным. При скорости 100 км/ч разница в величине тормозного пути может составлять 10 м.

Автобусы Mercedes-Benz серийно комплектуют электронной системой стабилизации движения ESP. Целенаправленно воздействуя на двигатель и тормозную систему, электроника улучшает стабильность движения автобуса. При прохождении поворотов и перестроении в соседний ряд на крейсерской скорости она обеспечивает курсовую устойчивость лайнера, предотвращая опасные крены и заносы. Конечно, ее возможности не беспредельны (сдуру, как известно, можно и хрящ сломать), зато в сложной дорожной ситуации система позволяет водителю оставаться хозяином положения.

Любопытное устройство нового лайнера – постоянный ограничитель скорости при длительном торможении Dauerbrems-Limiter (DBL). Придуман он не для того, чтобы выжать с заказчиков деньги, а в угоду Ее Величества Безопасности. Дело в том, что, несмотря на использование традиционных ограничителей скорости на пассажирских лайнерах, при движении под уклон нередко происходит превышение предельно допустимой максимальной скорости.

В случае с Travego М речь идет о 100 км/ч. Если сидящий за рулем на протяженных спусках с автострады или перевала не пользуется основной тормозной системой и не задействует гидродинамический ретардер, как только автобус разгоняется выше этой отметки, срабатывает DBL. Эта электронная система соединена с ретардером и автоматически, т. е. без вмешательства водителя притормаживает автобус, когда впрыск топлива в двигатель уже прекратился, а максимально допустимая скорость превышается вследствие ускорения под воздействием силы тяжести. Очень удобная и полезная штука. И поскольку у нас нередко встречаются водители "без царя в голове", ее обязательно нужно заказывать.

Еще одна новая система на борту Travego М – так называемый темпомат Abstands Regel Tempomat (ART). Он способен начинать работу при скорости движения собственного транспортного средства 15 км/ч и расстоянии до впереди идущего автомобиля не более 150 м. Принцип действия у него тот же, что у системы Distronic на легковых автомобилях Mercedes-Benz. С помощью радара, встроенного в передний бампер, система автоматически распознает другой движущийся в попутном направлении объект. Как только расстояние до него становится меньше предварительно заданного, электроника срабатывает в течение 50 миллисекунд и притормаживает автобус, используя до 20% от максимально возможного тормозного замедления. Иными словами, "удара по тормозам" не происходит. Автоматическое снижение скорости обеспечивается за счет уменьшения числа оборотов двигателя, или применения тормоза-замедлителя, или рабочего тормоза до тех пор, пока не достигается предварительно выбранная водителем дистанция. Но этого достаточно для того, чтобы зазевавшийся водитель успел взять ситуацию под контроль и при необходимости дожать педаль до полной остановки лайнера.

Чтобы автобус, движущийся со скоростью 100 км/ч, замедлился до едущего впереди грузовика со скоростью 50 км/ч, потребуется минимальная дистанция между ними 60 м, а на замедление уйдет 30 м пути. Вот и представьте себе эффективность системы. Кстати, если впереди нет автомобиля, система ART работает как темпомат. Разработчики утверждают, что ART незаменим на автобанах и в пригородном сообщении, где трафик или внезапное замедление транспортного потока из-за аварии или ремонтных работ – явление не такое уж редкое.

Следующее устройство для российских условий лично мне показалось пока преждевременным. Речь идет о Spurassistent (SPA), так называемом ассистенте линий дорожной разметки. Это всевидящее око устанавливается на передней панели и зорко следит за движением между белыми полосами на асфальте и распознает опасность съезда с трассы. Активируется прибор на скорости свыше 70 км/ч и принцип его работы предельно прост: если водитель пересекает линию разметки, не включив соответствующий направлению указатель поворота, раздается неприятный звуковой сигнал, а на кресло водителя с той же стороны передается вибрация. Сделано это для того, чтобы предотвратить засыпание водителя за рулем и как следствие – избежать аварии. Но дело в том, что в России не на каждое дорожное полотно нанесена четкая разметка. Кроме того, система не реагирует на линии другого цвета (желтые, оранжевые и пр.), а ведь ремонтируемые участки именно такую разметку и имеют. В общем, при всей полезности за рубежом в нашей стране эта чудо-техника реального спроса пока не найдет. Объяснение тому – высокая цена устройства: более 5000 евро. Для отечественных транспортных операторов, экономящих на мелочах, сумма внушительная, чтобы ее тратить на опцию, реальной отдачи от которой может и не быть.

В день проведения теста на улице было то жарко, то прохладно, то ярко светило солнце, то шел дождь. Но на моей работоспособности это не сказалось, поскольку в салоне Travego М был прекрасный микроклимат. И все благодаря мощной климатической установке с централизованной подачей воздуха. Сопла воздуховодов с индивидуальным обдувом над каждым креслом ушли в прошлое.

Тест показал, что как бы хороши и совершенны ни были электронные устройства, главной системой обеспечения безопасности остается человеческое сознание. Если с ним все нормально – не будет проблем на дороге. А если нет у человека мозгов, то никакие суперсовременные блоки управления не уберегут от беды, ведь законы физики пока никто не отменял...

По данным первого полугодия 2007 года в Западной Европе продано свыше 450 единиц Mercedes-Benz Travego M, из которых 120 экземпляров – в версии 16 RHD – что мы тестировали. Кстати, в мае прошлого года, накануне чемпионата мира по футболу в Германии, Travego М в качестве транспортного средства выбрали национальные сборные Германии и Нидерландов. В мае 2007 года два турецких Mercedes-Benz Travego M были переданы в транспортные компании Оренбурга. А в июне еще два таких лайнера приобрели спортивные клубы. Кто-кто, а футболисты и транспортные операторы толк в технике знают: престижной, скоростной, комфортабельной, а главное – экономичной и максимально безопасной!

Кстати, о безопасности

В 2004 году в Германии была разработана программа Safety on Tour как специальный курс для клиентов DaimlerChrysler AG.

В нем все упражнения на управляемость транспортных средств были максимально приближены к реальным ситуациям на дороге. В нее включили три курса: "Физика движения", "Безопасность груза для профессионалов" и "Системы безопасности". Сейчас в Германии действуют несколько разных курсов безопасного вождения, в которых ежегодно принимают участие около 20 тыс. клиентов Mercedes-Benz.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен