Опубликовано: ГП 04-2004

Scania против ЛиАЗа

Л. Кузнецов, фото автора

Внимание! При подготовке этой статьи в первую очередь учитывалось не соответствие «европейским нормам» и «общемировым стандартам», а мнение девушки ростом 167 см, предпочитающей светлую одежду и обувь на каблуке и вынужденную каждый день пользоваться автобусом по дороге в институт и обратно.

Низкопольные автобусы все чаще можно встретить на городских маршрутах. Пальма первенства в деле насыщения автобусных парков машинами этого класса до недавнего времени принадлежала белорусским автобусостроителям. МАЗ-103 уверенно въехал на улицы российских городов, тем более что конкурентов у него не было – низкопольные машины в России не выпускал никто. Но свято место пусто не бывает: за последние пару лет их начали предлагать «Скания-Питер» и «Волжанин». В 2003 г. экспериментальный «низкопольник» показал ЛиАЗ, заявив, что эта машина встанет на конвейер уже в 2004 г. Так или иначе, в ближайшем будущем процент таких автобусов отечественного производства в парках будет увеличиваться. Так что же они собой представляют?

Вашему вниманию предлагаются две машины: Scania Omni Link и ЛиАЗ-5292. Обе относятся к одному классу 12-метровых городских автобусов с низким уровнем пола, но отличаются компоновочными схемами. У ЛиАЗ-5292 двигатель поперечный, ведущий мост – со смещенной главной передачей и уровень пола одинаков по всей длине автобуса. Двигатель Scania Omni Link расположен продольно, ведущий мост – «классический», с центральным расположением главной передачи и, как следствие, уровень пола в задней части салона выше.

Все три двери на ЛиАЗе поворотные и двустворчатые. На Scania третья дверь одностворчатая, первая и вторая – двустворчатые. Створки первой двери поворотные, второй и третьей сдвижные, как у туристических автобусов. Для России такое решение едва ли можно назвать удачным: подошедший слишком близко к автобусу потенциальный пассажир рискует получить открывающейся створкой по лбу (автор несколько раз был свидетелем такого пассажа). Однако дело тут скорее не в конструкции машины, а в недостатке культуры пассажиров. Привычку подбегать к подъехавшему к остановке автобусу до того, как он остановится и откроет двери, хорошей назвать язык не поворачивается.

Открытые двери у обеих машин обеспечивают комфортную посадку. С внутренней стороны все поворотные створки дверей оборудованы наклонными поручнями контрастного цвета, снижающими шанс «промахнуться» при попытке ухватиться за них. Высота дверных проемов ЛиАЗа позволяет войти в салон, не нагибая головы, человеку ростом 190 см, а Scania не заставит «кланяться» и баскетболиста под два десять. Есть замечание к ширине дверного проема ЛиАЗа: нижние опоры дверных створок закрыты здоровыми пластиковыми кожухами большой ширины с наклонной поверхностью, сильно выдающимися в проем при открытых дверях. Наступив при посадке на скользкий пластик, легко можно подвернуть ногу, особенно если обувь на высоком каблуке.

Один шаг – и вы в салоне. Утверждение справедливо для всех дверей ЛиАЗа и первой и второй дверей Scania. Третья дверь шведского автобуса имеет дополнительные ступеньки, как нормальный высокопольный автобус. Это плата за центральное расположение главной передачи ведущего моста. С высотой подножки тоже проблем не будет, особенно если автобусу удастся подъехать вплотную к бордюрному камню. Кроме того, подвеска Scania позволяет автобусу «приседать» на остановках и существенно уменьшать высоту подножки; опция особенно полезная для машин, оборудованных выдвижным трапом для въезда инвалидных колясок.

Кабина водителя и на Scania, и на ЛиАЗе отделена от салона небольшой дверью и отдельного выхода не имеет. Вся ширина передней двери полностью используется для входа и выхода пассажиров. Для европейского автобуса это нормально, но для российского? Вряд ли шум в салоне будет благотворно влиять на психологическое состояние водителя. По крайней мере, на серийном ЛиАЗе конструкторы собираются полностью изолировать от салона кабину водителя, для входа в которую будет служить передняя створка передней двери.

Сразу за средней дверью в салоне расположена большая накопительная площадка, обнесенная горизонтальным поручнем. На ЛиАЗе он замкнутый П–образный, с неизменной высотой, на Scania левый и продольный поручни выполнены отдельно и расположены на разной высоте. По удобству высоты расположения их можно охарактеризовать так: за все можно держаться, на продольный и правый поручни «шведа» опереться, а на поручне ЛиАЗа и левом в Scania при желании получится повиснуть. Левая сторона накопительной площадки в обеих машинах огорожена экранами. Отсутствие правого экрана в Scania понятно, его заменяют спинки сидений, а вот почему он отсутствует в ЛиАЗе?

Вопрос далеко не праздный. Потерявшего равновесие пассажира удержит поручень, а уехавшая хозяйственная сумка на колесиках может славно ударить по ногам пассажиров, сидящих у нее на пути (сиденья справа от площадки установлены в ЛиАЗе против хода машины). Зато экраны перед дверью на Scania по европейскому стандарту: и верхний, и нижний, а ЛиАЗ посчитал, что можно обойтись без верхнего.

Если из центральной части салона Scania захочется пройти в заднюю, придется подняться на две ступеньки, в то время как на ЛиАЗе пол ровный, хоть в боулинг играй. Но это не означает, что в ЛиАЗе можно вообще не шагать, т.е. можно и не шагать, но тогда придется ехать стоя. Все сиденья установлены на невысоких продольных подиумах, под которыми размещены элементы подвески и трансмиссии. В средней части салона Scania подиумов нет, и ноги сидящих пассажиров опираются непосредственно на пол.

Сиденья на обеих машинах полужесткие, с пластиковым каркасом и тканевой обивкой. Откровенно радует новая конструкция сиденья у ЛиАЗа – и сидеть удобно, и ухватиться есть за что. Верхняя ручка в форме дуги одинаково удобна и для горизонтального захвата (когда встающий с заднего сиденья пассажир берется за ручку переднего), и для вертикального (когда стоящий рядом не может дотянуться до верхнего поручня). Сиденья у Scania делают комфортным только вертикальный захват, зато у них есть подголовники. Европа-с.

«За что ухватиться?» – естественный вопрос человека, который стоя едет в автобусе. В обычных автобусах хватаются, как правило, за верхний горизонтальный поручень. В низкопольных за него может комфортно ухватиться только человек с ростом намного выше среднего: из-за высокого потолка верхний поручень задран на высоту под два метра, и человек среднего роста виснет на нем, как белье на веревке. Недоступность верхнего поручня компенсируется обилием свисающих с него петель- «виселиц» и большим количеством вертикальных поручней. Причем, если на Scania петли и выглядят как петли, то у ЛиАЗа над их формой явно потрудились опытные дизайнеры: лиазовская «виселица» больше похожа на «ручку с ремешком». А в задней части Scania от горизонтальных поручней вообще отказались, успешно заменив их вертикальными, установленными у каждого ряда сидений.

Несколько слов о вентиляции. Каждый пассажир норовит вдохнуть кислород, а выдохнуть всякую гадость. В связи с этим в салон необходим приток свежего воздуха. Помимо форточек в окнах (откидывающихся внутрь), существуют еще вентиляционные люки в крыше (они же – аварийные выходы). Чтобы открыть таковой, нужно толкнуть ручку люка вверх. Дотянуться до нее еще сложнее, чем до верхнего поручня. Получается, что пассажир стоит перед выбором: либо прыгать, либо дышать через раз.

В мире нет ничего неизменного. Но очень хочется дожить до того дня, когда серийный низкопольный ЛиАЗ можно будет сравнить с серийной же низкопольной Scania. Что в них изменится, а? Принимаем ставки. Угадавший максимальное количество изменений получит тест с автографами автора и девушки-модели.



Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию