Опубликовано: ГП 08-2008

Рядовой стройбата
Самосвал Урал-583109

Андрей Филиппов, фото автора

Панель приборов проста и незатейлива
ЯМЗ-7601,10-14
Боковая защита топливного и масляного баков
Задний мост оснащен стабилизатором, а противоподкатный брус фиксируется в двух положениях
Элемент задней подвески кабины и защита двигателя от засыпания сверху
Для удобства эксплуатации ступенька под бампером откидная
Так решен вопрос с подогревом кузова, на заднем плане – стремянка с демпферной пружиной
Пользоваться кузовной лесенкой довольно удобно, а инструментальный ящик не открыли

Производитель кузова: ООО «Уралпромтехника» (Миасс)Модель: «Урал-583109»Производитель шасси: ОАО «АЗ «УРАЛ»Базовое шасси: «Урал-63685-110-01»Цена: 2 091 000 руб.

Марка «Урал» у большинства мужчин ассоциируется с военной техникой, главными ее признаками являются выносливость, надежность, высокая проходимость и... простота. Автомобиль, о котором пойдет речь, внешне сразу выпадает из этого стереотипа. Полного привода нет, кабина большая и абсолютно не соответствует военным требованиям, да еще и самосвальный кузов в придачу. Может, эта машина вовсе и не «Урал»?

Мелочи жизни
Когда подходишь к незнакомой машине, взгляд автоматически цепляется за самую яркую деталь. Первое, на что обратил внимание при приближении к «Уралу», это клиренс. Автомобиль очень высоко сидит над дорогой, и когда узнаешь, что 1-я ось не ведущая, хочется немедленно это проверить. Да, действительно, колесная формула 6х4. Но расстраиваться не стоит, «Урал» оснащен межколесной блокировкой 3-й оси и межосевой блокировкой задней тележки. Кстати, мосты задней тележки марки FAW. В крайнем случае, машину всегда можно вытащить тросом – буксирные проушины предусмотрены, как в переднем бампере, так и сзади.Вообще самосвал понравился своей приспособленностью именно к работе на наших строительных площадках и вниманием к мелочам. Фары головного света прикрыты решеткой, а задние фонари хоть и без нее, но расположены так, чтобы высыпаемый грунт на них не попадал. Бампер расположен достаточно высоко, благодаря чему угол въезда составляет 21,5º. А чтобы его высота не стала помехой для обслуживания ветрового стекла, конструкторы предусмотрительно установили откидную ступеньку, причем учли даже то, что зимой металл скользкий, и сделали резиновую вставку. Для увеличения угла съезда можно переместить противоподкатный брус в верхнее положение, получив возможность спокойно съезжать с горки с углом 54º. В транспортном положении, когда брус выполняет свою функцию, угол ограничен 31,5º.Не забыты и грязезащитные щитки. Задние, хоть и сделаны из простого листа железа, расположены достаточно низко, чтобы уменьшить количество брызг. Пусть выглядят они примитивно, зато строительный мусор и грязь не будут застревать меду ними и колесами, как это иногда бывает с полукруглыми. А впереди вместе с основными пластиковыми щитками есть еще дополнительные резиновые, прикрывающие стык с кабиной.Казалось бы, кузов и кузов, что там может быть особенного. Но нет, подходы к проектированию и креплению тоже могут быть разными. Так, «Уралпромтехника» не просто обогревает выхлопными газами стенки кузова, а пустила подогретый воздух именно в места наиболее вероятного налипания – в стыки бортов и днища, попутно изменив угол их соприкосновения. Предусмотрительно усилены и места крепления механизма опрокидывания, а в районе опоры гидроцилиндра для снижения ударных нагрузок установлены стремянки с демпферными пружинами. И если в самосвале запасное колесо закрепить можно только на платформе, то по крайней мере у уральцев лебедка механизма опускания не находится на траектории спуска.Чего я не понял, так это причины, по которой труба забора воздуха расположена под козырьком кузова. Ведь за кабиной, над двигателем, предусмотрительно установлен кожух для защиты от случайно просыпанного грунта. Стоило бы и заборник вывести подальше от пыли и грязи, впрочем, это легко устранить.Конструкторы некоторых заводов считают, что водитель самосвала – мужская профессия. И в соответствии с этим они либо делают дополнительную ступеньку неподвижной (если сомнется, всегда можно кувалдочкой подровнять), либо не устанавливают ее вообще, мол, спортивнее надо быть. К счастью, коллектив из Миасса эти мнения не разделяет. На тестируемом «Урале» дополнительная нижняя ступенька есть, сделана она подвесной – и влезать в кабину удобно, и при ударах о грунт не оторвется.Ожидать каких-то откровений о кабине, которой уже более двадцати лет, естественно, не стоит. Хотя как посмотреть: например, по сравнению с семейством «Урал-4320», это огромный шаг вперед. А если серьезно, то для самосвала полуторная кабина – оптимальный вариант. Забираться в нее не составляет проблем. Поручни, хоть они и не большого размера, как-то ненавязчиво оказываются под рукой. А, захлопнув дверь, оказываешься в мини-пространстве, где все подчинено только работе.Сев первый раз в незнакомую кабину, естественно, начинаешь осматриваться, ощупывать панель, открывать вещевые ящики, настраивать магнитолу, наконец. С «Уралом» все не так. Ты берешься за руль, чтобы подобрать оптимальное положение, а он, бац – и с первого раза становится как надо. Начинаешь разглядывать приборы, а они тебе: «Все, что надо – на месте, по ходу разберешься». Пытаешься рассматривать переключатели и видишь, что все подписано. Сначала показались хлипкими ручки дверей и дефлекторы обдувов. Только хотел это проверить, как услышал: «Ну что ты скачешь. Работать пришел – вот и работай. Руль удобный, рычаг КП надежный, дискомфорта на сиденьи не испытываешь, чего тебе еще надо?». «А вот скорость вентилятора всего одна, и дует слабо». А в ответ: «Ты видишь, что воздух непосредственно к стеклам подводится, включая боковые?». «А магнитола, где?» – «На дискотеке, зануда, заводи!»Пришлось сдаться. Все правильно, самосвал – это прежде всего рабочий инструмент!.. Да, интерьер утилитарен, но попробуйте вычистить от грязи кабины дальнобойных тягачей. А слабо отрегулировать обороты холостого хода из кабины или бросить грязные спецовки прямо на кожух моторного отсека (все равно скоро опять трос разматывать)? И пространство между сиденьями и задней стенкой – то, что надо. Прикрутил пару крючков – будет место для робы. Сухо на улице, так поставь сапоги за сиденье. А можно и ящик для полезных мелочей соорудить, к сожалению, заводские отсеки для вещей скорее декоративные, чем функциональные. К тому же наружный ящик для инструмента вообще не удалось открыть – криво приварена задвижка. В общем, кабина не разочаровала, даже заставила улыбнуться – все-таки горным тормозом двигатель глушат только у нас…Есть, конечно, модификация «Урал-583104», оснащенная кабиной со спальным местом, но в большинстве случаев оно используется не по назначению. Чаще всего там складывают верхнюю одежду, каску, обед и другие вещи. Коротающий ночь в кабине самосвала водитель – это скорее пример нерационального использования техники и подчиненных, чем нормальное явление.

В суете городов
Покататься на самосвале в боевом режиме не получилось, а жаль. В принципе, не удалось выяснить только правильность подбора сочетания двигателя и КП. Об остальных параметрах можно сделать выводы и без загрузки автомобиля.Девятиступенчатая ярославская КП, работает четко. Точность переключения очень хорошая. Включается именно та передача, которая тебе нужна, да и расположение самого рычага КП довольно удачное. Признаться, я ожидал худшего.Хотя подвеска всех осей рессорная, на плавность хода не может пожаловаться даже пассажир, который путешествует на жестко закрепленном сиденьи. Что уж тут говорить о водителе – ведь его сиденье на пневмоподвеске. А кабина крепится к раме через четыре амортизационные пружины.Покрутившись по окраинам Москвы, я так и не смог найти места для проверки геометрической проходимости самосвала. Зато в полной мере испытал то, что будет ощущать водитель «Урала» при движении по строительным объектам в городе. Никакого дискомфорта; руль с гидроусилителем удобный, маневренность тоже не подкачала и габариты чувствуются хорошо.В кабине относительно тихо; можно разговаривать, не повышая голоса, если не подняты боковые стекла. К ним, вернее к их совместной работе с зеркалами заднего вида, пожалуй, самая серьезная претензия по автомобилю вообще. Дело в том, что старая безкапотная кабина IVECO образца 1988 года, которую теперь устанавливают на «Урал», имела в дверях вентиляционные форточки. Безусловно, курильщикам это на руку. Зато остальным, да и тем, кто курит тоже, стойка между опускаемым стеклом и этой самой форточкой перекрывает часть обзора в правое зеркало, причем, солидную часть. Выхода из данной ситуации два. Первый – фантастический: надо установить цельное стекло двери, а естественную вентиляцию возложить на люк, сейчас он с этим прекрасно справляется. Второй – реалистический, замена кронштейна линзы по азиатскому типу, с вылетом вперед. При той ситуации, которая сложилась на данный момент, маневрировать задним ходом довольно трудно. Зато к самим зеркалам, несмотря на отсутствие электрических примочек, претензий нет. Информацию, о происходящем вокруг они передают как надо и на любых оборотах двигателя не докучают вибрацией.Поездка на незагруженном автомобиле оставила приятные впечатления и, думаю, после полной загрузки самосвала, они не изменятся.«Урал-583109» показал себя достойным продолжателем рода и не посрамил честь марки. Превосходя предшественников по комфорту, он обеспечивает хорошую надежность. И хотя межсервисные интервалы в 10 000 км нельзя назвать выдающимся достижением, такой подход приносит свои плоды. За полтора года продаж, была лишь одна серьезная рекламация – на неисправность 2-го моста. Кстати, предпродажная подготовка, без которой продажа автомобиля запрещается, состоит из пятнадцати обязательных пунктов – серьезный подход, серьезного производителя.


На тест-драйв «Урал-583109» предоставлен ООО «Автомаш Холдинг». Тел. (495) 540-2737/ 38

Техническая характеристика самосвала «Урал-583109» (по данным производителя)

Полная масса, в том числе:
на переднюю ось, кг
на заднюю тележку, кг
33500
7500
26 000
Снаряженная масса, кг 13350
Грузоподъемность, кг 20000
Двигатель:
рабочий объем, см3
мощность, л.с.
крутящий момент, Н·м
ЯМЗ-7601.10-14, V-6, турбодизель
11 150
300 при 1900 мин–1
1275 при 1100–1300 мин–1
Коробка передач
тип

количество ступеней вперед/ назад
ЯМЗ-239
механическая,
синхронизированная, с планетарным демультипликатором

9/1
Сцепление ЯМЗ-183, фрикционное сухое однодисковое, привод гидравлический, с пневматически усилителем
Подвеска Зависимая рессорная, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система Пневматическая двухконтурная с системой ABS
Колесная формула 6х4
Минимальный радиус поворота, м 7,58
Комментировать ... >>