Опубликовано: ГП 10-2008

Автобус Urbino 10III

Шилович Дмитрий, фото автора





Увеличение маятниковой миграции между мегаполисами и городами-спутниками привело к тому, что маршрутки не справляются с возрастающим пассажиропотоком. В связи с этим актуальными стали автобусы среднего класса, к которым и относится вместительный и удобный новый Urbino 10III польской компании Solaris Bus & Coach Sp. z o.o. из местечка Болехово, что в пригороде Познани.

Комплектация всех «Солярисов» индивидуальна. Поэтому речь пойдет о конкретном Urbino 10III, предоставленном нам на тест перевозчиком гминного (районного) значения GZK из небольшого городка Рэндзины (Rędziny), который использует шесть автобусов этой модели для связи с крупным городом Ченстохова. Выбор данной транспортной компании в пользу двигателя IVECO и зависимого переднего портального моста ZF для тестируемого автобуса объясняется умеренной ценой и распространенностью сервиса этих компаний в Польше. Отсутствию панорамного ветрового стекла, включаемого уже в базовую комплектацию Urbino третьей серии, тоже нашлось предельно простое логическое объяснение: половинка такого стекла в пересчете на российские рубли составит порядка 27 500 руб., а за панорамное придется выложить вдвое больше. Такая сумма для мелкого перевозчика, коим является GZK Rędziny, уже ощутима. Это у нас можно годами ездить с трещинами, а в ЕС за целостью стекол строго следят.Эксплуатация низкопольных машин на пригородных маршрутах Польши – забота о пассажирах. В ближайшей перспективе перевозчики ЕС будут дотироваться государством за эксплуацию подвижного состава, доступного для лиц с ограниченными физическими возможностями. Наличие техники с ГМП – прежде всего знак обеспокоенности перевозчика о здоровье собственных водителей, на лечение которых предприятию придется тратить на порядок меньше средств. Кстати, расход топлива у тестируемого Urbino 10III с «автоматом» в пригороде не превышал 24 л, при том что производитель допускает 32 л/ 100 км. Все новые «Солярисы» оснащены двумя бортовыми компьютерами, контролирующими не только электронику автобуса, но и работу водителя. Все эксплуатационные данные от расхода топлива до продолжительности работы машины на маршруте и ее технической исправности перевозчик может снять с карт памяти в любом сервис-центре производителя.Стайлинг, разработанный берлинской дизайн-студией IFS Designatelier, сразу выделяет Solaris в потоке среди аналогов. Немецкую сдержанность в экстерьере автобуса можно охарактеризовать как тонкое чувство стиля, присущее всей серии Urbino III. Кстати, стоит отметить функциональность всех конструктивных решений, применяемых в этих моделях. Ведь даже понижающийся с правой стороны по ходу движения уровень ветрового стекла создает характерный образ передней маски автобуса и обеспечивает лучшую обзорность передней двери и правой стороны в целом.Единственной помехой является рулевое колесо, меньшего в сравнении с отечественными аналогами диаметра, частично перекрывающее показания приборов. Не спасет и изменение угла наклона рулевой колонки: в «Солярисе» она регулируется вместе с панелью приборо нажатием левой ногой металлической напольной кнопки.Несмотря на 10-метровую длину автобуса, на узких польских дорогах маневрировали без проблем, отлично чувствуя габариты машины. Сложилось ощущение, что управлять этим автобусом проще, чем удлиненным Mercedes-Benz Sprinter или Ford Transit. Даже вертикальная перемычка ветрового стекла не влияет на общую обзорность.Urbino 10III получился резвым и достаточно послушным – «лошадок» двигателя ему хватает. Двигатель адекватно отзывается на педаль газа, чего не скажешь о тормозной системе, которая напомнила троллейбусную – чуть сильнее придавил педаль и автобус стоит как вкопанный. Это, конечно, хорошо в экстренных ситуациях, но при поездке в спокойном городском потоке с непривычки ждешь от пассажиров едких замечаний!Кресло на пневмоподвеске, с пятью регулировками. Кроме основных – наклона спинки и сиденья – есть две ортопедические подушки на пневмоприводе. Хочешь иметь правильную осанку и здоровый позвоночник, нажимаешь желтую кнопку с правой стороны от сиденья. Индивидуальное отопление и вентиляция, автоматическая трансмиссия, обилие полочек и ниш для личных вещей – водителям Urbino 10III можно по-дружески позавидовать. В «Солярисе» все сделано так, чтобы ничто не мешало им выполнять свою работу.Единственный минус планировки – очень узкий проход от двери в заднем свесе к средней накопительной площадке. Однако это несущественная помеха для пассажира в сравнении с «балконом» и «галеркой» у аналогичных МАЗ-206 и ПАЗ-3237, в которых даже человек среднего роста подпирает головой потолок и поручни.Из 22 пассажирских мест, лишь три расположены в низкопольной части автобуса: откидные страпонтены и полутораместный диванчик для пассажиров с маленькими детьми. Без поролоновой прослойки на пластиковых сиденьях ехать жестковато.Пассажирский салон оборудован тремя отопителями, два из которых закреплены над колесными арками. Металлический кожух последних вплотную прилегает к ногам пассажиров, однако водителям пока на них никто не жаловался. Проверить же на собственных ногах не было возможности, так как тест проходил в 32-градусную жару!Зато летнее пекло помогло опробовать систему вентиляции салона. Пассивным средством проветривания являются пять сдвижных оконных форточек увеличенного размера и два стеклянных потолочных люка на электроприводе, которые и выполняют команды климат-контроля. При включении водителем стеклоочистителей люки закрываются автоматически. Есть принудительная вентиляция, которая тоже на электроприводе и может работать без непосредственной команды водителя.В отделке интерьера приоритет отдан материалам светло-серых оттенков, которые визуально увеличивают пространство и меньше нагреваются на солнце.Я придирчиво искал неаккуратности в нарезке декоративных профилей, вздутия противоскользящего напольного покрытия, потеки ржавчины, коррозию на металлических элементах салона и стальном кузове. Но все мои попытки были тщетны.А выводы можно сделать из лестных отзывов перевозчиков об активности производителя в сборе замечаний и предложений от эксплуатирующей стороны. Все польские перевозчики, использующие «Солярисы», с которыми мне довелось общаться, в один голос твердили об этом. А ведь это и есть цивилизованный подход производителя, дорожащего своей репутацией, к клиентам. Когда же у нас исчезнет присущая ряду представителей отечественного автопрома варварская система «сбыл–забыл»? Наверное, это свершится только после того, как на рынке России и СНГ будет поддерживаться реальная конкуренция.Самым объективным доказательством качества любой машины является география продаж. Доказательством качества Соляриса Urbino 10III является факт, что из более чем 170 автобусов данной модели, треть эксплуатируется в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Норвегии, Франции и Венгрии. Хочется верить, что следующей страной, которая пополнит графу экспорта польских Urbino, станет Россия. По крайней мере, дополнительных «10 метров Солнца» нам точно не помешали бы!

Технические характеристики Solaris Urbino 10III

Габаритные размеры, мм 9940х2550х2850
Колесная база, мм 4800
Масса снаряженная/ полная, кг 9300/ 15 500
Высота ступени пассажирского салона для каждой двери, мм 320/ 320/ 340
Ширина проемов дверей, мм 860/ 1350/ 1350
Мест для сидения 23
Пассажировместимость 91
Формула дверей 1+2+2
Устройство для инвалидов Механический пандус на 2-й двери 1000x905 мм
Двигатель: IVECO NEFF4AE0681B
мощность, л.с. 239,4
Коробка передач Voith D851.3, ГМП, 3-ступенчатая
Передний мост ZF RL 85/A, портальный
Задний мост ZF А.В. 132, портальный
Вспомогательные системы отопления Webasto
Система централизованной смазки Fogel KFBS1 с самостоятельной диагностикой
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию