Опубликовано: ГП 08-2006

«Cуперкаблук»
Фургон VW Caddy Kasten

Д. Нестеров, фото автора

История коммерческих автомобилей фирмы Volkswagen AG началась в 1949 году, когда встал на конвейер заднемоторный VW Transporter T1, созданный на базе легендарного "Жука". С тех пор прошло 57 лет, но все время немецкий концерн постоянно обновлял и совершенствовал свою продукцию.

В 1975 году вышел среднетоннажный Volkswagen LT (Load Transporter), на смену которому в 2006 году пришли более мощные и совершенные VW Crafter. Бразильское отделение концерна Volkswagen do Brazil S. A. выпускает семейство средних и тяжелых грузовиков Titan и Constellation. Но помимо перечисленных моделей в коммерческой линейке производителя присутствует еще один интересный автомобиль – развозной переднеприводный VW Caddy, благодаря своей надежности имеющий устойчивый спрос у покупателей.

Последнее, третье поколение Caddy появилось в 2004 году. В отличие от предыдущего, базировавшегося на платформе Seat Ibiza – испанского аналога Volkswagen Golf, за основу нового Caddy был взят компакт-вэн Touran, от которого заимствовано около 50% узлов и агрегатов. Унификация позволила создать более вместительный автомобиль без существенного повышения себестоимости. Новый Caddy удлинили на 198 и расширили на 107 мм. Колесная база увеличилась на 80 мм. При этом грузоподъемность возросла на 200 кг. Теперь автомобиль может перевозить до 750 кг полезного груза, опередив по данному показателю своих ближайших конкурентов Renault Kangoo (725 кг) и Citroёn Berlingo (600 кг).

Гамма моторов включает атмосферные бензиновые двигатели объемом 1,4 и 1,6 л, отвечающие экологическим стандартам Euro 4, и 2-литровый дизель Euro 3 (SDI). Помимо этого по желанию заказчика автомобиль можно оснастить мощным 1,9-литровым турбодизелем. Последний снабжен турбиной VTG с изменяемой геометрией и развивает крутящий момент до 250 Н·м (!). С двигателем можно состыковать автоматическую КП DSG с двойным сцеплением.

Не хватает подсветки замка зажигания

Для знакомства с семейством машин мы выбрали грузовой VW Caddy Kasten с мотором 1,4 л и механической 5-ступенчатой КП, предоставленный официальным дилером концерна Volkswagen AG.

Сразу заметно, что по части дизайна у нового "каблучка" нет ничего общего с предшественником. Это совершенно другой автомобиль, причем довольно-таки симпатичный. Отсутствие модных ныне "архитектурных излишеств" придает машине легкость. Высокий кузов с широкими дверными проемами придется по вкусу рослым водителям. Массивный передний бампер с интегрированной фальш-решеткой радиатора и кругляшом фирменного шильдика "VW" смотрится внушительно, но при этом органично сочетается с фарами головного света и пологим капотом. Силуэт кузова с изящными линиями и сглаженными углами, что свидетельствует о неплохих аэродинамических свойствах. Зазоры в сочленениях кузова минимальны – вот оно, немецкое качество! Хотя собирают автомобили на заводе в польской Познани.

Поскольку Caddy дебютировал сравнительно недавно, внутри и снаружи он выглядит современно. Оформление передней панели и комбинации приборов очень напоминает Volkswagen Golf. Сочетание светлых тонов обивки и мягкого пластика создает весьма уютную обстановку в салоне. Стенка за водителем с изогнутым профилем вглубь грузового отсека, для того чтобы обеспечить больший диапазон регулировки водительского кресла по углу наклона спинки. Само кресло регулируется и в продольном направлении.

Так выглядит комбинация приборов в ночное время

Рулевое колесо имеет регулировку по углу наклона, но, на наш взгляд, диапазон у него слишком узкий. Новая 4-спицевая "баранка", заимствованная у VW Transporter, приятна на ощупь и удобна в обхвате. На центральной консоли расположились три кругляша рукояток системы вентиляции и отопления салона. Ниже заглушка под установку аудиосистемы. Под ней пепельница с прикуривателем и ниша для всяких мелочей. А что это за кнопка перед рычагом КП? Да это же отключение противобуксовочной системы ASR. Запомним...

Карманов и ниш много – в дверях, в передней панели, за водительским креслом. Полка над ветровым стеклом поражает своими размерами – шириной с локоть!

Помимо прочего отметим, что в стандартное оснащение нашего Caddy входят две подушки безопасности (SRS) – для водителя и пассажира, а также противобуксовочная система (ASR), антиблокировочная система тормозов (ABS) и система контроля за торможением двигателя (MSR).

Багажное отделение "каблучка" Caddy – одно из самых больших в своем классе. Более вместительный грузовой отсек имеет только Ford Transit Connect в длинной комплектации (LBW). Внутренняя высота кузова автомобиля составляет 1257 мм, поэтому сюда без труда можно загрузить европоддон. Погрузочная высота всего 587 мм (однако это на 19 мм выше, чем у предшественника). Пол грузового отсека выполнен из гофрированного металла. Для надежного крепления груза в пол вмонтированы шесть прочных такелажных петель. Борта кузова частично отделаны фанерой. Для удобства погрузки-разгрузки помимо задней распашной двери можно воспользоваться боковой сдвижной дверью с правой стороны. А для работы в темное время суток конструкторами предусмотрена подсветка отсека.

"76-й" не заливать!

Пора опробовать Caddy в деле. Поворачиваем ключ в замке... и вдруг послышался рокот, похожий на звук дизеля. Но секунд через пять все пришло в норму. Обороты опустились до 800 мин-1, и двигатель стал абсолютно бесшумным. О его работе можно судить только по показаниям стрелки тахометра.

"Каблучок" разочарует тех, кто ждет от 1,4-литрового двигателя всяких "драйверских" штучек. У него другие задачи – при минимальном расходе топлива доставить груз в определенное место в назначенное время. И с этой задачей Caddy справляется "на отлично". Мотор подкупает своей тяговитостью на низких и средних оборотах. В напряженных условиях города он позволяет не переключаться на пониженную, легко разгоняя машину с 40 км/ч на пятой передаче. При этом стоит отметить бесшумность силового агрегата. На загородном шоссе машина также "не конфузится" и уверенно держится в транспортном потоке, удерживая крейсерскую скорость 110...130 км/ч. Правда, динамика разгона уже хуже. Неожиданно легковесными оказались тормоза: чуть коснешься и тут же повисаешь на ремне безопасности – перетормозил!

Подвеска здесь умеренно комфортная, обладает хорошей энергоемкостью, но склонна повторять профиль дороги. А на средних неровностях потряхивает изрядно. Во время езды на ум периодически приходят мысли, что, хотя мы и ездим на европейских автомобилях, но до европейского качества дорог нам еще очень далеко...

В управлении автомобиль резкий, динамичный, прекрасно подходит для городской толчеи. Электромеханический усилитель руля срабатывает без задержек. Усилие на руле ниже среднего. При исполнении упражнения "переставка" на скоростях больше 60 км/ч заднюю ось начинает слегка уводить в занос. Хорошую обзорность Caddy обеспечивают огромное ветровое стекло и большие боковые зеркала-"лопухи". За происходящим сзади более-менее удобно следить через салонное зеркало, так как задние двери остеклены.

Травмобезопасный замок задней двери

На рынке Volkswagen Caddy занимает нишу, в которой помимо него теснятся не только крупнейшие иностранные производители (Renault, Ford, PSA), но и российские компании (ВИС, Ижевский автозавод), которые стремятся сохранить свои позиции в условиях жесточайшей конкуренции.

Имея в своем активе такие показатели, как большая грузоподъемность, высокая надежность и очень неплохие ходовые качества, у немецкого "каблучка" есть все шансы пробиться в лидеры продаж. Ведь помимо грузовой версии Caddy Kasten концерн Volkswagen AG предлагает грузопассажирскую 5-местную (по заказу – 7-местную) версию Combi. Она оснащена складываемым сиденьем второго ряда в соотношении 2:3. В стандартную комплектацию входит противопыльный и противоаллергенный фильтр с режимом рециркуляции воздуха в салоне. А за отдельную плату вам предложат кондиционер, маршрутный компьютер, электропакет и круиз-контроль.


Особое мнение

Caddy – в переводе "чайница", такую однозначную и весьма неожиданную трактовку дает стереотипный англо-русский словарь. Но если немного поразмыслить и представить торжественность японской чайной церемонии, к этому добавить образ оригинального сосуда для коллекционных сортов чая, тогда подобное сравнение обретает логический смысл.

Петля задней распашной двери

Внешне создается впечатление, что автомобиль выдавлен из единого листа жести, но подобная лаконичность форм компенсируется довольно замысловатым внутренним строением кузова. Багажное отделение не имеет строгих геометрических размеров и представляет собой пространство, ограниченное внутренним "скелетом". Расчет его конструкции явно не обошелся без использования современных методов компьютерного моделирования, иначе объяснить параметры и расположение всех элементов и ребер жесткости невозможно. В частности, мы не смогли найти объяснения наличию миниатюрных стеклянных вставок у основания боковых стоек – впрочем, САПР виднее...

Оптимальным грузом (в соотношении объем багажного отделения – грузоподъемность) для Caddy является все же не чай, а пиво. Не случайно одна известная пивоваренная компания приобрела для своих нужд партию этих автомобилей, правда, с дизельными двигателями. У одного из менеджеров пивоварни мы узнали, что в багажное отделение Caddy помещается сорок упаковок пива, вес каждой двадцать килограммов, в результате автомобиль эксплуатируется практически без перегрузки. Наши мнения об автомобилях, несмотря на специфические различия в двигателях, в целом совпали и имели в основном позитивный характер.

Нельзя не отметить удачно подобранный ряд передаточных чисел коробки передач. Первая и вторая передачи как стартовые ускорители выводят объект на заданную траекторию, третья и четвертая передачи в рабочем порядке обеспечивают все режимы городского движения, включая перемещение в заторах, пятая – явно предназначена для экономии топлива. Четкое включение передач обеспечивается с помощью специального противовеса, которым оборудована кулиса коробки передач.