Опубликовано: ГП 01-2006

Десятиногие атлеты

М. Чернявский, фото автора

Есть в бесконечном разнообразии грузовых автомобилей отдельный класс – самосвалы. Это одна из первых "специальностей", освоенных коммерческими автомобилями. С начала прошлого века практически все "грузовые" фирмы (и уже закрывшиеся, и благополучно существующие) уделяли пристальное внимание этим машинам. Постоянно увеличивающийся объем строительства во всем мире требует соответствующего подвижного состава. Именно в самосвалах, постоянно работающих в режиме наибольших нагрузок, воплощаются самые передовые технологии автомобильного производства.

Yarovit A7801D 10x8

Типаж самосвалов практически бесконечен – от миниатюрного трехколесного мотороллера с открытым сиденьем до циклопического карьерного гиганта высотой с дом. Диапазон грузоподъемности соответственно от пары центнеров до сотен тонн. Неизменным в любом самосвале остается только главный элемент – самосвальный кузов. Даже беглое перечисление видов грузовиков займет не одну страницу текста, поэтому рассмотрим только наиболее интересную конструкцию дорожных самосвалов.

Тенденция развития самосвала, как и любого другого транспорта, очевидна – снижение себестоимости перевозок. Именно она послужила причиной появления самых мощных экземпляров – пятиосных машин. Приятно, что теперь и Россия входит в ограниченное число производителей таких чемпионов – компания "Яровит" предложила покупателям свою новинку, самосвал серии "Глорос" с колесной формулой 10х8.

Полная масса этого гиганта – 54 000 кг. Грузоподъемность – 32 700 кг (при ограничении скорости до 60 км/ч эти показатели возрастают на 10 т). Объем само-свального кузова – 25, 3 м3.

Terberg F3000 10x8

Конечно, при такой грузоподъемности не подходит просто удлиненное шасси стандартного грузовика. Все компоненты только от ведущих мировых производителей. Здесь используется специальная, усиленная рама из высокопрочной мелкозернистой шведской стали Domex. Двигатели дизельные, на выбор Deutz или Cummins мощностью 400…430 л.с. Коробка передач, сцепление и раздатка от ZF. Ведущие мосты (1, 2, 4 и 5-й) производства Axletech. Поворотными выполнены тоже четыре оси (1, 2, 3, 5-я). Вдобавок третья ось поднимается (для экономии топлива при порожнем рейсе). Подвеска зависимая, пневматическая, дополненная гидроамортизаторами. В общем, все выполнено на серьезном уровне, как у лучших зарубежных аналогов. А кстати, кто является конкурентом российского тяжеловеса?

ГОЛЛАНДИЯ

Сами жители этой страны шутят: "Бог создал море, а голландцы – сушу". Учитывая, что почти четверть земель насыпные, отвоеванные у моря, неудивительно, что первые пятиосники появились именно здесь еще в начале 1980-х годов. Самые авторитетные фирмы, производящие такие грузовики, расположены тут.

Ginaf G5450

Первая, наиболее известная – фирма Terberg. Ее серия F с колесными формулами от 8х4 до 10х8 строилась с использованием компонентов фирмы "Вольво" (двигатели, коробки передач, кабины). Сама компания изготовляет усиленные рамы и мосты. Теперь ее сменила усовершенствованная серия FM с кабинами аналогичной серии от именитых шведов. Продукцию именно этой фирмы следует считать наиболее близкой "Яровиту".

Второй, не менее известный в Европе производитель пятиосных самосвалов – Ginaf. В отличие от Terberg эта фирма тяготеет к DAF и широко использует его кабины и агрегаты. В 1983 году появились пятиосники серии F с колесными формулами 10х4 и 10х8 и грузоподъемностью 40 т. Важным вкладом Ginaf в технологию тяжелых самосвалов явилась собственная разработка трехосных ведущих задних тележек "Тридем" с гидропневматической подвеской ведущих и управляемых колес.

ФИНЛЯНДИЯ

Sisu E11-420 10x2

В этой небольшой скандинавской стране единственный производитель грузового транспорта – фирма Sisu давно изготовляет пятиосные самосвалы. К сожалению, небольшие объемы производства и высокая стоимость не позволяют этим необычным машинам расширить свою географию. Мировую известность финской фирме принесли только сверхнадежные ведущие и управляемые мосты (используются даже канадской фирмы Western Star на внедорожных моделях).

Именно разнообразие применяемых типов мостов позволили Sisu создавать крайне необычных дорожных гигантов с "умопомрачительными" колесными формулами 10х2 (поворотными выполнены 1, 2, 3 и 5-я оси; при этом 2, 3 и 5-я – подъемные)! Традиционно использовались дизели американского Cummins, в последнее время их сменили Mack серии E-tech мощностью от 360 до 450 л.с.

ДРУГИЕ

Остальные европейские производители тоже не хотят оставаться в стороне. Конечно, производство таких машин началось в первую очередь в странах, имевших соответствующее дорожное законодательство для высоких осевых нагрузок (отсюда первенство Голландии и Финляндии).

Sisu E11-420 10x2

Потом и крупные компании, продающие свою технику по всему миру, ввели в свои программы пятиосные шасси для самосвалов. В середине 1990-х годов компания МAN на своем ав-стрийском филиале OAF начала производить машины серии Е2000. С начала XXI века присоединился и DaimlerCrysler с семейством Mercedes-Benz Actros. Были единичные "пробные" случаи постройки пятиосок на Volvo и Scania. Однако в отличие от специализированных фирм эти самосвалы появились в результате добавления пятой неведущей оси с двускатной ошинковкой на удлиненной раме четырехосного строительного шасси.

Такой же технологии придерживаются и автопроизводители в Новом Свете, где нередки шести- и даже семиосные самосвалы. Там подкатные мосты встраиваются, как правило, перед ведущей тележкой на стандартную раму, поэтому такие машины в настоящем обзоре не рассматривались.

Комментировать ... >>