Опубликовано: ГП 06-2004

Автобусы БАЗ из Борисполя

Л. Кузнецов, фото автора
На фоне вновь возникших «в верхах» разговоров о том, чтобы запретить использование «Газелей» в качестве маршрутных такси хотя бы в столице, мы решили взглянуть, есть ли нижегородским полуторкам альтернатива. Если не в России, то хотя бы в СНГ. Бориспольские автобусы БАЗ из числа немногочисленных кандидатов на эту роль.
автобус БАЗ «Эталон»
«Эталон»
«Подснежник» (БАЗ-3202)
Автобус БАЗ-3202 - «Подснежник»
 
В салоне автобуса БАЗ
Салон автобуса БАЗ
 
«Мустанг»
«Мустанг»
«Эдельвейс»
Автобус БАЗ-3203 - «Эдельвейс»
 
 
автобус БАЗ-2215
Автобус БАЗ-2215 - «Дельфин»

Год 2003 стал годом рождения новой автобусной марки. Целую гамму автобусов малого класса «выкатил» на суд общественности Бориспольский автобусный завод (Украина). Как и положено автозаводу, расположенному на территории бывшего СССР, обозначение производителя в индексе автобусов «на АЗ», т.е. БАЗ. Правда, когда-то так назывался Брянский автозавод, но после его переименования в Брянский завод колесных тягачей (БЗКТ) аббревиатура из трех букв оказалась свободной. А так как свято место пусто не бывает, миру был явлен новый автобус БАЗ.

Если разбираться досконально, то завод расположен не в самом Борисполе, а в поселке городского типа Пролiски (Подснежники) Бориспольского района. Однако ПАЗ на рынке уже есть, поэтому и оказался завод «Бориспольским». Такие прецеденты в истории уже были, вспомнить хотя бы Рижский автобусный завод RAF, находившийся в Елгаве под Ригой. В жизни аббревиатура БАЗ применительно к украинским автобусам вряд ли известна широкому кругу людей.

Каждая модель автобуса БАЗ имеет собственное имя, гораздо легче запоминаемое и проще произносимое. Итак, знакомьтесь: бориспольские автобусы. Завод выпускает шесть базовых моделей автобусов: А 079 «Эталон», БАЗ-2215 «Дельфин», БАЗ-3201 и БАЗ-3202 «Подснежник», БАЗ-3203 «Эдельвейс» и БАЗ-3240 «Мустанг».

Конструкция «Эталона» наиболее привычна для автобусов малого класса, эксплуатируемых в России. Дизель ТАТА 697, выпускаемый по лицензии Mercedes-Benz, расположен спереди, ведущие колеса – задние. Коробка передач – 5-ступенчатая механическая. Подвеска обоих мостов зависимая, на полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Тормозная система пневматическая двухконтурная с регулятором тормозных сил и пружинными энергоаккумуляторами.

Вход в кузов вагонной компоновки осуществляется через две двери, расположенные в базе и заднем свесе. В пригородном исполнении задняя дверь отсутствует. Двери одностворчатые, поворотные, с одним поперечным поручнем, установленным наклонно. Для входа в салон надо подняться на две ступеньки, так что дверной поручень оказывается весьма кстати. С левой стороны дверного проема находится дополнительный вертикальный поручень.

В зависимости от комплектации в салоне могут быть установлены мягкие, полужесткие с тканевой обивкой или полужесткие антивандальные сиденья. Число мест в салоне также может различаться, по максимуму могут ехать сидя 29 человек. Полная вместимость «Эталона» составляет 46 пассажиров. Планировка салона трехрядная, со сдвоенными сиденьями слева. Небольшие размеры салона обусловили установку двух продольных верхних поручней и отсутствие дополнительных вертикальных поручней; впрочем, поручни на сиденьях одинаково комфортны как для сидящих, так и для стоящих пассажиров.

На автобусе БАЗ-3240 «Мустанг» установлен турбодизель IVECO 8140.27. Компоновка шасси классическая, с передним расположением двигателя и задним ведущим мостом. Подвеска переднего моста торсионная с амортизаторами, заднего – рессорная. Стабилизаторы поперечной устойчивости установлены на обоих мостах. В отличие от «Эталона» кузов «Мустанга» имеет полукапотную компоновку. Расположение и количество дверей не изменилось, а вот вход в салон автобуса стал удобнее: подняться надо всего на одну ступеньку. Конструкция дверей тоже изменилась: у «Мустанга» они складывающиеся двустворчатые, при этом поручень при входе установлен только в передней двери. Планировка салона и тип устанавливаемых сидений такие же, как и у «Эталона», различна лишь вместимость: у Мустанга 13 мест для сидения, и максимально он может везти 30 человек.

Ходовая часть автобусов БАЗ-3201 и БАЗ-3202 «Подснежник» и БАЗ-3203 «Эдельвейс» идентична, различаются они только колесной базой. Двигатель, коробка передач и мосты аналогичны установленным на «Эталоне». А вот подвеска обоих мостов пневматическая, зависимая с телескопическими амортизаторами двустороннего действия и системой опускания кузова на остановках. Тормоза пневматические, двухконтурные с регулятором тормозных сил.

Все три машины имеют несущий кузов вагонной компоновки. Автобусы БАЗ-3201 и БАЗ-3202 предназначены для работы на городских маршрутах. Оба имеют поворотные двери с пневмоприводом, расположенные в базе. У автобусов БАЗ-3201 одна двустворчатая дверь, у БАЗ-3202 – две одностворчатые. Высота пола над дорогой у «Подснежников» аналогична высоте пола «Мустанга» и составляет 500 мм, соответственно в дверном проеме – только одна ступенька.

Сдвоенные сиденья установлены в салоне слева, одинарные справа, причем только в задней части кузова, за дверью. Естественно, как и у любого заднемоторного автобуса, вдоль задней стенки над моторным отсеком, установлен ряд сидений во всю ширину салона. Две ступеньки для прохода в заднюю часть салона – плата за пониженный уровень пола в центральной части машины. Кроме дополнительных ступенек в салонах «Подснежников» имеются накопительные площадки. У автобусов БАЗ-3201 она расположена перед дверью, у БАЗ-3202 между дверями. Соответственно изменена и конструкция поручней. Слева над сиденьями установлен верхний горизонтальный поручень, справа – вертикальные.

Автобус БАЗ-3203 «Эдельвейс» по ходовой части идентичный «Подснежникам» по назначению отличается достаточно сильно. Это небольшой автобус класса «люкс», представить который на городских маршрутах невозможно. Основное назначение таких машин за рубежом – обслуживание гостиниц и аэропортов. В качестве специализированного «маршрутного такси» повышенной комфортабельности «Эдельвейс» выглядит вполне достойно.

Вход в салон осуществляется через переднюю дверь, расположенную в базе сразу за передним мостом. Дверь эта сдвижная, как на больших туристических автобусах. Несмотря на одинаковый с «Подснежником» кузов, пол в Эдельвейсе поднят выше (соответственно на входе в салон появилась вторая ступенька). Такое решение позволило оборудовать в базе машины под полом салона достаточно большой багажный отсек. Салон «Эдельвейса» по комфорту соответствует туристическому автобусу.

Мягкие кресла самолетного типа с откидной спинкой и подлокотниками установлены в 3 ряда: два слева, одно справа. В задних панелях кресел расположены багажные сетки и откидные пепельницы. Теоретически, на них могут монтироваться и откидные столики (подштамповка на пластиковом кожухе спинки рассчитана явно на это). Отсутствие откидных подставок для ног в автобусах малого класса не смертельно, однако при поездках на большие расстояния они лишними не были бы.

Система кондиционирования и освещения на «Эдельвейсе» такая же, как на больших туристических собратьях. Над каждым рядом кресел установлен блок с индивидуальными лампами освещения и поворотными решетками системы кондиционирования. Над консолями блоков индивидуального освещения расположены дополнительные багажные полки. Кондиционер установлен на крыше автобуса в задней части. По заказу машину можно оборудовать кофеваркой и аудиосистемой.

Самый маленький автобус в ряду Бориспольского завода – БАЗ-2215 «Дельфин». Самый маленький, но самый интересный, по крайней мере, для российского рынка. Дело в том, что создан он на узлах и агрегатах «Газели», т.е., сохраняя нижегородскую ходовую часть и «мордочку», «Дельфин» имеет полностью оригинальный кузов.

Предназначен этот автобус в первую очередь для работы в качестве маршрутного такси. Имеется также вариант «Школьник», из названия которого понятно, для чего он предназначен. Если сравнивать удобство кузова «Дельфина» и «Газели» с точки зрения пассажира «маршрутки», то преимущество явно на стороне первого.

Вход в салон автобуса осуществляется через складывающуюся двустворчатую дверь с электроприводом, управляет которой или водитель, или кондуктор (долой таблички «Просьба не хлопать дверью»). Наличие в салоне автобуса специального места для кондуктора (и присутствие оного) освобождает водителя от изматывающего нервы сбора денег за проезд («здесь не БиЛайн, все входящие платные!») и от истошных воплей сидящих сзади пассажиров «остановите на светофоре!!!» (долой еще одно рукописное предупреждение «громче скажешь – ближе выйдешь»).

В салоне «Дельфина» гораздо просторнее, чем в «Газели»: при трех рядах сидений в проходе между ними могут спокойно разойтись два человека. Высота потолка в салоне такова, что до него проблематично дотянуться даже рукой, а уж удариться головой можно только в прыжке. Вообще, возможность стоять и ходить, не нагибая головы, в автобусе класса «Газели» должна быть по достоинству оценена пассажирами «маршруток». Разумеется, при условии, что цена «Дельфина» по сравнению с ценой «Газели» не будет убивать эксплуатационников наповал. И дело тут не столько в амбициях производителя, сколько в таможенной политике: автобус-то украинский...

Краткие характеристики бориспольских автобусов БАЗ
Модель А 079 «Эталон» БАЗ-2215 «Дельфин» БАЗ-3201 «Подснежник» БАЗ-3202 «Подснежник» БАЗ-3203 «Эдельвейс» БАЗ-3240 «Мустанг»
Двигатель
TATA 697
Andoria 4CT90
TATA 697
TATA 697
TATA 697
IVECO 8140.27
Мощность, кВт (л.с.)
95,7 (130)
66 (90)
95,7 (130)
95,7 (130)
95,7 (130)
75,7 (103)
Количество мест:
– для сидения
29
15
15
15
18
13
– общее
46
15
35
35
18
30
Снаряженная масса, кг
4 750
2 520
4 630
4 840
5 300
3 220
Полная масса, кг
7 730
3 850
7 200
7 500
7 200
5 620
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:
– 60
16
12,5
13
13,5
 
12,6
– 80
18
15,6
17
19
20 при 90 км/ч
16
Габариты, мм:
– длина
7 150
5 680
6 520
6 820
7 290
6 150
– ширина
2 880
2 630
2 740
2 740
3 065
2 820
– высота
2 240
2 070
2 220
2 220
2 220
2 125
Комментировать ... >>