Опубликовано: ГП 01-2008
Вооружен, но не опасен

Парковый комплекс истории техники
имени К. Г. Сахарова, Тольятти

Максим Шелепенков, фото автора,
Александра Аль-Джибури, Сергея Филиппова и Дмитрия Кирюшина

Тольяттинский технический музей открылся сравнительно недавно – 7 сентября 2001 года, но сегодня можно говорить о том, что это крупнейший в России музей такого плана. Совершенно естественно, что рождение музейного комплекса в Тольятти, да еще в непосредственной близости к автозаводу, не обошлось без финансовой помощи автогиганта ОАО «АвтоВАЗ», за что руководству завода отдельная благодарность.

Музей задумывался не как автомобильный, а как технический, охватывающий все разнообразие инженерного искусства, но без огромного числа автомобилей в его экспозиции не обошлось. Сегодня здесь больше сотни автомобилей. В основном это военные машины, несущие на себе вооружение или средства технического обеспечения Вооруженных сил. Но есть в музее и легковые машины, карьерные самосвалы, бортовые грузовики и фургоны. Помимо автомобилей на обширных открытых площадках музея присутствуют танки, самолеты, вертолеты, паровозы и локомотивы. Есть даже подводная лодка и комплектный ракетный комплекс на железнодорожном ходу.

Средоточие в одном месте такого количества вооружения, в том числе и стратегического назначения, в начале 2000-х годов даже вызвало небольшую панику у зарубежных военных наблюдателей. Пришлось принимать в музее иностранную делегацию и показывать, что это музейная, а не боевая техника… Нас же традиционно интересовали редкие грузовые и коммерческие автомобили, на осмотр которых ушел целый день (!). Это красноречиво говорит о количественном и качественном подборе музейной экспозиции.

Средний возраст большинства автомобилей в музее небольшой, порядка двадцати–тридцати лет, и в какой-то момент даже может показаться, что машины здесь представлены самые заурядные. Но тридцать лет – это как раз тот критический возраст, когда облик машин еще не успел стереться из нашей памяти, а в реальной жизни они уже давно отправлены в переплавку. Особенно это касается специальных автомобилей с различными надстройками. Сегодня мы с трудом признаем в них ценные исторические экспонаты, но поверьте, через десять лет увидеть многие из них можно будет только в этом музее.

Очень редкий экземпляр понтонно-мостовой машины (ПММ), которая предназначалась для переправ через широкие водные преграды (до 6 км) военной техники массой до 40 т. Создана она в 1974 г. в конструкторском бюро Е.Е. Ленциуса под условным названием «Волна» на агрегатах автомобиля БАЗ-135ЛМ. И хотя ПММ выпускалась серийно и поставлялась в войска, из-за недостатков (малая грузоподъемность и затрудненный выход на берег) ее выпуск прекратили очень быстро. На сегодняшний день в войсках эта машина давно выработала свой ресурс, а в качестве музейной ее можно увидеть только здесь
Эксклюзивный полноприводный штабной автобус для высшего командного состава на шасси ЗИЛ-157К и прицепа МАЗ-5207ВШ. Построен в 1974 году предположительно заводом «Прогресс» в городе Кёнигс-Вустерхаузене (ГДР), производившем автобусы исключительно для Группы советских войск в Германии. В самом автобусе предусмотрен просторный рабочий кабинет с калориферами и селекторной связью, а в прицепе – бытовой блок с ванной (!), туалетом, кухней и местом для отдыха
Эксклюзивный полноприводный штабной автобус для высшего командного состава на шасси ЗИЛ-157К и прицепа МАЗ-5207ВШ. Построен в 1974 году предположительно заводом «Прогресс» в городе Кёнигс-Вустерхаузене (ГДР), производившем автобусы исключительно для Группы советских войск в Германии. В самом автобусе предусмотрен просторный рабочий кабинет с калориферами и селекторной связью, а в прицепе – бытовой блок с ванной (!), туалетом, кухней и местом для отдыха
Эксклюзивный полноприводный штабной автобус для высшего командного состава на шасси ЗИЛ-157К и прицепа МАЗ-5207ВШ. Построен в 1974 году предположительно заводом «Прогресс» в городе Кёнигс-Вустерхаузене (ГДР), производившем автобусы исключительно для Группы советских войск в Германии. В самом автобусе предусмотрен просторный рабочий кабинет с калориферами и селекторной связью, а в прицепе – бытовой блок с ванной (!), туалетом, кухней и местом для отдыха
Дорожный индукционный миноискатель ДИМ-М на базе УАЗ-3151. Предназначен для обнаружения мин с металлическими корпусами, установленными на глубине не более 25 см, при этом скорость разведки может достигать до 10 км/ч. Для удобства работы все машины данной серии оснащались двойным постом управления в кабине (справа и слева)
Дорожный индукционный миноискатель ДИМ-М на базе УАЗ-3151. Предназначен для обнаружения мин с металлическими корпусами, установленными на глубине не более 25 см, при этом скорость разведки может достигать до 10 км/ч. Для удобства работы все машины данной серии оснащались двойным постом управления в кабине (справа и слева)
Грузовой бортовой автомобиль Sachsenring S4000-1 производили на VEB Kraftfahrzeugwerk Ernst Grube (г. Вердау, ГДР) в 1959–1967 гг. Свое название «Заксенринг» машина получила по наименованию завода VEB Sachsenring Kraftfahrzeud und Motorenwerk в г. Цвикау, где она была разработана и производилась в 1958–1959 гг. В СССР машины этого типа не поставлялись, и теперь остается только гадать, какими путями этот экземпляр попал в Россию и в музей. Но аутентичность данного образца не оставляет сомнений в его музейной ценности
Грузовой автомобиль повышенной проходимости Studebaker US-6 (США) массово поставлялся в СССР по ленд-лизу во время ВОВ. Но в музее в Тольятти находится не просто еще один «студебекер», эту машину в свое время подарили музею Мосфильма, именно ее снимали в известном сериале «Место встречи изменить нельзя», это на нем прорывался в Сокольники бандит Фокс…
Грузовой автомобиль повышенной проходимости Studebaker US-6 (США) массово поставлялся в СССР по ленд-лизу во время ВОВ. Но в музее в Тольятти находится не просто еще один «студебекер», эту машину в свое время подарили музею Мосфильма, именно ее снимали в известном сериале «Место встречи изменить нельзя», это на нем прорывался в Сокольники бандит Фокс…
Особой популярностью у любителей автоэкзотики пользуются различные военные автомобили на шасси ЗИЛ-135ЛМ, такие как транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т29, входящая в тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М». Серийное производство ТРК велось на заводе «Баррикады» с 1964 года. Данный комплекс стал самым массовым в Советской Армии, пик развертывания комплекса пришелся на 1986 г., когда их насчитывалось в войсках около 750 штук
Самоходный скрепер Д-357П (ДЗ-11П по новой индексации) с одноосным тягачом МоАЗ-546П производства Могилёвского автозавода им. С.М. Кирова (Беларусь). Подобные машины редко попадают в музеи
Венгерский полноприводный автомобиль Csepel-D344.02 1974 года выпуска представлен в музее в виде шасси. Грузовики этой марки поставлялись в СССР в 1960–1970-х в виде ремонтной «летучки» с кузовом фургон. У этого экземпляра кузов демонтирован, а шасси производит впечатление автомобиля, совершенно не ездившего, а простоявшего всю свою жизнь на консервации
Транспортная машина ТМ 9Т222 из состава ракетного комплекса 9К79 «Точка» на шасси автопоезда с активным прицепом ЗИЛ-137-137Б (10х10) 1979 г. в. Экземпляр примечателен тем, что это один из последних (порядковый № 80) активных автопоездов ЗИЛ с гидроприводом (!) мостов прицепа. Уже в 1980 г. у этих машин гидравлический привод мостов полуприцепа был заменен на механический
Транспортная машина ТМ 9Т222 из состава ракетного комплекса 9К79 «Точка» на шасси автопоезда с активным прицепом ЗИЛ-137-137Б (10х10) 1979 г. в. Экземпляр примечателен тем, что это один из последних (порядковый № 80) активных автопоездов ЗИЛ с гидроприводом (!) мостов прицепа. Уже в 1980 г. у этих машин гидравлический привод мостов полуприцепа был заменен на механический
Трубоукладочная машина ТУМ-150В с тягачом-трактором К-701 «Кировец» для монтажа полевых магистральных трубопроводов длиной до 150 км. Техническая особенность этой машины, изготовленной 63-м котельно-сварочным заводом из Ивано-Франковска, в том, что колеса прицепа тоже являются ведущими, так как к ним от трактора-тягача тянется карданная передача
Трубоукладочная машина ТУМ-150В с тягачом-трактором К-701 «Кировец» для монтажа полевых магистральных трубопроводов длиной до 150 км. Техническая особенность этой машины, изготовленной 63-м котельно-сварочным заводом из Ивано-Франковска, в том, что колеса прицепа тоже являются ведущими, так как к ним от трактора-тягача тянется карданная передача
Похожие по назначению агрегат из состава РК «Пионер» на шасси МАЗ-547А и агрегат 15Т381 из состава РК «Тополь» на шасси МАЗ-7917 с весовыми макетами, которые по массе и расположению центра тяжести соответствуют нагрузке реальной самоходной пусковой установки СПУ или транспортно-заряжающей машины ТЗМ. Они использовались для обучения механиков-водителей и как эвакуационные тягачи для СПУ на маршрутах выдвижения
Похожие по назначению агрегат из состава РК «Пионер» на шасси МАЗ-547А и агрегат 15Т381 из состава РК «Тополь» на шасси МАЗ-7917 с весовыми макетами, которые по массе и расположению центра тяжести соответствуют нагрузке реальной самоходной пусковой установки СПУ или транспортно-заряжающей машины ТЗМ. Они использовались для обучения механиков-водителей и как эвакуационные тягачи для СПУ на маршрутах выдвижения
Похожие по назначению агрегат из состава РК «Пионер» на шасси МАЗ-547А и агрегат 15Т381 из состава РК «Тополь» на шасси МАЗ-7917 с весовыми макетами, которые по массе и расположению центра тяжести соответствуют нагрузке реальной самоходной пусковой установки СПУ или транспортно-заряжающей машины ТЗМ. Они использовались для обучения механиков-водителей и как эвакуационные тягачи для СПУ на маршрутах выдвижения
Самодельный самосвал создан умельцами путем скрещивания длиннобазного шасси МАЗ-200 и самосвальной установки по типу МАЗ-205. В результате получилась конструкция в чем-то более удобная, чем заводской вариант, – за кабиной нашлось место для запасного колеса и объемного инструментального ящика. Интересно, что эта машина не плод неудачной реставрации, а автомобиль, взятый после реальной эксплуатации
Карьерный самосвал БелАЗ-7522 грузоподъемностью 30 т выпускали в 1986–1992 гг. Это третья и последняя модернизация самого первого поколения белорусских самосвалов БелАЗ-540, освоенных в производстве в 1964 г. БелАЗы из-за своих габаритов не часто становятся музейными экспонатами, поэтому особенно приятно, что этот экземпляр, переданный из местного карьера, хранится в Тольятти
Образец военной инженерной машины – передвижная буровая установка ПБУ-50 на базе автомобиля ЗИЛ-157К. Предположительно изготовлена на Щёкинском опытно-механическом заводе горнопроходческого оборудования (ранее ЩЗГО) в 1971 г.
ОАО «Ижевские мотоциклы» изготовляет так называемый грузовой модуль ИЖ-7.107, который может быть легко пристыкован сзади к раме мотоциклов «Иж-Юпитер-5» вместо заднего колеса. Привод на колеса такого прицепа осуществляется через двухступенчатую раздаточную коробку с передачей заднего хода и блокируемым дифференциалом. Полученный таким образом трехколесный грузовой мотоцикл Иж-9.604+7.107 может перевозить двоих седоков и 250 кг груза. Эта современная, но необычная конструкция транспортного средства тоже представлена в музее

Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова

Адрес музея: г. Тольятти (Самарская область), Южное шоссе, 137

Часы работы: 8.00–20.00 (без выходных)

Сайт: https://pkitis.tltsu.ru/

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию