Опубликовано: ГП 05-2007

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Юрий Абрамов, фото автора и Александра Трохачёва

В канун Дня независимости, 30 июня 2005 года, в шести километрах от Заславля, на 28-м километре шоссе Минск–Молодечно, открылся историко-культурный комплекс «Линия Сталина».

Музей получил свое название по одноименным оборонительным сооружениям, входившим до Великой Отечественной войны в единую стратегическую систему обороны СССР от Балтики до Чёрного моря. Часть ее укреплений возле белорусской столицы входили в Минский укрепленный район. В нем располагались доты и дзоты, вооруженные пулеметами и артиллерией, и др. В 1939 г. границы передвинули в западные районы, принадлежавшие ранее Польше, а вооружение старой линии демонтировали. Сейчас из 327 боевых точек сохранилось около 200.

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С» 9К76 на базе колесного шасси МАЗ-543, пусковая установка 9П129М комплекса ОТРК «Точка» 9К79 на колесном плавающем шасси БАЗ-5921, передвижная двухкоординатная радиолокационная станция П-15 «Тропа» (1РЛ13) на базе ЗИЛ-157КЕ1 для ведения разведки воздушных целей на малых и средних высотах

Инженерные работы по планировке выставочного комплекса были в самом разгаре, когда на объект (как снег на голову) свалилась инспекция НАТО. Оказывается, из космоса натовский спутник засек установку знаменитого комплекса противовоздушной обороны С-300. Сам факт быстрого ведения работ кое у кого даже вызвал ассоциацию с размещением советских ракет на Кубе в период Карибского кризиса. Убедившись, что макет С-300 снят с вооружения и непригоден для запуска ракет класса «земля–воздух», эксперты немного успокоились. Иностранцы в погонах настояли на том, чтобы у всех танков, включая бронетехнику времен Второй мировой войны, были разрезаны автогеном салазки, на которых монтируют двигатель. И это при том, что сами силовые агрегаты с боевых машин далекого прошлого были давным-давно демонтированы...

Особенность комплекса в том, что впервые на территории СНГ на площади около 30 га под открытым небом разместилась масштабная экспозиция, где представлены военные объекты, масса уникального вооружения и боевой техники.

Ряд машин и часть экспонатов используются в массовочных съемках фильмов о Великой Отечественной войне. Интересно, что на выставочной площадке присутствуют и игровые автомобили – послевоенные советские грузовики, отфактуренные и закамуфлированные под технику противника.

Два раза в год (зимой и летом) сотрудники музея организуют исторические баталии, которые разыгрывают перед зрителями.

Послевоенный ГАЗ-ММ ульяновской сборки при показах используется в качестве санитарной машины
Автомобиль-топливозаправщик АЦМ-4-157К на шасси ЗИЛ-157К для заправки машин различным топливом и маслом, подогреваемым отработавшими газами до 70 °С, выпускали с 1958 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения (на снимке) и московском заводе «Котлотопстрой»
Командирский «иван-виллис» ГАЗ-67Б в целом соответствует эпохе, но данный джип изготовлен уже после войны
Участник праздника – ЗИС-5 появился после войны, хотя сама модель выпускалась в военные годы
Автокраны КС-1562А на шасси ГАЗ-53-12 и КС-2561-К1 на ЗИЛ-130-76 широко применялись в инженерных войсках и стройбатах
Автокран 8Т-210 на шасси «Урал-375Д» и армейский экскаватор ЭО-305БВ на базе КрАЗ-255 стояли на вооружении инженерных войск СССР в 1970–1990 гг.
Первая партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха челябинского Кировского завода в мае 1945 г., и нет документальных подтверждений участия во Второй мировой войне. Революционная для своего времени конфигурация корпуса и башни оказала огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В 1948–1952 гг. все ИС-3 модернизировали по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), а после дополнительной доводки танк получил имя ИС-ЗМ и стоял на вооружении армий Польши, КНДР и др. Захваченные у армии Египта ИС-3М стояли на вооружении армии Израиля до начала 1970-х гг.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 выпускалась серийно с 1957 по 1966 гг. и состояла на вооружении Советской Армии
Танк Т-44 вошел в историю мирового танкостроения как предшественник большого семейства средних танков, участвовал во Второй мировой войне только на завершающей стадии – фактически испытывался в ходе военных действий, но уже в 1960-е годы был снят с вооружения. Этот экземпляр передали из воинской части Полоцка, где он был на испытаниях, а потом о нем на долгое время забыли. К счастью, он почти полностью сохранился в «родной» комплектации, но предстоит небольшой восстановительный процесс
Дымовая машина ТДА-2М на базе ГАЗ-66-01 применялась в химических войсках для постановки маскировочных дымовых завес
Уникальный танк Т-10М, сконструированный на основе танка ИС-8 в конце 1940-х годов на челябинском заводе, поступил с полигона из Полесья (вблизи Мозыря), где он использовался в качестве боевой мишени
Перекачивающая кислотная станция ПСК-50 на шасси ГАЗ-63А для перекачивания окислителей из железнодорожных цистерн в складские резервуары
Тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков ИСУ-152 по прозвищу «Зверобой», выпускалось в 1943–1947 гг. Эта САУ разрушала сильно укрепленные оборонительные полосы и участвовала в штурме Берлина
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию