Опубликовано: ГП 09-2004

Канадский пассажирский дорожный лайнер

А. Краснов

История канадско-американской автобусной фирмы Motor Coach Industries (MCI) чрезвычайно богата событиями и разнообразием продукции, которую она выпускала до сегодняшнего дня и, естественно, выпускает сегодня. Здесь были и есть автобусы практически всех категорий – от минибуса, построенного на шасси какой-нибудь американской фирмы, до трехосного трансконтинентального лайнера высшего класса, которые без устали колесят по всему Североамериканскому континенту. Не углубляясь в прошлое фирмы, скажем лишь, что началась она в 1928 г. с простой мастерской по ремонту кузовов, открытой двумя канадцами из Виннипега – Гарри Золтоком и Фредом Сицински. В апреле 1932 г. мастерская была официально зарегистрирована под названием Fort Garry Motor Body and Paint Works Ltd и выпустила первый автобус на шасси Packard. Именно с этого момента началось ее победное шествие по дорогам Американских континентов, Африки, Австралии и, конечно, Европы. Автобусы MCI всегда отличались высоким качеством изготовления, передовым дизайном и невероятно большими пробегами.

7 января 1941 г. фирма обрела свое нынешнее название. Большую роль в ее судьбе сыграла небезызвестная транспортная компания Greyhound. В 1973 г. MCI построила дочернее предприятие в Мексике, а Соединенные Штаты уже были опутаны сетью ее сервисных станций, на которых можно было не только отремонтировать автобус, но и собрать совершенно новый. Как известно, обслуживание автобусов в Америке несколько отличается от такового в Европе именно большим количеством фирменных станций и их возможностями.

Теперь давайте поближе познакомимся с новинкой фирмы – моделью J4500. Но прежде заметим, что внешность автобусов МСI мало отличалась от других пассажирских «американцев» (полированные металлические борта, затемненные окна небольшого размера и т.д.). Переломным моментом в дизайне кузовов автобусов стало появление в октябре 1996 г. модели с новой индексацией MCI E4500 и романтическим названием Renaissance. Борта автобуса уже делали не из полированного гофрированного алюминия, а окрашивали дорогими красками красивых цветов, да и окна имели непомерно большие размеры. Другими словами, полностью изменилась сама концепция внешности североамериканского автобуса. Узкие блоки передних фар лишь подчеркивали эти изменения. Автобус был необычайно красив. Кстати, и эмблема фирмы с начала этого века стала рисоваться несколько иначе. Ранее трех букв MCI на передке автобуса вполне хватало, а теперь появился настоящий товарный знак – стилизованная буква «М». Дизайн кузова разрабатывался в Лос-Анджелесе в Design Works USA – отделении, принадлежащем известной европейской фирме BMW.

В конце 2001 – начале 2002 гг. на дорогах Канады и США появились опытные образцы, внешне очень похожие на Е4500, но в чем-то отличавшиеся от него. Это проводились ходовые испытания нового автобуса J4500, ставшего развитием концепции Е4500. Некоторые журналисты и автолюбители по ошибке его также называют Renaissance, но в действительности это уже другой автобус. В ноябре прошлого года в Торонто проходила выставка Trans Expo 2003, где J4500 был представлен и пользовался огромным успехом. Он даже был назван «Modern American Coach».

На наших иллюстрациях он на этой выставке и окрашен в голубой цвет. Кстати, обязательная светотехника на передней части крыши заменена блоками, спрятанными в специальной нише. Боковые повторители расположены там, где им и полагается быть. Сильно изменилась и головная светотехника. Обязательные прямоугольные фары заменены точечными круглыми, обеспечивающими такой же световой поток. В переднем спойлере предусмотрено место для дополнительных или противотуманных фар. А вот конструкция кузова несколько отличается от предыдущих моделей.

Так что же представляет собой эта новинка? В отличие от многих рамных конструкций американских автобусов J4500 имеет несущий кузов с пространственной фермой, сваренной из труб прямоугольного сечения. Передняя и задняя подвески имеют усиленные подрамники, что вполне логично и не раз использовалось другими автобусными фирмами. Задний подрамник фактически напоминает часть рамы грузового автомобиля, на котором крепятся не только подвески двух задних осей (автобус – трехосный), но и двигатель в блоке с коробкой передач и дифференциалом с главной передачей. Ведущей является средняя ось, а третья ось кроме своих прямых функций является еще и «подруливающей», что при относительно больших скоростях обеспечивает определенную безопасность и легкость управления. Планируемый годовой пробег этого автобуса должен быть в пределах 60 000 – 70 000 миль.

Стекла окон затемнены на 25%, но по заказу это число легко изменить. Стойки также окрашены в черный цвет, что создает иллюзию непрерывно большого бокового стекла. Как видит читатель, лобовое стекло непривычно велико для американского автобуса, но по существующим континентальным нормам оно мало того, что разделено пополам, но еще имеет и нижнее поперечное окно, сквозь которое проходят оси дворников. Еще один внешне приятный момент связан с падающим по красивой кривой боковым остеклением. Вообще-то, это чисто европейский прием, используемый не один десяток лет, а здесь он появился только на автобусе Renaissance и продолжил свое развитие в модели J4500.

Автобус является, как говорится, высокопалубником. Под полом пассажирского салона размещается багаж. Вместимость багажного отделения, расположенного в базе, составляет 12,56 м3. За третьей осью справа находится специальный подъемник для инвалидных колясок и небольшая дверь с направляющими рельсами для их колес.

Габаритные размеры автобуса истинно американские: 13,89х2,59х3,59 м при базе 8,00 м. Допустимый полный вес автобуса составляет 24 494 кг. Радиус поворота этой махины – 14,02 м. Двигатель J4500 в стандартном исполнении – Detroit Diesel Series 60 рабочим объемом 12,7 л и мощностью 400 л.с. Он агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison B500. Колеса «обуты» в резину Michelin 315 80R 22,5. Запас топлива в баке составляет 840 л.

Что касается пассажирского салона, то он отвечает самым суровым требованиям североамериканских правил и норм. Для 56 пассажиров имеются кресла с индивидуальными регулировками, подсветкой, соплами для обдува теплым или прохладным воздухом – это обеспечивает мощная климатическая установка. Кроме того, в салоне предусмотрен биотуалет, небольшая кухня с холодильником, кофеваркой и печкой СВЧ, а также гардероб для верхней одежды. Для любителей телевидения предусмотрены несколько мониторов, закрепленных на потолке и хорошо видимых с любого из сидений. Все это входит в стандартную комплектацию. Для обивки сидений и внутренних кузовных панелей применяются самые высококачественные материалы. Во всяком случае, многие трэйлвэйсы имеют бортпроводницу и пылесос. Несколько необычно, не правда ли?

Естественно, за дополнительную плату покупателю могут установить самые разные системы, способные его удовлетворить. Но главными опциями являются двигатели Caterpillar C-12 и автоматические трансмиссии ZF. Конечно, можно уменьшить количество сидений, еще повысив их качество, изменить материалы обивок, модели и размеры мониторов, но это лишь повысит плату за проезд, потому что удобств, настоящих удобств, вполне хватает. А все стандартное очень высокого качества. Но давайте не забывать, что американцы (и канадцы, конечно) привыкли к такому сервису едва ли не с 30-х годов прошлого века.

О цене автобуса даже в стандартной комплектации говорить не приходится, так как всегда найдется что-нибудь, отличающее его от других.

И несколько слов о рабочем месте водителя. По большому счету, любой автолюбитель по одной панели приборов сразу определит, что перед ним заокеанский интерьер – так уж сложилось за многие десятилетия. Эту волну не смогли сбить даже дизайнеры из BMW. Эргономические требования к месту водителя всерьез не менялись уже лет тридцать. Поэтому практически во всех автобусах такого класса очень похожие панели приборов и сиденья водителя. Кстати, входная передняя дверь открывается вручную при помощи внешне модного рычага, как 70(!) лет назад. А винтовая передняя лесенка ведет в пассажирский салон.

Теперь буквально несколько слов о производстве автобусов MCI на Североамериканском континенте. Кроме Канады и Мексики, о чем мы уже говорили, автобусы этой фирмы производятся, ремонтируются и обслуживаются в 12 штатах США (перечислять их мы, конечно, не будем), а экспортируются они фактически во все развитые страны нашей планеты. Так что эту фирму вполне можно назвать транснациональной корпорацией. А то, что она стала выпускать в последние годы очень красивые автобусы, только повышает ее рейтинг.

Кстати, совсем недавно MCI отпраздновала свое 70-летие...

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен