Опубликовано: ГП 06-2008

Реквием последней иномарке

Константин Климов, фото автора



Skoda-21Tr

Skoda-14TrM в рейсе по ночной Москве

В марте 2008 года после 11-летней эксплуатации в Москве перестал работать единственный в своем роде венгерский сочлененный троллейбус модели «Икарус-280Т».

ИНОСТРАНЦЫ В МОСКВЕ
В довоенной истории московского троллейбуса иностранный подвижной состав был лишь в 1937 году из Англии. Тогда это были двухэтажный и одноэтажный трехосные троллейбусы Guy, построенные на заводе English Electric Co. Советское правительство специально заказало их для изучения и приобретения опыта отечественными инженерами и конструкторами. Остальные троллейбусы, поступавшие позже в Москву из Венгрии, Чехословакии и Италии, после испытаний возвращали обратно на завод-изготовитель.
В 1986 году из Чехословакии в 7-й троллейбусный парк на испытания прислали шарнирно-сочленённый Škoda-Sanos 200Tr, которому присвоили инвентарный № 0007. Иностранный гость работал на 1-м маршруте и после нескольких месяцев испытаний его отправили обратно в ЧССР.
В 1988–1989 годах в 6-м троллейбусном парке на 9-м маршруте проходили испытания два сочлененных троллейбуса Ikarus 280T (инвентарные № 0010 и № 0011), построенные в Венгрии. Троллейбусы были оборудованы комплектом электрооборудования венгерской фирмы Ganz Trans Elektro, главным достоинством которого был экономный расход электроэнергии, о чем информировала и надпись на борту – «Электроэкономный». По завершении испытаний троллейбусы Ikarus 280T отправили на родину, где они до утилизации еще несколько лет простояли под забором троллейбусного парка Budapesti Közlekedési Vállalat (BKV).
С июля 1999-го по апрель 2000 года в ФАТП на 44-м маршруте с бортовым № 3001 проходил испытания итальянского Breda BMB 321 F (BredaMenariniBus). «Итальянец» отличался необычным дерзким дизайном, плавными формами кузова, творческим и неординарным оформлением пассажирского салона. Самой же необычной деталью для столичных пассажиров был низкий уровень пола – первый низкопольник в столице!
Последние иномарки поступили в Москву из Чехии. В марте 2000 года на 6 месяцев в 7-й троллейбусный парк доставили на ходовые испытания троллейбус Škoda 14TrM. Этот экземпляр был собран на совместном предприятии «Шкода-ВМЗ» в Вологде, и в столице он работал на 1-м маршруте с инвентарным № 01. После испытаний троллейбус Škoda 14TrM передали в Вологду, где он работает и по сей день под № 170.
Последний иностранец – чешский низкопольник Škoda 21Tr – прибыл в Москву 6 лет назад. В 7-м троллейбусном парке, куда его определили для работы на 1-м маршруте, ему не стали присваивать инвентарный номер, так как он уже был пронумерован. Эта машина 2001 года постройки изначально была приобретена чешским Брно, где ей присвоили № 3039. По договоренности между заводом-изготовителем и троллейбусным предприятием Брно, этот экземпляр до Москвы испытывался в Кишинёве и Риге под оригинальным номером.

Портрет одного героя
Ikarus 280T с заводским порядковым номером 249 был собран Ikarus Egyedi Autóbusz Gyár Kft в Будапеште в 1994 году и почти три года простоял на складе завода Ikarus Buszok.
Появлению этого троллейбуса в Москве способствовало партнерство между венгерской республикой и Тушинским машиностроительным заводом в 1996 году, когда начались массовые поставки машкомплектов кузовов автобусов Ikarus 435. На той волне на Тушинском машиностроительном заводе в Москве планировалось освоить и троллейбусное производство из венгерских комплектующих, однако это так и осталось в планах, а троллейбус в качестве образца был уже приобретен. Его передачу в эксплуатацию приурочили к 850-летию Москвы, которое праздновалось в сентябре 1997 года.
Сначала троллейбусу из Венгрии был присвоен порядковый № 0049, так как с середины 1980-х всем опытным московским троллейбусам давали нумерацию не по номеру парка, а с нуля начиная с № 0001. Работал № 0049 в ФАТП на 34-м маршруте от Киевского вокзала до станции метро «Юго-Западная». Примечательно, что за все годы работы троллейбус не перекрашивали «под рекламу», а только подкрашивали в его первоначальные красно-белые цвета, что нехарактерно для московского троллейбуса и напоминает цветографический стандарт будапештских троллейбусов, которые выкрашены по аналогичной схеме.
В 2007 году при вводе в московских троллейбусных парках единой автоматизированной системы управления финансово хозяйственной деятельности (ЕАСУ ФХД) Ikarus 280T был присвоен № 3649.
С годами троллейбус Ikarus 280T часто находился в ремонте. Многие оригинальные запасные части были заменены на российские: штангоуловители, компрессор, статический преобразователь, пластиковые токоприемники. Поломки и стали причиной принятия решения руководства ФАТП и ГУП «Мосгортранс» о списании троллейбуса с баланса, и пока не ясно, сохранят его для истории или его постигнет судьба большинства троллейбусов – утилизация на металлолом.

Техническая характеристика троллейбуса Ikarus 280T

Габаритные размеры, мм16 500х2500х3160
Колесная база, мм 5400+6200
Полная масса, кг24 000
Пассажировместимость, чел151
Максимальная скорость, км/ч.65
Тяговый электродвигательДК-211
Статический преобразовательTR 24/120 BHG
КомпрессорGanzair BS6/10/4Т

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию