
Мониторинг транспортных средств долгое время был прерогативой европейских, а затем российских производителей компонентов премиум-класса. С 2025 года владельцам грузовиков FAW Trucks становится доступным такой эффективный инновационный бизнес-инструмент, как система спутникового мониторинга FAW Telematics.
Телематика на службе
Популярность грузовиков FAW Trucks, увеличение парков и обострение конкуренции в России привели к совершенствованию комплексного продукта. Одной современной коммерческой техники и развитого фирменного сервиса уже недостаточно. На повестку дня встало внедрение телематики – сплава информационных технологий и транспортных систем с целью повышения доходности бизнеса. То, что когда-то считалось баловством и непозволительной роскошью, в условиях подорожания топлива, сокращения простоев и оптимизации сроков доставки выходит на первый план.
Современное оборудование FAW Telematics позволяет улучшить настройку бизнеса, сократить расходы и соответственно увеличить прибыль. Установленные на коммерческий автомобиль датчики, контроллеры, телематический блок позволяют собирать, передавать и анализировать точные данные о транспортном средстве и действиях водителя в режиме реального времени. Ещё на опыте европейских иномарок доказано, что с помощью телематики можно снизить расходы на топливо, запчасти и сервисное обслуживание. Это уже немало: в структуре затрат перевозчика около 35% приходится на покупку топлива.

Немаловажная роль телематики – повышение безопасности перевозок и сохранности груза, отслеживание и оптимизация маршрутов, управление флотом. Плюсуем сюда повышение качества услуг для клиентов, и получаем вывод о том, что для транспортников это настоящее благо.
Как это работает?
Новое оборудование FAW Telematics создано с учётом опыта ведущих производителей подобных систем и особенностей грузовиков FAW Trucks. Оно не сложнее европейского, и по функционалу и надежности вполне с ним сопоставимо.
Важными элементами всей системы являются электронные датчики. Они собирают данные о скорости и положении транспортного средства в конкретный момент времени. На них возложена функция фиксации температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и моторного масла. Снимаются и другие важные параметры, например: число разгонов и торможений, продолжительность работы мотора под нагрузкой и на холостом ходу, частота и длительность остановок и т.п.
Штатные контроллеры преобразуют полученные сведения в цифровой формат и передают в телематический блок. Оттуда собранные данные через сеть мобильной связи передаются на сервер, в облачное хранилище. Там происходит обработка и анализ полученных сведений. Далее электроника, в зависимости от настроек, может отправить команды обратно в борткомпьютер автомобиля или передать информацию пользователю на ПК или через приложение в смартфоне.
Фактор топлива
Одна из важнейших функций FAW Telematics – мониторинг расхода топлива. Сегодня недостаточно исключить воровство топлива из бака. Важно и бережно его расходовать в рейсе. Фирменная электроника беспристрастно определяет остаток ДТ в баке и время, когда моторное топливо было израсходовано. Посредством анализа данных через CAN-шину программа вычисляет расход горючего на каждые 100 км. Отсутствие человеческого фактора исключает ошибки и делает информацию максимально объективной, а значит, полезной. Для лучших водителей это может стать дополнительным стимулом к премированию за экономию топлива.
Известно, что техническое состояние грузовика более чем наполовину (55%) влияет на затраты перевозчика, связанные с покупкой топлива. Система телематики позволяет определить реальную загрузку, общий пробег и производительность транспорта. При оптимизации затрат такая информация не лишняя. Ровно четверть (25%) в структуре топливных затрат – манера вождения. Электроника отслеживает среднюю скорость, отмечает её превышение, фиксирует быстрое ускорение и резкое торможение. На это можно влиять через подготовку водителей.
Ещё 15% в структуре расхода топлива – это дорожные условия. FAW Telematics анализирует рельеф дороги на пути следования и предупреждает об этом сидящего за рулём. Прочие факторы совокупно влияют на потребление ДТ примерно в объёме 5%.
Путём опытов специалисты определили, что на расход моторного топлива влияет несколько базовых факторов. Среди них – скорость движения (95,8%), число и интенсивность торможений (90,9%), уровень оборотов двигателя и частота переключения передач (90,9%). Ещё два важнейших фактора влияния: продолжительность работы на холостом ходу (79,1%) и задействование педали газа (70,2%). На это тоже можно влиять, используя данные телеметрии как шпаргалку.

Парк как на ладони
Для владельца транспортной компании важен тот факт, что FAW Telematics позволяет держать на контроле сразу весь автопарк. По картинке на мониторе компьютера или экране смартфона в режиме реального времени отображается состояние подвижного состава.
Если всё в порядке, рядом с регистрационным номером транспортного средства будет зелёная плашка с надписью «Диагностика в норме». При наличии отклонений цвет фона сменится на красный, по которому высветится предупреждение «Обнаружена аномалия».
Информационное табло отразит тип ТС (тягач/фургон), статус включения (online/offline), состояние адаптивного круиз-контроля АСС (on/off). Беспристрастный регистратор выдаст количество обнаруженных неисправностей, состояние ограничения крутящего момента, скорость движения и выполняемую операцию: устранение неисправности или повторное тестированиие. Электроника не только установит техническую проблему, но и письменно подскажет пошаговые способы её устранения. Это очень удобно!
Система классифицирует неисправности по цвету фона предупреждающего сообщения. Жёлтый фон – поломка не влияет на управление автомобилем, можно продолжать движение. Оранжевый – возможны ограничения скорости и крутящего момента. Красный – угроза безопасности, невозможность пуска двигателя. Необходимо устранять неисправность или вызывать техпомощь. Если возникнет непредвиденный программный сбой, то неверный код можно сбросить буквально за три-пять минут. Для этого нужно остановиться в безопасном месте, оставить зажигание включенным. Затем использовать функцию сброса в одно нажатие.
В телематике FAW Telematics используется трёхсистемная глобальная навигация: GPS, GLONASS, BDS. У неё высокая степень точности и широкий функционал. Например, есть функция «Геозона». Она подаёт предупреждение о въезде и выезде из обозначенной зоны, о превышении времени в ней и сигнал о превышении скорости.
Разработчики позаботились о том, чтобы мультибрендовый автопарк можно было интегрировать данные через API на другие платформы, используемые перевозчиком. Поставщиком предусмотрены услуги по обучению пользованию продуктом и использованию всех доступных функций. Вне всяких сомнений, использование FAW Telematics повышает авторитет транспортной компании и выводит её доходность на новый уровень.

