Опубликовано: ГП 07-2006

Главная гонка Volvo

С. Уколов

У большинства Volvo ассоциируется исключительно c автомобилями, преимущественно легковыми. Кому-то при упоминании шведского бренда на ум приходят еще грузовики, автобусы и строительная техника. И лишь самые искушенные связывают скандинавский концерн c романтикой морских путешествий.

Тем не менее одно из отделений Volvo Group – Volvo Penta входит в число признанных мировых лидеров среди производителей двигателей и энергетических систем для морского и промышленного применения. Именно Volvo сегодня является спонсором «главной кругосветной парусной регаты мира» – Volvo Ocean Race.

Вначале было пиво

Океанская гонка Volvo насчитывает 32-летнюю историю. Все началось с того, что британская Королевская Военно-морская Парусная Ассоциация (Royal Naval Sailing Association) задумала организовать регату, невиданную по масштабам, а следовательно, зрелищности и... коммерческой перспективы. Учитывая авторитет Парусной Ассоциации, с поиском генерального спонсора проблем не возникло: это бремя взяла на себя одна из лондонских пивоваренных компаний, о чем впоследствии она ни разу не пожалела.

В 1973 году после долгих месяцев административной и технической подготовки стартовала предшественница «Океанской Гонки Volvo» – «Кругосветная Парусная Регата Whitbread» (Whitbread Round the World Yacht Race). В первом этапе из портсмутского порта вышли 17 яхт, унося в море 167 членов экипажа семи национальностей. Капитаны направили свои суда в Ла-Манш, чтобы позже взять курс на Кейптаун. Им предстояло пройти 27,5 тыс. миль... Много воды утекло с тех пор, причем в нашем случае и в переносном, и в прямом смыслах.

Volvo Ocean Race 2005–2006

Нынешняя гонка беспрецедентна по своим масштабам, и чтобы убедиться в этом, подробнее рассмотрим ее маршрут. Сразу оговоримся, что помимо дальних переходов соревнование включало ряд портовых гонок, проводившихся между этапами.
Регата стартовала в конце ноября прошлого года в испанском портовом городе Виго. Еще ни одно парусное мероприятие в мире не собирало такого количества зрителей и прессы, как старт первого этапа нынешней Volvo Ocean Race. Как и в самой первой гонке, он финишировал в Кейптауне (ЮАР). Яхты прошли путь в 6400 морских миль, пересекли экватор и причалили в африканском порту через 22 дня. Встретив 2006 год, после непродолжительного перерыва экипажи вновь вступили в борьбу.

На этот раз им предстоял путь в Мельбурн, который тоже уложился в 22-суточный отрезок времени. Третий этап – относительно короткий: парусные суда преодолели 1450 морских миль и в середине февраля финишировали в новозеландском Веллингтоне. Пунктом назначения четвертого, на этот раз самого длинного этапа (6700 миль), был солнечный Рио-де-Жанейро. До него большинство экипажей добралось только к 11 марта. Целью пятого этапа протяженностью около 5000 миль был Балтимор (США). В североамериканском порту участников регаты встречали в двадцатых числах апреля. Затем на шестом этапе яхты сделали спринтерский рывок до Нью-Йорка (дистанция около 400 миль). Девятого мая участники регаты увидели Статую Свободы. По расчетам организаторов седьмой этап Нью-Йорк–Портсмут протяженностью 3200 миль должен был завершиться через десять дней.

В целом все проходило по графику. Затем флот выдвинулся в сторону Роттердама (Нидерланды), до которого оставалось порядка полутора тысяч миль. И наконец, финишная прямая: заключительный – девятый этап стартовал 15 июня. Яхты сделали непродолжительный переход в порт Гётебурга (Швеция). Здесь и завершилось захватывающее приключение Volvo Ocean Race.

V-70 – не ищите
у дилеров Volvo

Это не название новой модели автомобиля, а новый тип яхт, предназначенных для кругосветной регаты. Он был утвержден как раз в те дни, когда Volvo Ocean Race праздновала свой 30-й день рождения. Правила для новых лодок разработали специалисты британского Королевского океанского гоночного клуба (Royal Ocean Racing Club) совместно с ведущими судовыми конструкторами, строителями и профессиональными яхтсменами. Судно получилось быстроходным и надежным, да и размеры его впечатляют. Например, парусами такой яхты можно накрыть три теннисных корта.

Предыдущая версия парусника для Volvo Ocean Race была спроектирована в 1993 году и называлась Volvo-60. К настоящему моменту эти лодки исчерпали модификационный резерв, равно как и возможности, заложенные в прежней редакции правил. С каждой последующей регатой лодки становились все совершеннее и быстрее. В результате технология ушла так далеко вперед, что создание еще более быстрых яхт сдерживали только правила десятилетней давности, тогда и было принято решение выработать требования к гоночным судам следующего поколения.

Итак, новая лодка стала больше, а как говорят яхтсмены – «длина бежит», подразумевая, что большие лодки обычно идут быстрее. Увеличение длины означает пропорциональное увеличение внутреннего объема лодки, следовательно, жилые помещения стали просторнее и удобнее. В то же время проектировщики и строители научились создавать легкие лодки с меньшими нагрузками, которые могут ходить с меньшим экипажем.

Основные параметры V-70 таковы: длина – 21,5 м, водоизмещение – от 12,5 до 14 т, вес бульб-киля – 4,5 т. Они стали на 2 м длиннее 60-футовиков V-60, но при этом легче на тонну. На попутных курсах V-70 может нести парусов на 60 % больше предшественницы. Мачта стала на 4 м выше, гик – на 1 м длиннее, а площадь грота – на 28 % больше, чем у V-60.

Новые лодки могут проходить в сутки до 500 миль, поддерживая при этом среднюю скорость около 21 узла, при пиковой скорости 35 узлов (почти 65 км/час!).

Кроме увеличения длины и площади парусности есть и другие изменения правил, направленные на повышение скорости. Например, разрешается неметаллический стоящий такелаж и качающийся киль, что способствует уменьшению крена лодки на ходу под парусами. Применение качающегося киля позволяет освободиться еще и от 2,5 т воды, которые несут на борту V–60, использующие для борьбы с креном водяные балластные системы. Затраты энергии на работу с качающимся килем меньше, чем с водяным балластом, следовательно, яхтам в гонке потребуется меньший запас топлива, а это еще снижение веса судна со всеми вытекающими преимуществами.

Революционные изменения коснулись подводной части корпуса – у V-70 не регламентируется число подводных крыльев и рулей в любых местах, но при условии, что они имеют только одну ось вращения. Допускаются сдвоенные рули и регулируемые шверты как в диаметральной плоскости яхты, так и по бокам от нее.

Пожалуй, стоит пояснить: сдвоенные рули дают несколько потенциальных преимуществ. Каждый из пары сдвоенных рулей имеет меньшее сопротивление, чем обычный единственный руль. Сдвоенное рулевое устройство к тому же эффективнее при кренах и надежнее при столкновениях, поскольку вероятность повреждения обоих рулей ниже.

Лодки оснащены стационарными двигателями и несут аварийный запас топлива, чтобы иметь возможность добраться в безопасное место, будь то гавань или оживленная морская трасса. Разрешено применение выдвигающихся движителей, более эффективных по сравнению с применявшимися ранее стационарными винтами с маленькими лопастями. Минимальный объем топливного бака – 230 л. Топливо предназначено главным образом для обеспечения электропитанием систем навигации, приборов, огней, движения киля, связи, опреснителя и средств информации.

Для строительства корпусов яхт разрешается применение углеволокна, которое было запрещено для V-60. Возможно также использование новых материалов (типа Nomex) для сэндвичевых оболочек корпуса и палубы.

Парусный гардероб V-70 сокращен с целью уменьшения затрат на участие в гонке. Всего разрешается иметь только 24 паруса, при этом на любом этапе на борту должно быть не больше 11, не считая обязательных штормовых парусов (V-60 разрешалось иметь на этапе до 18 парусов).

Правила определяют минимальные размеры койки для членов экипажа, на борту должно быть минимум 10 индивидуальных кроватей. Больший акцент сделан на комфорте команды и безопасности: отдельный хорошо оборудованный камбуз, улучшенное туалетное оборудование, навигационная станция, отдельный информационный центр. На борту каждой лодки установлены семь фиксированных телекамер, и экипажи еженедельно передают на сушу 20-минутный видеоматериал. Это оборудование позволяет командам управлять камерами и даже редактировать видеоматериал прямо на борту. На палубе есть «красная кнопка», которая помогает «автозахватывать» на видео драматические моменты – от триумфов до бедствий.



18 мая на яхте ABN AMRO TWO произошел трагический случай. Волной смыло за борт Ханса Хоревотса. Яхта шла в этот момент попутным курсом, за штурвалом был капитан Себастьян Жоссе. Скорость ветра составляла от 25 до 30 узлов, скорость яхты – немногим менее. Ханс работал с парусами, на палубе также были Ник Байс, Эндрю Льюис и Люкас Брюн. Волна обрушилась на палубу, а когда вода схлынула, Ханса на борту не было.

Вот как описывает штурман команды Саймон Фишер то, что происходило далее. «Капитан тут же отдал команду: «Человек за бортом!», сразу срубили спинакер и скрутили стаксель, а также опустили второй шверт. Запустили двигатель и попытались под ним и под гротом выйти в точку, которую Саймон отметил на GPS, как только раздалась команда.

Из-за сильного ветра пришлось убрать и грот, под одним мотором вернулись и обнаружили Ханса. Саймон Тинпойнт облачился в непромокаемый костюм и обвязку, чтобы вывеситься за борт и помочь поднять Ханса. Когда его подняли на борт, он был без сознания, сердце его не билось. Попытка использовать дефибриллятор не увенчалась успехом. Ханс умер в море».

Трудно передать словами те чувства, которые испытали товарищи Ханса по команде и другие гонщики, когда узнали о случившемся. В Портсмут все яхтсмены пришли с черными повязками на рукавах в знак скорби по погибшему.

Конечно, все знали об опасности, подстерегающей яхтсменов в море. И все же шок испытали даже самые опытные участники океанской гонки Volvo. Это была пятая смерть за всю историю кругосветной регаты.


Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию