Опубликовано: ГП 11-2008

История одной печи ( перевозка крупногабаритных грузов )

Сергей Сухов





Перевозка крупногабаритных изделий дело не то чтобы очень сложное, но однозначно хлопотное. Хорошо, когда груз нужен всей стране и его продвижением интересуется правительство, как было на заре освоения космоса. Или при строительстве «Бурана». Тут не просто проблем не возникает, промышленность построит все что угодно, уникальный самолет разработает (!), лишь бы то, что надо доставили куда надо и в назначенное время. Другое дело, когда нечто крупногабаритное требуется перевезти по заказу просто частного завода...

Случилось это в начале сентября 2008 года. Новому заводу по производству удобрений потребовалась специальная печь. Сделали ее в Тамбове. Готовое изделие надо было отвезти за 1700 километров – в Кингисепп. Само по себе серьезное расстояние, а тут еще диаметр частей печи был 5,7 м (после погрузки на прицеп высота получилась уже 6,1 м), а длина – 11 м. Длина автопоезда составила – 25 метров. За перевозку взялась компания «Транс-Авто». По словам ее директора Александра Певцова, другие фирмы, специализирующиеся на перевозке подобных грузов, не то чтобы отказались, но объявили заказчикам явно неконкурентоспособную цену.Понятно, что подобные детали по кратчайшему пути, как правило, не повезешь. Для начала предстояло подобрать маршрут, где машины не застрянут под мостами или другими сооружениями. И согласовать его с местными властями, электриками, железнодорожниками и т.д. Забегая вперед, могу сказать, что в итоге маршрут составил 2400 км.Для подобного каравана (а машин ехало три плюс автомобили сопровождения, ГИБДД и электрики) все, что над дорогой – потенциальная преграда. Понятно, что максимальное их количество стараются обойти еще на стадии разработки маршрута, но все объехать невозможно. Одна из таких преград – железнодорожная ветка. Провода висят на высоте 5,8 м. Чтобы проехать через переезд с крупным грузом на прицепе, провода необходимо обесточить и приподнять. Г-н Певцов рассказал, что на переездах поджидает еще одна неприятность: пути часто выступают над дорогой и длинный трейлер может просто сесть «на пузо». К сожалению, это не теоретическое умозаключение. Прецеденты были…В прошлом году при перевозке яхты в Астраханской области, как раз на неудачном переезде, где автопоезд сел «на брюхо», заработал семафор. Чтобы покинуть переезд оставалось три минуты, но прицеп сел крепко: в основании прицепа две продольные балки и поперечина в середине. Вот эта самая поперечина и попала между рельсами. Один из сопровождающих перевозку сотрудников ГИБДД побежал навстречу поезду, хотя по всему выходило, что машинист скорее увидит яхту поперек путей, чем человека в форме ДПС. Благо в Астрахани степи обширные, ровные как стол. И что тягач утянет прицеп за оставшееся время, никто и не рассчитывал.Попытки тягача сдвинуть прицеп приводили к тому, что поперечная балка начинала выкорчевывать рельсы из шпал. Положение спасло то, что в двух километрах оказалась станция железнодорожников, которые заметили ЧП и остановили поезд заранее. После остановки поезда они приехали разбираться, что случилось. Они оказали посильную помощь, и прицеп смог покинуть переезд. А железнодорожники потом привели переезд в порядок.На этот раз в дорогу уже взяли собственные брусы на случай возникновения подобных ситуаций, чтобы было что подложить под колеса, но в данном случае проблем с железной дорогой у каравана не возникло. Только с проводами. На одном из переездов, который должна была преодолеть колонна, сходились пути сразу нескольких направлений железной дороги. На всех железнодорожных дистанциях днем есть окно в расписании поездов, необходимое для ремонтных работ и таких вот перевозок. Проблема состояла в том, чтобы согласовать эти «окна» на двух направлениях. На это потребовалось три дня, зато других загвоздок с железнодорожниками не возникло.Да и простые автомобильные мосты тоже не всегда легко преодолеть. Хорошо, когда есть современная полная развязка. Тогда караван может проехать по выездам и съездам, если высота моста не позволяет преодолеть препятствие в лоб. Иногда получается, что и современная развязка положение не спасает. На маршруте из Тамбова в Кингисепп попалась развязка с мостом, где на пересекаемой дороге был газон и ограждение. Ограждение можно было бы и разобрать ради такого случая, но грузовик с прицепом, полной массой больше 50 тонн гарантированно провалился бы в газон. Укрепить газон специальными плитами не представлялось возможным из-за сильных неровностей почвы. Пришлось искать другой маршрут. Он получился на 150 км длиннее.В общем, груз попал к заказчику почти вовремя. Все остались довольны.А в конце разговора я поинтересовался у директора «Транс-Авто», почему обязательно надо было везти по дорогам со всеми этими сложностями? Он ответил, что другие варианты тоже рассматривали, но все они постепенно отпали. Самый простой и разумный: довезти груз из Тамбова до Саратова на трейлерах, погрузить на баржу, для которой подобный груз – словно чемодан в багажнике, по воде – до Питера, и еще один небольшой перегон до Кингисеппа на трейлерах – не прошел, потому как речники запросили очень много. По железной дороги подобный груз не проходит из-за габаритов. Остается воздушный транспорт. Поднять такую печь сможет только «Мрия», но не факт, что она в нее влезет… да и где она, та «Мрия», что «Буран» возила? А для вертолетов груз слишком тяжелый. Так что перевозка по дорогам осталась единственным вариантом доставки.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию