Опубликовано: ГП 12-2007
Краснопахорские трудяги

Краснопахорский ремонтно-механический завод и его вахтовки

Денис Дементьев, фото из архива автора
и ОАО «РМЗ Краснопахорский»

Поселок Красная Пахра, что в 40 километрах от столицы, мало чем выделяется среди тысяч себе подобных. Пожалуй, единственная достопримечательность, благодаря которой он получил свою известность, – это крупный ремонтно-механический завод. Предприятий подобного профиля в СССР было не счесть. Большинство из них составляли производственно-техническую базу сельского хозяйства и входили в состав различных объединений, курирующих агропромышленную отрасль. Однако этот РМЗ выделился на их фоне своей автомобильной продукцией.

Краснопахорский ремонтно-механический завод Государственного комитета РСФСР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства был организован 1 марта 1958 года на базе машинно-тракторной станции местного колхоза. Долгое время предприятие специализировалось на капитальном ремонте автомобилей и двигателей ГАЗ-51, которые массово использовались в сельском хозяйстве. Почти 20 лет с момента образования РМЗ занимал малые площади, поэтому объемы капремонта обеспечивали только нужды колхозов и совхозов Московского региона.

Здание заводоуправления КРМЗ и сейчас выглядит, как раньше

Реконструкция завода началась в 1975 году в связи с Постановлением Совмина РСФСР о расширении производственно-технической базы республиканского АПК. Через семь лет закончилось строительство нового цеха площадью в 11 900 м2. В нем был организован поточный капитальный ремонт автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-53, а с 1983 года и ГАЗ-52, которые начали приходить на завод по разнарядке Госкомсельхозтехники РСФСР со всей Российской Федерации. Местные жители до сих пор помнят, как вдоль Калужского шоссе целыми рядами стояли грузовики, ожидающие своей очереди на вторую жизнь.

Капитальный ремонт автомобилей ГАЗ в новом цехе
Авторемонтный цех КРМЗ (конвейер автомобилей)

В 1987 году заводу было поручено освоить свою первую промышленную продукцию – агрохимические лаборатории ЛАХ-1П на шасси тракторного прицепа 2ПТС-4. Их комплектовали цельнометаллическим грузопассажирским кузовом, снабженным специальным оборудованием. Лаборатории представляли собой настоящие передвижные центры мониторинга и предназначались для забора проб почв и удобрений, измерения и оценки их токсичности, увлажненности, радиационного фона местности и т. д. За два года производства этих лабораторий на заводе изготовили порядка 150 штук. Впоследствии на базе тракторного прицепа завод освоил выпуск пассажирских модулей модели «17112» с идентичным кузовом.

Опытный образец автомобиля Т12.02А, 1991 год

С 1989 года на предприятии приступили к выпуску вахтовых автомобилей ТС-3966 «Волгарь» на шасси ГАЗ-53-12. Сама конструкция этих пассажирских модулей была спроектирована львовским ВКЭИавтобуспрома именно по заказу Госкомсельхозтехники РСФСР. Считалось, что фургонная конструкция пассажирского кузова является оптимальным решением для местных перевозок рабочих бригад и в связи с общим дефицитом автобусов они могут взять на себя функции пассажирских транспортных средств.

Вариант с задней дверью пользовался стабильным спросом в начале 90-х годов

Предполагалось, что начальная программа выпуска «Волгарей» составит примерно 25–30 машин в месяц. Однако освоение ТС-3966 пришлось как раз на самый разгар перестроечной неразберихи. По этой причине на КРМЗ успели выпустить только порядка сотни вахтовых автомобилей с лейблом «Сделано в СССР». Краснопахорские машины можно было легко отличить от других «Волгарей» по рубленым колесным аркам кузова и относительно высокой крыше, а на первых порах и по отсутствию люка в ней. Кроме того, они имели различные варианты оформления задней стенки кузова: с одним окном, с одностворчатой остекленной дверью и с глухой двухстворчатой.

ЛАХ-1П – предтеча краснопахорских вахтовок

После освоения первых вахтовых машин на заводе задумались о расширении производства специальных автомобилей. Была предпринята попытка внедрить в производство нечто аналогичное «Волгарю», но только на шасси УАЗ-3303. Невозможность создать подобную конструкцию своими силами заставило пойти другим путем. В начале 1990 года группа заводских инженеров отправилась в Краснодар, где на механическом заводе «Кубань» выпускался автомобиль агитационно-культурной бригады Т12.02. Оттуда они привезли готовую техдокументацию, по которой уже в 1991 году на КРМЗ начали выпускать вахтовку Т12.02А, которая позже также именовалась как «Автомобиль специальный мод. 2941». Эти машины имели две модификации: с аварийным выходом (дверью) сзади и без него, однако на индексе это никак не отражалось. В отличие от краснодарского экземпляра УАЗовские вахтовки КРМЗ имели несколько другое остекление и небольшие изменения в каркасе кузова, которые диктовались существующей на тот момент оснасткой.

ТС-39661 на шасси ГАЗ-3307
Бытовой вагон, модель 17112

К середине 90-х готовые вахтовые УАЗы уже с трудом находили своих покупателей, поэтому в 1994 году на заводе разработали новую модель, микроавтобус с интегрированным кузовом, получивший наименование ТС-17144У. На его базе по заказу областного Минздрава построили несколько десятков санитарных автомобилей АС-1К, которые впоследствии дооснащались на Куриловском АРЗ, принадлежащем автобазе Мособлсанавтотранса.

В это же время спрос на «Волгари», основную продукцию КРМЗ, также стал катастрофически падать – финансовое положение завода ухудшалось. Все это привело к тому, что предприятие не смогло найти средств на продление сертификационных документов и получение «Одобрения типа ТС». В итоге, в 1995 году сняли с производства Т12.02А, а через два года и ТС-39661. Таким образом, производство новых полнокомплектных вахтовых автомобилей на Краснопахорском РМЗ прекратилось полностью.

Вахтовых автомобилей на шасси «Садко» было совсем немного. На фото один из вариантов в северном исполнении для Ямала
Вахтовые кузова по желанию заказчика устанавливали на любые шасси, но чаще всего это был ГАЗ-66

Однако сворачивание выпуска готовой автомобильной продукции еще не означало крах самого предприятия – оно продолжало дооборудовать под конкретные заказы грузовые автомобили своими вахтовыми кузовами различного назначения, в том числе и в северном исполнении. Так, в период с 1993 года появилось множество подобных машин на шасси ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, а позже ГАЗ-3308, ЗИЛ-5301, ЗИЛ-4333 и др. Все они массово использовались в коммунальном хозяйстве Московской области – некоторые из них можно встретить и по сей день.

Нереализованный проект ТС-17144У: было выпущено всего несколько десятков машин

Отдельной главой в истории ОАО «РМЗ «Краснопахорский» стоит выделить сотрудничество с Мосводоканалом и Мосгазом в конце 90-х, когда эти ведомства заказал и большую партию специальных грузопассажирских фургонов для своих аварийно-ремонтных машин. Под этот заказ на предприятии модернизировали существующий кузов ТС-39661: высота крыши была увеличена, добавлены двухстворчатые двери в задней части. Эти транспортные средства выпускались в двух исполнениях: на шасси с одинарной (ЗИЛ-5301БО) и двойной кабиной (ЗИЛ-5301ГА) – и имели разные по планировке салоны: в первом варианте имелся пассажирский отсек на 6 человек.

В конце 90-х завод получил правительственный заказ на 10 машин для грозненских коммунальщиков

Надо признать, что эти заказы не спасли предприятие. В 2002 году производство кузовов было полностью прекращено. Единственным средством существования завода оставался капитальный ремонт двигателей, но и его свернули в апреле этого года. В настоящее время Краснопахорский РМЗ живет исключительно за счет сдачи в аренду своих помещений. Теперь единственное, что напоминает о бывшей автомобильной деятельности предприятия, – это одиноко стоящий на территории «Волгарь» на шасси 53-го. Когда его не станет, из памяти сотрется еще одна страница нашей истории. Вот так печально и в то же время просто…

Последние машины предприятия запомнились многим москвичам как аварийные «летучки»
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию