![Первый вариант автобуса ККТ-3208 на выставке «Роскульттехника-81»](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/00f.jpg)
ПКТИ «Культтехника» родитель автоклуба «Кубань»
В Советском Союзе не стеснялись пользоваться зарубежным опытом – иногда официально, иногда нет. Поэтому многие, угадывая в отечественных автомобилях заграничные корни, оставались к этому равнодушными, а другие с одобрением говорили: «Мировая мода!» Но когда речь идет о практически полном сходстве некоторых советских автомобилей, это заставляет задуматься…
Так получилось и с одним малоизвестным автобусом «Кубань», который точно повторял всем знакомый ПАЗ-3205. К сожалению, об этой машине никто толком ничего не знал. Лишь в одной из книг Льва Шугурова под фотографией был упомянут год ее производства – 1990-й. Это дало основание полагать, что дизайн и конструкция краснодарского автобуса, по сути, были «слизаны» с «пазовского» аналога, который появился в 1984 году. Но каково было удивление, когда выяснилась дата фотоснимка, опубликованного в книге, – октябрь 1978 года. Получается, Краснодарский механический завод «Кубань» опередил павловцев, как минимум, на 6 лет. Эта информация дала толчок к изучению такого странного, не побоюсь этого слова, феномена. Итак, обо всем по порядку…
1969 и 1971 годы – во Франции фурор: на престижных международных автобусных выставках советские автобусы марки «ПАЗ» занимают практически все призовые места, оставив далеко позади зарубежных конкурентов. Перспективные модели ПАЗ «Турист», ставшие сенсацией в глазах всей мировой общественности, прославили и своего создателя – молодого конструктора-дизайнера Соколова Юрия Васильевича, работавшего тогда в конструкторско-экспериментальном отделе ПАЗа.
![Первый опытный образец автоклуба ККТ-3917](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/01.jpg)
В 1972 году достаточно известного в кругу специалистов Соколова командировали на месяц в Краснодар по просьбе ПКТИ «Культтехника»(бывшего Краснодарского филиала Государственного института «Гипротеатр»), который являлся головной проектной организацией по разработке спецавтотранспорта для Министерства культуры РСФСР, и в частности, для Механического завода «Кубань».
В итоге краснодарская командировка дизайнера вылилась в постоянное место жительства. Соколова переманили работать в «Культтехнику», где он со свежими силами начал трудиться над своим новым проектом, задуманным еще в Павлово, – ККТ-3917. Этот автоклуб нового поколения, по идее автора, должен был стать одним из самых современных отечественных автобусов.
![Модернизированный вариант автобуса ККТ](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/02.jpg)
Работа по созданию перспективной модели для завода «Кубань» началась уже в 1972 году. Спустя два года, в 1974-м, в экспериментальном цехе института был готов первый опытный образец автоклуба. От остальных автобусов того времени он выгодно отличался современными квадратными формами, большой площадью остекления, углубленными дверными ручками и запасным аварийным выходом для пассажиров с левой стороны кузова.
Несмотря на применение шасси грузового автомобиля ГАЗ-53, автоклуб соответствовал всем необходимым требованиям безопасности и комфорта: двухконтурная система торможения, подвеска с дополнительными амортизаторами, салон с удобными мягкими креслами.
![Опытный образец автомузея Т11.02 на испытаниях](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/03.jpg)
![Салон автомузея Т11.02 с голографическими экранами](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/04.jpg)
В салоне автоклуба кроме 12 мест для пассажиров предусматривался грузовой отсек в задней части кузова, в который можно было попасть из салона и снаружи, используя дверь аварийного выхода. В этом отсеке располагались вся необходимая аппаратура и другой инвентарь, который использовался для проведения культурно-массовых мероприятий в чистом поле…
Испытания опытного образца автоклуба показали, что он в полной мере мог бы сменить на конвейере устаревшую модель «Кубань-Г1К». В 1978 году на заводе «Кубань» собрали партию из нескольких автоклубов ККТ-3917, которые несколько отличались от первого, но это в основном касалось декоративных элементов кузова и салона: поменяли бамперы, отверстия обдува ветрового стекла, появился аварийный выход в окне с правой стороны, добавилась декоративная надпись «Кубань» впереди. Один из таких модернизированных автоклубов был представлен в Москве на Всероссийском съезде работников культуры и рекомендован к серийному производству. На промышленный образец было получено авторское свидетельство Государственного комитета по делам изобретений и открытий за № 8172. Оно в дальнейшем стало поводом для спора над авторством дизайна ПАЗ-3205, который, по сути, повторял черты краснодарского автоклуба. Но поскольку Соколов начинал работать на ПАЗе, то конфликт с авторством замяли: все-таки идеи разрабатывались совместно, задолго до его переезда в Краснодар. Просто так сложилось, что воплотили эту задумку в жизнь первыми именно на заводе «Кубань»…
![Автомузей второго поколения, выпущенный небольшой партией](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/07.jpg)
Новый автоклуб планировался как базовая модель, на основе которой предполагалось выпускать и другие спецавтомобили: автобус, автомузей, автобиблиотеку и метрологическую лабораторию. Последние два, к сожалению, так и остались только на бумаге.
Спроектированный специалистами института «Культтехника» автобус ККТ-3208 стал первой модификацией автоклуба модели 3917. Впервые его показали широкой публике на выставке республиканского промышленного объединения «Роскульттехника», которая проходила на ВДНХ СССР осенью 1981 года. ККТ-3208 представлял собой все тот же по конструкции автоклуб, но с другой планировкой салона и без аварийной двери. Однако на модернизированном автобусе второго выпуска (1983 год) дверь запасного выхода вернули на свое место.
![Внутри автоклуба – как в комфортабельном туристическом автобусе](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/06.jpg)
После автобуса ПКТИ «Культтехника» продемонстрировал модель автомузея Т11.02. Первый опытный образец был построен в экспериментальном цехе института осенью 1984 года. Этот автомузей представлял собой передвижную голографическую выставку, в салоне которой располагались компактные экраны с размещенными в них голограммами предметов живописи и искусства. Первая выставка внутри этого автомузея была посвящена предстоящей памятной дате – 40-летию Победы: об этом свидетельствовали плакаты и афиши в боковых окнах автобуса, которые выполняли функцию витрин. В конце 1980-х годов автомузей был модернизирован, исчезло боковое остекление, несколько изменилась внешность.
![В 2004 году автомузей серии ККТ второго поколения можно было встретить в Краснодаре. Теперь его уже нет…](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/05.jpg)
Спецавтобусы серии ККТ не получили широкого распространения, хотя у завода «Кубань» были в то время производственные мощности для выпуска этих машин. Просто на предприятии с нетерпением ждали строительства нового конвейера: в середине 1980-х ЦК КПСС утвердил план реконструкции КМЗ и строительство новых цехов на выделенной территории площадью более 11 га, поэтому новую модель не спешили осваивать в старых цехах.
Однако последовавшая перестройка, а за ней и развал страны не позволили осуществить задуманное – разработанный проект нового предприятия так и остался лишь проектом. Около 200 построенных по заказам министерства спецмашин ККТ, большинство из которых – голографические музеи, «растворились» на просторах СССР. Скорее всего, ни одна из них не сохранилась…
![1978 г. Перспективный автоклуб ККТ-3917 второй серии. Четвертый справа – создатель ККТ Соколов Юрий Васильевич](/article/2672-avtoklub-krasnodarskiy-eksperiment/Images/08f.jpg)