Опубликовано: ГП 03-2008

Два проекта

Сергей Цыганов, фото Александра Трохачёва



В конце января заместитель губернатора Воронежской области Борис Китаев и начальник главного управления экономразвития Андрей Соболев провели переговоры с топ-менеджментом Scania. Речь шла о предоставлении шведской компании участка для строительства завода. На выбор шведам было предложено пять вариантов, наиболее подходящими из них являются два: близ поселков Колодезный и Масловский (20–30 км от Воронежа).

Ранее Scania объявила, что планирует начать крупноузловую сборку своих автомобилей уже в начале 2008 года, предположительно в марте–апреле. Разумеется, речь не идет о том, что шведы построят завод за несколько недель – для «постового» производства завода как такового и не требуется, достаточно помещения с минимальным набором оборудования, как, например, на петербургском «Арсенале» (сборка Opel и Chevrolet) или гжельском «Электроизоляторе» (сборка Great Wall). Поэтому Scania ищет сразу два места: для временного производства и для завода полного цикла. Причем в первом случае это может быть просто арендованный цех, по типу «Арсенала» у GM. В период гиперспроса на грузовики в России иностранцам важно как можно раньше «застолбить» себе место, и временный цех на период строительства завода полного цикла – вариант наилучший. Напомним, что таким образом в список российских производителей входила и Volvo, несколько лет собирающая машины в Зеленограде, и только в конце 2007 года приступившая к постройке большого завода.
Не факт, что обе производственные площадки Scania будут располагаться по соседству – помимо Воронежской области шведы рассматривают предложения от администрации Саратовской области и, по некоторым данным, от Санкт-Петербурга. Последний вариант противоречив: с одной стороны, у Scania там уже есть производство автобусов «Петроскан», с другой – строящийся петербургский автокластер в составе Ford, GM, Toyota, Nissan, Hyundai и Suzuki отвлечет на себя все квалифицированные кадровые ресурсы. В Саратовской области, напротив, велика концентрация предприятий автопрома, построенных еще при СССР и, в принципе, есть, откуда переманить работников. Но, как известно, иностранцы не очень жалуют (мягко говоря) тех, кто воспитан советской автомобилестроительной школой и предпочитают не привлекать сотрудников, имеющих опыт работы на отечественных автопредприятиях. В этом смысле Воронеж – «девственный» регион, рабочей силы там много и она по большей части не имеет «ненужного» опыта.
С точки зрения логистики Воронеж предпочтительнее – он близок к юго-западной границе России, а значительную часть продукции Scania планирует поставлять на Украину и в Белоруссию.
Производственные планы таковы: завод полного цикла, со сваркой и окраской, будет рассчитан на 10 тыс. автомобилей в год с перспективой расширения до 20 тыс. При условии начала строительства в первой половине 2008 года предприятие может быть запущено уже в 2010 году, а выйти на запланированный объем – к 2012-2013 годам. Какова возможная мощность «отверточного» производства – пока неясно. Но по аналогии с другими проектами можно предположить, что вряд ли она превысит 2-3 автомобиля в день.
В то же время возобновились слухи о попытках MAN «прибрать к рукам» шведского производителя грузовиков. Год назад МАN уже делал попытку поглощения Scania, но тогда она не увенчалась успехом. В январе же прошли две крупные сделки с акциями Scania, за которыми эксперты вновь увидели «руку МАN». Всего было продано почти 6 млн. акций на общую сумму $130,8 млн. Это составляет примерно 0,7% от общего капитала Scania. Официальным покупателем ценных бумаг выступила шведская брокерская контора SEB Enskilda, но биржевые аналитики сходятся во мнении, что действовала она в интересах МАN. В пользу этой версии говорит неожиданная величина сделки и цена, немного превышающая рыночную. Конечно, рано предполагать, что на российском заводе Scania будут выпускать машины под маркой MAN-Scania, но и исключать такое развитие событий тоже не надо.

Тем временем из Владивостока пришло еще одно интересное сообщение: компания «Технохолдинг Сумотори», специализирующаяся на продаже грузовиков, автобусов и спецтехники из Японии, договорилась с Hino Motors об организации в России производства грузовиков Hino. С Hino Motors у «Технохолдинг Сумотори» давняя и прочная связь: один из салонов компании называется «Хино Владивосток», ей принадлежат Интернет-домен hino.ru и даже гостиница под Владивостоком под названием «Хинотель».
Первая продукция нового завода – а это модели Hino Dutro и Hino Ranger – будет выпущена уже в апреле. Понятно, что речь не идет о сварке и окраске, это будет крупноузловая сборка. Кроме того, планируется изготавливать различные кузова и надстройки, а так же устанавливать спецоборудование – подъемные краны, бетономешалки и пр. Машины, естественно (впрочем, естественно ли – для Приморья?) будут леворульными и адаптированными к плохим дорогам и холодному климату. Мощность завода, который разместят в пригородном Владивостоку городе Артём, составит 1-2 машины в день (до 10 в неделю), соответственно, годовое производство составит максимум 480 машин. Это немного даже для Приморья, так что со сбытом проблем возникнуть не должно. Тем более, в отличие от европейской части России, грузовики Hino в праворульных вариантах на Дальнем Востоке хорошо знают и любят.
Понятно, что вряд ли зайдет речь об их «экспорте» «на материк», в западную и центральную части России. SKD-сборка – это не производство, а способ обойти таможенные пошлины. Поэтому вряд ли «Технохолдинг Сумотори» будет стремиться на иные рынки. Но в пределах Дальнего Востока этот проект позволит ему укрепить свои позиции и повысить продажи. Не более. Но и не менее.


Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен