![](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/00f.jpg)
Давайте меняться!
Volvo Exchange Program – обмен сломанных узлов и агрегатов на восстановленные
Восстановление и вторичное использование автомобильных деталей – тема сегодня немного забытая и чаще всплывает в публикациях исторической направленности. Но в этот раз изучаем опыт компании Volvo Trucks, недавно запустившей в России фирменную программу обмена вышедших из строя узлов и агрегатов на восстановленные на заводе-изготовителе.
Какие цели преследуют специалисты Volvo Trucks, какие выгоды сулят перевозчикам в рамках новой программы и какие рифы и мели на этом пути поджидают эксплуатантов и специалистов сервиса. Пробуем разобраться.
В чём выгода
Действуя в рамках Volvo Exchange Program любой клиент автосервиса Volvo Trucks может сдать вышедший из строя узел и получить точно такой же восстановленный с 30 %-ной скидкой и полной заводской гарантией. Естественно, что к принимаемым в обмен деталям предъявляется ряд требований, да и не возьмутся конечно же восстанавливать каждую мелочь или одноразовый компонент. Наиболее типичными образцами обмена являются такие приборы, как стартёры и генераторы, корзины и диски сцепления, насос-форсунки, компрессорные агрегаты двигателя, элементы тормозной системы, реже в сборе двигатели и КП. Здесь и начинаются первые сложности для перевозчика, клиента, эксплуатанта. Предложение, безусловно, выгодное и заманчивое, поэтому даже находясь на приличном отдалении от фирменной СТО, многие попытаются привести детали на обмен, но в ряде случаев могут получить отказ в приёме старых компонентов. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся с тем, что понимают под терминологией восстановления узлов и агрегатов.
![Наличие и сохранность маркировки для идентификации детали являются важнейшими условиями участия в программе](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/01.jpg)
Восстановление или ремонт, переборка, а может быть, реставрация?
Как определяют специалисты Volvo Trucks, восстановление – это совокупность производственных процессов, в результате которых детали с истекшим сроком службы или вышедшие из строя доводятся до первоначального состояния, т. е. технические характеристики восстановленных запчастей не уступают показателям новой аналогичной продукции. А текущий ремонт узлов и агрегатов производится, как правило, силами самого автопредприятия или специализированной мастерской. В условиях АТП или СТО экономически не оправдано использование сложного технологического и диагностического оборудования для эпизодического, а не поточного восстановления, именно поэтому разница между отремонтированными и восстановленными в заводских условиях деталями значительна, в первую очередь, в оставшемся ресурсе запасной части, ведь в случае восстановления он (ресурс) вновь составит 100 %, что невозможно при ремонте. Согласно процедуре Volvo Exchange Program, после ряда логистических операций бывшие в употреблении детали отправляются к «родным» производителям: блок цилиндров, к примеру, на завод двигателей Volvo в город Шовд, электрооборудованием займётся Bosch, сцеплениями и тормозами – Valeo, турбокомпрессоры отправятся на заводы компании Holset. Наличие готовых к вторичному использованию элементов и позволит производителям сэкономить на изготовлении, что в дальнейшем даст возможность предоставить неплохую скидку – 30 %.
![При восстановлении корпус и шкив генератора (левого) подвергался очистке с применением абразива, практически это единственное визуальное отличие от нового](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/02.jpg)
![При восстановлении корпус и шкив генератора (левого) подвергался очистке с применением абразива, практически это единственное визуальное отличие от нового](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/03.jpg)
![При восстановлении корпус и шкив генератора (левого) подвергался очистке с применением абразива, практически это единственное визуальное отличие от нового](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/04.jpg)
Овчинка и выделка
Отсюда и вытекает ряд требований компании при приёмке подлежащих восстановлению, а не ремонту деталей. Основной критерий – выход из строя узла, детали, прибора не связан с разрушением базового компонента. В первую очередь, ограничения наступают при утрате товарного вида запчасти и механическом повреждении корпусного элемента: снятый с машины при помощи кувалды компрессор уже никогда не будет выглядеть как новый! Другой не менее важный вопрос – маркировка и идентификация запасной части. Альтернативные компоненты могут быть изготовлены иначе, чем оригинальные, и тогда к ним невозможно применить отлаженную технологию массового восстановления. Однако для клиента наряду с неудобствами, связанными с отсутствием возможности однозначно определить, примут ли у него на обмен деталь, есть важное преимущество. Это ликвидация простоя транспорта в ожидании ремонта – одна из самых неприятных форм убытков в сфере регулярной эксплуатации. Процесс реставрации запчастей после факта обмена становится задачей исключительно компании Volvo, так как восстановленную деталь клиент получает непосредственно при сдаче старой, т. е. сразу же.
![На новом нажимном диске (справа) рабочая поверхность имеет следы фрезерования при изготовлении, восстановленный диск (слева) аккуратно проточен резцом, поэтому он имеет другую структуру, но на срок службы это не повлияет](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/05.jpg)
![На новом нажимном диске (справа) рабочая поверхность имеет следы фрезерования при изготовлении, восстановленный диск (слева) аккуратно проточен резцом, поэтому он имеет другую структуру, но на срок службы это не повлияет](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/06.jpg)
![На новом нажимном диске (справа) рабочая поверхность имеет следы фрезерования при изготовлении, восстановленный диск (слева) аккуратно проточен резцом, поэтому он имеет другую структуру, но на срок службы это не повлияет](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/07.jpg)
Секретное оружие Volvo
Анализируя преимущества и недостатки программы, приоткрою некую завесу тайны, зачем это надо знаменитой шведской марке, в Европе Volvo Exchange Program работает с начала ХХI в., а в России только набирает обороты. Этот вопрос пришёл мне в голову, когда я осматривал Core Hub в Зеленограде. Так называется техцентр и склад Volvo, куда детали попадают от дилеров, проверяются, сортируются и отправляются заводам-изготовителям. Там я увидел довольно много выбракованных компонентов, ошибочно принятых дилерами, которые не удастся восстановить и придётся утилизировать. Как оказалось, вывод из обращения таких компонентов тоже является одной из задач программы, ведь эти детали – отличная базовая основа для кустарного ремонта и изготовления подделок. Установив такой «левый» узел по невнимательности, неаккуратности, из-за отсутствия опыта или желания сэкономить, перевозчик неминуемо в определённый момент столкнётся с преждевременным отказом, который может иметь негативные последствия и для эксплуатанта, и для репутации компании Volvo Trucks.
![Этот стартёр можно было бы восстановить, но придётся утилизировать из-за утраты товарного вида в связи с механическим воздействием (следы ударов на корпусе)](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/08.jpg)
![Этот стартёр можно было бы восстановить, но придётся утилизировать из-за утраты товарного вида в связи с механическим воздействием (следы ударов на корпусе)](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/09.jpg)
Когда таможня даёт добро
Теперь ещё об одной административной проблеме, связанной с оборотом восстановленных запчастей. Для того чтобы вывезти из России изношенную головку блока цилиндров, несколько лет назад необходимо было подготовить пакет документов для таможни, как здесь шутят, близкий к весу этой ГБЦ. Аналогичные проблемы существовали и при ввозе восстановленных деталей. Сейчас эта процедура упростилась, вырос обменный фонд, потоки запчастей стали больше, появился необходимый опыт в подготовке документации.
Volvo Exchange Program в некоторых цифрах
В 2014 г. российским сервисным станциям было отгружено 1552 восстановленные детали по 168 наименованиям. Самые популярные группы: комплекты сцепления – 417, насосы системы охлаждения – 210, насос-форсунки – 204, диски сцепления – 144, цилиндры сцепления – 80.
![](/article/2611-volvo-exchange-program-obmen-slomannyh-uzlov-i-agregatov-na-vosstanovlennye-davayte-menyatsya/Images/10.jpg)
Подведём итоги
Поскольку инструмент обеспечения запчастями по имени Volvo Exchange Program действует интернационально, при всех проблемах и сложностях в конечном итоге он выгоден производителю, хотя, очевидно, не фонтанирует баснословными прибылями. Тут речь скорее об имидже марки, которому сопутствуют такие важные показатели, как стоимость владения и удобный качественный сервис с гибким индивидуальным подходом. Клиенту, особенно обитающему вдали от официальной СТО, живётся сложнее. У него есть выбор: воспользоваться альтернативой или всё же участвовать в Volvo Exchange Program. Основным препятствием для участия, повторюсь, являются сомнения в дальнейшей пригодности для обмена изношенных деталей. Вот здесь всплывает очень интересный момент. Ни на дилерских сервисах, ни в Core Hub я не увидел сложного и дорогого оборудования, которое используют при отбраковке этих запчастей при принятии решения об обмене. Специалисты пользуются довольно простой и наглядной методикой, и всё. Выходит, что тогда и на местах вполне возможно обучить человека этим приёмам контроля, чтобы при визите в сервис Volvo Trucks не выстрелить вхолостую. Ещё этому инженерно-техническому работнику придётся присмотреть за буйноголовым автослесарем, чтобы не слишком размахивал кувалдой при демонтаже, а предпочёл съёмники, кондукторы и оправки. Вот тогда можно меняться!