Опубликовано: ГП 11-2015
Опытно-экспериментальный КАМАЗ-652074. Увы, оснащение машины системой питания для сжиженного метана не позволяет назвать машину серийной или хотя бы близкой к производству. Хотя 400-литровый криогенный баллон – это круто

Экомтранс
Грузовики и автобусы на газовом топливе и электротяге на выставке «COMTRANS’15»

Андрей Филиппов, фото автора

Вот уж не думал, что наступит момент, когда внутри профильной выставки можно будет выделить ещё одну спонтанную, но тем не менее вполне самостоятельную выставку. Сумбурно? Вот и у меня были такие же ощущения, когда, переходя от стенда к стенду, я слышал: «А ещё мы представляем автомобиль/ автобус (нужное подчеркнуть) на газовом топливе». К завершению обхода экспозиции удивление уже начали вызывать стенды, где отсутствовала техника на голубом топливе: «Отстаёте от рыночных тенденций, однако!..»

Кстати, как оказалось, метан и пропан – не единственные альтернативные питающие элементы. Нашлось место на выставке «COMTRANS’15» и технике на электротяге. Так что игнорировать активный интерес в сегменте экологически чистого топлива теперь не получится при всём желании…

Двойная российская премьера. Во-первых, новая компания – C & C Trucks, во-вторых, новый самосвал N332 с 330-сильным газовым двигателем Yuchai. Машина уже сертифицирована в России, и 12 машин работают в Кемеровской области

В голубом ореоле

Основную массу техники с моторами, работающими на газу, разумеется, составляли грузовики.

Наиболее широкая экспозиция представлена в сегменте газовых двигателей с принудительным искровым зажиганием, созданных на основе дизельных моторов. Свою продукцию здесь показали отечественные производители – КАМАЗ-652074 и КАМАЗ-43118 (на стенде «Чайка-Сервис»); китайцы – C & C N332 и Dayun CGC4253 (на стенде «Газпром»). А европейцы в лице «Скания-Русь» вообще решили не мелочиться и показали сразу два автомобиля на метане: седельный тягач Scania P340LA 4x2 HNA и рефрижератор на шасси Scania P340LB 6x2/4 MNB. Машины серийные, вовсю работают в российском подразделении HAVI Logistics, так что можно не стесняться.

Второе место по популярности занимают газодизельные системы питания, работающие на смеси дизельного топлива и природного газа. Путь этот менее затратный, чем первый и со временем, возможно, станет более распространённым. На выставке такие моторы были установлены на полноприводные IVECO Eurocargo (шасси) и IVECO Trakker (седельный тягач), КАМАЗ-549005 (седельный тягач) и «Урал NEXT 32551-5013-71» (вахтовку).

Седельный тягач Scania P340LA 4x2 HNA. 8 стальных баллонов размещены не за кабиной, как у аналогов, а по бокам рамы, и их суммарная вместимость достигает 824 л Седельный тягач Volvo FH с 460-сильным газодизельным двигателем D13C уровня Euro 5. Суммарный запас топлива: 690 л солярки и 552 л сжатого метана. Газовое оборудование, Clean Air Power заводское, равно как и гарантия

Третье место – создание битопливной модификации автомобиля с бензиновым двигателем. Самое простое решение, но, увы, неприменимое на больших грузовиках из-за… отсутствия бензиновых моторов таких объёмов. Так что в этом сегменте только LCV, такие как «ГАЗель NEXT» и новый IVECO Daily 50C14 NV.

Что касается пассажирских перевозок, то здесь пока монополия газовых двигателей.

На стенде КАМАЗа были представлены сразу две версии автобусов на сжатом газе: низкопольный НефАЗ-5299-40-51 и полунизкопольный НефАЗ-5299-30-51. Машины известные по различным выставкам, но в таком тандеме широкой публике экспонируются впервые. Вероятно, завод хотел продемонстрировать, что его возможности становятся всё шире, и он готов прислушиваться к запросам покупателей.

Газодизельный полноприводный седельный тягач IVECO Trakker выпущен заводом IVECO-АМТ при участии компании «Италгаз Инжиниринг». В серию машина должна пойти в конце года

А вот Volgabus разделил свои газовые автобусы по разным стендам, 100%-ная премьера – Volgabus Serpantin (528512-CNG) (кстати, по-прежнему непонятно точное название машины, ибо на борту оно выглядит как «Sерпанtин»), демонстрировался под собственными флагами. А серийный Volgabus CityRitm (5270G2) красовался на упомянутом стенде «Газпрома».

Всё на том же стенде «Газпрома» красовался и новый ПАЗ Vector 4 7.1CNG. Автобус представляет развитие проекта по сотрудничеству «Группы ГАЗ» и компании ISUZU. Машина оснащена газовой рядной «четвёркой» ISUZU 4HV1 мощностью в 130 л.с. А 6 газовых баллонов с природным газом расположились в базе под полом, благо, рамная конструкция шасси это позволяет без проблем.

В то же время ЛиАЗ никак не проявил себя в демонстрации газомоторных автобусов – похоже, для него техника на метане уже настолько серийная продукция, что в дополнительной рекламе она просто не нуждается.

Серийная «ГАЗель NEXT» с двигателем Evotech. Это самое простое решение – создание битопливной модификации на базе стандартного автомобиля с бензиновым двигателем. Такие «ГАЗели» сходят с конвейера уже год Новый ПАЗ Vector 4 7.1CNG Полунизкопольный НефАЗ-5299-30-51 в раскраске партии машин, поставленной в Набережные Челны. Восемь 123-литровых баллонов размещены на крыше

Разряд, ещё разряд

А вот с электробусами всё намного проще, ибо на рынке живых проектов оказалось не так уж и много, а следовательно, и на выставке их было всего два.

Разумеется, оба электробуса демонстрировались на стенде КАМАЗа (где же ещё!), и наши постоянные читатели с ними уже знакомы – премьерный показ машин состоялся на выставке «ЭлектроТранс 2015». Это всё та же совместная разработка КАМАЗ и инжиниринговой компании Drive Electro в виде городского низкопольного автобуса большого класса – КАМАЗ-52994Э в кузове НефАЗ-5299EP и городского полунизкопольного автобуса малого класса КАМАЗ-2257Э в кузове Otokar Centro.

Откровенно говоря, несмотря на заверения представителей Drive Electro на «ЭлектроТранс 2015», я не воспринял всерьёз перспективность данной разработки: всё-таки создание полноценной инфраструктуры зарядных подстанций – дело затратное, а в нашей стране ещё и не быстрое. Куда перспективнее выглядел проект троллейбусов «Тролза Мегаполис» с автономным ходом, который в настоящее время успешно работает в Туле, но…

Судя по стабильности появления «электропарочки» на всевозможных профильных выставках и конференциях, проект-таки будет воплощён в жизнь, и довольно скоро. Правда, ввиду того, что даже стоимость КАМАЗ-52994Э в российском кузове колеблется в районе 23 млн руб. при сроке окупаемости в 7 лет, то перспективы компактного «турецкоподданного» КАМАЗ-2257Э весьма и весьма туманны. А вот большую машину мы вполне можем увидеть на улицах таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, или в местах проведения крупных международных мероприятий, где там у нас планируется провести Чемпионат мира по футболу?..

Комментировать ... >>