Опубликовано:

Как в России создают моторное масло на экспорт

Собственные технологии производства,
R&D-центр и десятки разнообразных испытаний

Параллельно с развитием техники меняются и усложняются рецептуры новых смазочных материалов. Благодаря применению наукоёмких технологических решений современные моторные масла давно уже не просто ГСМ, а сложнейшие высокотехнологичные продукты, которые совмещают в себе уникальные комбинации свойств для эффективной работы техники в разных условиях.

Перед выводом на рынок производители высокотехнологичных ГСМ проводят многочисленные испытания и проверки характеристик масел в специальных центрах и лабораториях. Среди них ряд обязательных тестов, и, если компания хочет вывести свой продукт на конкурентный международный уровень, то хорошим тоном считается получить одобрения автопроизводителей и пройти испытания в общепризнанных независимых экспертных центрах и международных лабораториях.

Новая география

Продукция «Газпромнефть - смазочные материалы» («Газпромнефть-СМ») востребована почти в 90 странах мира и экспортные направления постоянно развиваются. Популярность продуктов компании за рубежом в последние годы заметно выросла. Потребители отмечают высокое качество российских масел и их конкурентную стоимость.

Сегодня масла производства «Газпромнефть-СМ» используются в работе более чем двух тысяч предприятий в мире. Среди них крупнейшая железнодорожная компания Швеции Green Cargo («Грин Карго») и крупные горнодобывающие компании Opsicol Mining Services (Pty) LTD и Zolimax (Pty) LTD в ЮАР.

В этом году за развитие экспорта высокотехнологичной продукции компания была отмечена российским экспортным центром премией «Экспортер года».

Одобрено испытаниями

У нас постоянно растет число наименований продукции и одновременно уровень её сложности, поэтому компания активно развивает собственные компетенции по разработке и тестированию рецептур», - отмечает генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Александр Трухан. Сейчас работа над одним новым продуктом занимает в среднем от полугода до двух лет в зависимости от его сложности и наукоёмкости.

Выпуск нового масла предусматривает масштабный R&D (research & development), включающий несколько этапов. Сначала изучаются запросы потребителей и требования производителей техники, в том числе характеристики оборудования, появление которого ещё только планируется. Затем специалисты в лаборатории создают первую версию рецептуры - прототип. Следующий, самый длительный этап - тестирование. В ходе испытаний рецептуры при необходимости дорабатываются.

«Например, три года назад мы начали разработку популярной сейчас линейки синтетических моторных масел G-Energy Synthetic. Сначала была проведена масштабная программа лабораторно-стендовых испытаний прототипа по 30–40 показателям. Испытания подтвердили соответствие наших продуктов требованиям отраслевых спецификаций. На следующем этапе для верификации результатов на реальных двигателях мы прошли еще более десяти моторно-стендовых испытаний в независимых аккредитованных лабораториях Германии и США. Каждый образец тестировался на полноразмерных двигателях. Там оценивались характеристики масла, например противоизносные свойства, уровень высокотемпературных отложений, топливная экономичность, - все, за что потом автолюбители выбирают тот или иной продукт. А уже на финальном этапе были выполнены специфические тесты для получения официальных одобрений от автопроизводителей», - рассказывает Николай Дорошенко, начальник управления продуктового менеджмента и разработки продукции «Газпромнефть-СМ». Одобрение производителя техники - это дополнительное преимущество масла как знак качества от автопроизводителя, который говорит о том, что продукт подходит конкретному автомобилю и его разрешено использовать, даже если машина ещё на гарантии.

«Когда мы запускали линейку масел G-Energy Synthetic, на отдельные её продукты у нас уже было получено официальное одобрение Mercedes-Benz, затем - лицензия API (Американский институт нефти), в скором времени мы ожидаем получения одобрения ещё от двух лидеров глобального автопрома», - говорит Николай Дорошенко.

Сейчас только в линейке G-Energy Synthetic девять современных, полностью синтетических моторных масел для разных автомобилей - от подержанных до самых современных. Это высокотехнологичные продукты для защиты двигателей при активной езде или для работы при больших перепадах температур, для машин с сажевыми фильтрами, для продления срока эксплуатации подержанных автомобилей, а также масла, созданные специально под двигатели европейских, японских и корейских автомобилей.

Всего на сегодняшний день «Газпромнефть-СМ» выпускает более 120 наименований синтетических продуктов под брендами Gazpromneft и G-Energy.

Искусственный интеллект в помощь

Приоритетным шагом в развитии компетенций R&D для компании на 2021 год является открытие собственного научно-исследовательского центра (НИЦ).

«НИЦ будет располагаться на Московском заводе смазочных материалов в подмосковном наукограде Фрязино, известном своим научно-исследовательским потенциалом. На сегодняшний день мы уже приступили к оснащению центра. С его открытием «Газпромнефть-СМ» станет первой в России компанией, способной самостоятельно проводить фундаментальные исследования в области трибологии - науки, изучающей процессы трения, изнашивания и смазки», - рассказывает генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Александр Трухан.

Одним из первых в НИЦ поступил вибрационный трибометр SRV, на сегодняшний день единственный в своем роде в России.

«Принцип испытания основан на том, что прижатые друг к другу поверхности движутся с определенной частотой, вызывая при этом трение в точке контакта. В процессе мы изучаем поведение смазочного материала при различных нагрузках и видах движения. Прибор с высокой точностью измеряет трение и показатели износа для различных типов современных материалов, даже таких, как пластик и керамика. Например, можно смоделировать условия трения в паре поршневое кольцо - стенка цилиндра. Эти испытания особенно важны для масел с топливной экономичностью и такими свойствами, как мощная защита от износа, хорошая смазывающая способность в зоне смешанного трения, низкий коэффициент трения в области граничного трения», - поясняет Николай Дорошенко.

Требования по использованию трибометра прописаны в спецификациях мировых лидеров автопрома. Ранее подобную работу приходилось заказывать за рубежом, в ближайшее время «Газпромнефть-СМ» начнет самостоятельно проводить квалификационные испытания рецептур до проведения моторных и полевых тестов.

В компании считают, что открытие собственного научно-исследовательского центра в 2021 году позволит сократить срок разработки вдвое.

Для разработки новых масел «Газпромнефть-СМ» планирует использовать технологии искусственного интеллекта. Компания уже тестирует цифровой сервис, который будет работать на данных, накопленных за 10 лет с применением алгоритмов машинного обучения. Сервис будет прогнозировать основные физико-химические параметры новых рецептур масел до их испытания в лаборатории. Это втрое сократит количество промежуточных образцов.

Планируется, что цифровой продукт будет запущен в эксплуатацию уже к середине 2021 года.

Уникальные технологии производства

Срок вывода продукта на рынок стремительно сокращается, причём в самых разных сферах. Понимая это, эффективные компании инвестируют в развитие своих технологических возможностей.

За последние годы заводы «Газпромнефть-СМ» стали одними из самых современных в отрасли.

Вот конкретный пример. На Московском заводе смазочных материалов «Газпромнефть-СМ» в наукограде Фрязино запустили уникальную для российской отрасли систему смешения моторных масел. Процесс введения присадок, который раньше специалисты скрупулезно проводили в ручном режиме, сегодня выполняет автоматический комплекс смешения масел. Он способен одновременно блендировать до семи компонентов масел прямо в потоке трубопровода.

Система отслеживает соответствие компонентов рецептуре, обеспечивает точность их подачи и собирает информацию об остатках сырья на складах. Все данные в онлайн-режиме выводятся на монитор оператора. Специалисты контролируют все процессы и текущее состояние оборудования с пульта управления.

За счет внедрения системы завод увеличил производительность по блендингу сложных продуктов на 50%.

Проверено тайными покупателями

С 2016 года «Газпромнефть-СМ» входит в Европейскую ассоциацию производителей смазочных материалов (ATIEL).

«Мы активно работаем в комитете ATIEL по мониторингу качества продукции на рынке. Ежегодно в мире и, конечно, в России, анонимно отбираются образцы продукции и тестируются в независимых испытательных центрах. Масло проверяют на соответствие ключевым характеристикам, в том числе и корректности указанной на этикетке информации», - рассказывает Николай Дорошенко.

Компания дополнительно проводит мониторинг характеристик в процессе эксплуатации смазочных материалов у потребителей, например, в крупных парках техники. Для этого в России и за рубежом работает сеть технических сервисов, которые исследуют пробы работающего масла прямо в месте работы техники. Любой автовладелец также может написать запрос в адрес компании на techservice@gazprom-neft.ru, и ее эксперты помогут с подбором масла или консультацией.

По итогам прошлого года компания экспортировала 34% своей продукции. За 9 месяцев 2020 года «Газпромнефть-СМ» зафиксировала значительный прирост до 81% спроса на продукцию в Африке, ЮВА, Латинской Америке и Европе. Во время пандемии спрос активизировался и в цифровых каналах.

«В первом полугодии 2020 года объём реализации масел через цифровые каналы вырос на 86% по сравнению с таким же периодом 2019 года. Наша продукция сейчас представлена в 30 маркетплейсах и интернет-магазинах в разных странах мира. Также мы наблюдали отличный рост спроса на станциях техобслуживания (СТО), которые заранее озаботились развитием системы интернет-заказов на свои услуги», - рассказывает генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Александр Трухан.

Материал подготовлен на основе публикации ИТАР-ТАСС
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию