![](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/00f.jpg)
Цейлонский экспресс. Наследие Империи
Lanka Ashok Leyland – харизматичные автобусы Шри-Ланки
Некоторые виды общественного транспорта могут быть достопримечательностями не только всем известных Лондона или Сан-Франциско, Бостона или Монреаля… Одна из визитных карточек Шри-Ланки – харизматичные автобусы Lanka Ashok Leyland.
Здесь автобусы наряду с моторикшами и дизель-поездами – один из основных способов передвижения большинства местного населения по родному острову. Поезда курсируют только между крупными пунктами административных территорий. А ведь надо ещё добираться до цели внутри них. Исключение – фактическая столица государства – Коломбо, где и внутри города по причине его размеров можно проехать на поезде. Моторикши «тук-тук» – это уже, по сути, роскошь, так как они выполняют функцию такси. Ещё большей роскоши, такой как автомобили в частном пользовании, тоже немало. Но если учесть невысокий уровень доходов населения и его количество (21 миллион человек), то сразу становится понятно, что автобусы здесь – главный вид общественного транспорта.
До конца 1980-х на Шри-Ланке были в основном распространены индийские автобусы Tata и Ashok Leyland. Вторые – наследники знаменитой британской марки Leyland Bus, объединённой в 1968 году с British Motor Holdings в компанию British Leyland Motor Corporation (BLMC). Тогда же права на использование бренда Leyland были куплены индийским концерном Ashok. В 1975 году British Leyland Motor Corporation была национализирована и переименована в British Leyland. В 1982 году правительство Шри-Ланки в целях создания новых рабочих мест для населения и для дополнительных поступлений в бюджет страны (и наверняка для собственного обогащения) подписало соглашение о сотрудничестве с Ashok Leyland. Так было основано ланкийско-индийское предприятия Lanka Ashok Leyland с главным офисом в Коломбо и сборочной фабрикой в его пригороде – Малабе. Принадлежать новая компания стала напополам государству и Ashok Leyland Ltd, India. На Шри-Ланке начался выпуск небольших грузовиков и спецтехники.
![Популяция Lanka Ashok Leyland Viking наиболее многочисленная среди автобусов на Шри-Ланке](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/01f.jpg)
Двигатели, шасси, кузовные элементы, узлы и детали трансмиссии, предметы интерьера по-прежнему производили в Индии, в городе Мадрас, ныне Ченнай. Ланкийцы взяли на себя отвёрточную сборку. В 1987 году, год спустя после переименования British Leyland в Rover Group, права на марку приобрела транснациональная корпорация Hinduja Group, базирующаяся в Лондоне и принадлежащая зажиточным иммигрантам из Индии. Она же выкупила 100 % акций Ashok Leyland. Так, по иронии судьбы выкупленный индусами частично у англичан и частично у тех же индусов бренд Leyland снова стал полностью британским.
В 1988 году на Шри-Ланке начали собирать и автобусы. Новая на тот момент модель теперь уже англо-индийско-ланкийского конгломерата получила гордое название Viking. Производится она без каких-либо серьёзных изменений по сей день – почти 30 лет. В модельном ряду компании присутствуют и другие экземпляры. В том числе современные и более комфортабельные. Но Viking, благодаря своей надёжности и адекватной цене, обеспечил себе долгую жизнь на конвейере и на дорогах Цейлона, став самой массовой моделью автобуса на острове.
![Модель Viking производят с 1988 года. Многие экземпляры самых ранних выпусков до сих пор в хорошем состоянии](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/02f.jpg)
Автобусы Lanka Ashok Leyland Viking выпускают в нескольких вариантах длины и модификаций салона. Количество посадочных мест (в зависимости от версии) может быть 42, 49, 52, 54 и 58. Места обычно располагаются по схеме 2х2, когда и слева и справа установлены сдвоенные сиденья. Бывает, что пассажирские сиденья расположены по схеме 3х2, когда с одной стороны присутствует дополнительная секция. Такое решение применяется на автобусах для дальних рейсов. Количество мест для стоящих пассажиров во всех вариантах, особенно на популярных маршрутах и в часы пик, не ограничено.
Внешность машины солидная. Особенно приятно посмотреть на сияющие свежей краской и лаком новые экземпляры. Откровенной дешевизны в плохом понимании этого слова тут не наблюдается. В имидже присутствуют как знакомые нам с вами черты автобуса ЛиАЗ-677 и троллейбуса ЗИУ-9, так и детали, напоминающие о влиянии на разработчиков этой техники американской школы автопромышленного дизайна. Фронтальная часть «Викинга» чем-то похожа на «морду» американского автобуса GMC Fishbowl (такого же, как в фильме «Скорость») производства 1970-х годов. А двери, окна и форма пассажирского отсека очень напоминают американские школьные автобусы выпуска 1960–1990-х годов независимо от марки и модели.
![В дизайне «Викингов» присутствуют элементы американских автобусов](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/05f.jpg)
Двигатель «Викинга» дизельный, рядный, 6-цилиндровый с турбонаддувом и интеркулером расположен спереди. Объём – без малого 5 литров. Мощность – 160 лошадиных сил. Доступ в моторный отсек осуществляется из салона с водительского места. Трансмиссия – 5-ступенчатая механическая с синхронизаторами всех передач. Привод – задний. Главная передача – карданный вал. Тормоза – вентилируемые. Рулевое управление комплектуют гидроусилителем только с 2000-х годов. До этого водителям при манёврах приходилось изрядно напрягать мышцы рук. Да и сейчас приходится. Может показаться удивительным, но в этих автобусах наличествует отопитель. В центральных горных районах Шри-Ланки температура ночью может стремиться к нулю.
Ход автобуса очень мягкий. При движении он приятно покачивается, навевая детские воспоминания о уже упомянутом старом добром «блюм-блюме» – ЛиАЗ-677. А вот трогается с места или же ускоряется с малых оборотов машина по-троллейбусному – набор скорости в такие моменты начинается с небольшого рывка. Так уж устроена конструкция коробки и сцепления. И подобное поведение трансмиссии характерно для всех «Викингов» независимо от возраста.
![Обычно пассажирские сиденья расположены по схеме 2х2. В салоне из самостоятельно инсталлированных водителями динамиков постоянно звучит ланкийский «шансон»](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/03.jpg)
![В автобусах дальнего следования схема установки мест для пассажиров – 2х3](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/04.jpg)
Тяга, откровенно говоря, слабовата. При движении создаётся впечатление, что едешь на бензиновом автобусе, а не на дизельном. Причина – малый объём двигателя. Топливо на Шри-Ланке дорогое – надо экономить. Недостаток «чистой» мощности компенсирует турбина. Но это уже после разгона турбонаддув способствует поддержанию крейсерской скорости на высоких оборотах. А вот чтобы их достичь, раскочегарив машину с низов, водителю приходится прилично поработать левой рукой и левой ногой, орудуя рычагом КП и педалью сцепления соответственно. Почему левой рукой? Движение на Шри-Ланке левостороннее, поэтому руль у автомобилей и автобусов расположен справа.
В рекламной аннотации компании Lanka Ashok Leyland к производимым ею автобусам сказано, что они способствуют сохранению денежных средств владельца техники, а также ни много ни мало – процветанию страны и дружелюбию к окружающей среде. Насчёт последнего реклама точно не врёт. Несмотря на почтенный возраст большинства единиц этой техники, «коптилки» среди них встречаются очень редко.
![В условиях узких дорог и полного несоблюдения правил дорожного движения помощь высших сил приходится весьма кстати. От толпы пассажиров водителя отделяет тюнинговая перегородка в древнеиндийском стиле](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/06.jpg)
![Водители автобусов на Шри-Ланке объединены в профсоюз](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/07.jpg)
Кондиционер устанавливается опционально. Ни на одном из испытанных «Викингов» автор этих строк «кондей» не обнаружил. Да он здесь и не нужен. Жара на Шри-Ланке не запредельная, а к влажности быстро привыкают даже туристы. Когда автобус не переполнен и есть возможность присесть у окна, тогда очень приятно катить на нём с открытыми форточками вдоль океана, вдыхать тёплый свежий ветер, радоваться солнцу и любоваться шикарным видом. Это очень хороший аттракцион для старшего поколения бывшего СССР, кто в период своей молодости мечтал жить на цветущем в 1960–1980-е годы, вопреки партийной пропаганде, западе. И желательно там, где море и всегда тепло – в Калифорнии, во Флориде или, например, на Гавайях. И ещё иметь большие доходы. При наличии определённой фантазии всё это хотя бы ненадолго можно реализовать на Шри-Ланке, катаясь по побережью на автобусах Lanka Ashok Leyland. Цены на всё здесь невысокие, а окружающая архитектура, океанские пейзажи с пальмами, великолепный климат и дизайн автобусов Viking весьма способствуют такому, пусть и воображаемому, но вполне осязаемому перемещению во времени, пространстве и социальном статусе.
![Наклейка свидетельствует о том, что водитель состоит в символическом «весёлом фан-клубе» автобусов Leyland](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/08.jpg)
Если вас смущает левостороннее движение, то представьте, что вы в Австралии того времени. Тоже очень продвинутое место, как, впрочем, и в наши дни. Немного подпортить приятные впечатления может надоедливый местный «шансон», звучащий из всенепременно установленных на местах для багажа динамиков. В каждом автобусе. Но тут вам на помощь может прийти заранее припасённый плеер с музыкой того времени, в которое вы хотите мысленно перенестись. В общем, поездка на Шри-Ланку с покатушками на автобусе Lanka Ashok Leyland вдоль океана – это хороший способ получить наипозитивнейшие эмоции за приемлемые деньги. Только обязательно покупайте авиабилеты самостоятельно и уже на месте дожидайтесь свободных автобусов. Проезд в них стоит вообще сущие копейки. Стоимость поездки на автобусе на Шри-Ланке считается одной из самых дешёвых в мире.
Автобусы на Шри-Ланке курсируют по принципу электричек. То есть, как уже было сказано, все они – междугородные. А так как городов и городков в этой стране превеликое множество, и все они расположены впритык друг к другу, соответственно и количество маршрутов огромно. Так что, зная нужное направление, добраться до цели не составит большого труда.
![На конечных остановках диспетчеры всегда подскажут нужное направление тем пассажирам, которые знают сингальский или тамильский (на севере) языки. С английским дела обстоят сложнее](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/09f.jpg)
Трудности могут возникнуть несколько иные. Во-первых, если вы путешествуете по Шри-Ланке на автобусе, нужно привыкнуть к тому, что ждать автобус нужно справа, так как движение на острове, напомним, левостороннее. Во-вторых, очень часто, чтобы автобус остановился, нужно махнуть водителю рукой. И никого не волнует, что вы не местный и не знаете, какой автобус куда идёт, или плохо ориентируетесь в том районе, в котором собираетесь «десантироваться». На конечных остановках, правда, всегда дежурят диспетчеры, которые могут подсказать вам, на чём и куда ехать. Возможно, понадобится помощь переводчика. Английским владеют не все диспетчеры – выпускников элитных колледжей среди них нет. В-третьих, нужно запрыгивать в салон и выпрыгивать из него почти на ходу, так как водители озабочены в первую очередь тем, чтобы сделать как можно больше денег за рейс и как можно больше рейсов за день, опередив конкурентов. Забота о здоровье и травмобезопасности пассажиров при этом ложится на самих пассажиров. Полная остановка происходит только тогда, когда в автобус входит или выходит из него несколько человек. Двери во время движения автобуса никогда не закрываются. Причина – экономия времени (а время, как известно, – деньги), смазочных материалов и дополнительная вентиляция салона при отсутствии кондиционера. В рекламе компании LAL также говорится о том, что экономичность её продукции способствует прекращению «дорожных гонок». Теперь, дескать, водители могут ездить спокойно – они в любом случае будут хорошо зарабатывать, не превышая скорости и нормально останавливаясь. Но жадность человеческая, как мы видим, не имеет границ.
![На бортах автобусов, находящихся в частной собственности, всегда имеется красочный логотип компании-перевозчика](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/10f.jpg)
Ещё надо заранее знать, куда ехать. Хотя бы приблизительно. Стоимость проезда зависит от длины маршрута. Ещё желательно иметь визуальное представление о пункте назначения, так как водитель и кондуктор английского обычно не понимают, а на языке жестов необходимую остановку подскажут не всегда точно – в любом случае придётся ещё пройтись пешком. Но в этом тоже есть свои плюсы: и окрестности изучите, и для здоровья полезно. В дополнение ко всему это самый безопасный вид общественного транспорта. В беспредельном движении при полном отсутствии правил и контроля за их соблюдением чем больше размер и масса, тем лучше. А ещё это самый быстрый способ передвижения по Цейлону. Завидев в зеркало заднего вида огромный сигналящий автобус, упорно нежелающий на узкой трассе сбавлять скорость или менять курс, водители автомобилей и «тук-туков» в страхе жмутся к обочине. Разрешённый лимит скорости в 60 км / ч всегда превышается. Таким образом, обычный рейсовый автобус без преувеличения можно назвать экспрессом.
Если вы всё же решили воспользоваться этим видом общественного транспорта, будьте готовы побыть в роли обезьянки в цирке. Ланкийцы до недавнего времени редко видели иностранцев в обычной жизни. Массовый туризм здесь начали развивать совсем недавно – с 2009 года (после окончания долгой войны между сингалами и тамилами), и островитяне ещё, что называется, не насмотрелись на иностранцев. Из проблем сюда добавляется ужасная толчея в салоне в часы пик. Резкие старты-торможения тоже не редкость. Воровства, как и нигде в стране, не замечено, но за карманами и сумками следить тоже будет не лишним.
![Ланкийские водители автобусов любят украшать свои машины портретами местных красавиц](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/11f.jpg)
Автобусы на Шри-Ланке либо принадлежат государству, либо находятся во владении «олигархов» – частных перевозчиков. Те, кто на них работает, приобрести такую технику в собственность не в состоянии. Профессия водителя в этой стране не особо непрестижная, зарплата маленькая. И это несмотря на то, что это тяжёлый труд, требующий больших физических и психологических усилий, а также неимоверной концентрации. Автобусы часто бывают переполнены, а это многократно увеличивает ответственность шофёра за жизнь и здоровье пассажиров. И всё это больше половины суток за смену при полной анархии на дорогах. Тратиться на автоматические КП для облегчения труда водителя, как это давно принято в развитых странах, тоже никто не собирается. Напомним, завод LAL принадлежит государству. Профессия кондуктора почитается ещё меньше. Точнее, вообще не почитается. А кушать хочется всем. Фиксированной зарплаты у водителей и кондукторов частных автобусов нет, труд оплачивается сдельно. Поэтому и приходится торопиться, рискуя жизнями пассажиров и своей собственной. Проценты от выручки экипажу перепадают совсем небольшие. Так что не удивляйтесь такому поведению драйверов.
![Архитектура на Шри-Ланке и дизайн автобусов Lanka Ashok Leyland Viking способствуют мысленному перемещению в тёплые англоязычные регионы второй половины ХХ века](/article/2597-lanka-ashok-leyland-harizmatichnye-avtobusy-shri-lanki-tseylonskiy-ekspress-nasledie-imperii/Images/12f.jpg)
Несколько слов хочется сказать и о тюнинге ланкийских автобусов. В техническую часть никто не вмешивается. Но не выделиться внешним тюнингом – грех. Обычно это наклейки с рекламой компании, которой принадлежит транспортное средство, или с надписями, выражающими жизненную позицию и политические взгляды водителя. Популярностью пользуются и колёсные колпаки в стиле 50-х и конечно же плакаты со знаменитыми местными красавицами в салоне. В салоне часто устанавливают металлические перегородки в древнеиндийском стиле, отделяющие водителя от пассажиров. Это здорово помогает, когда в автобус набивается толпа народу. На государственных автобусах тюнинговые элементы, кроме перегородок, отсутствуют.
Постоянно пользоваться автобусами во время отдыха на Шри-Ланке конечно же не нужно. Вы же всё-таки на отдыхе. Но если вас влечёт экзотика, то пару раз можно и прокатиться. Только не ездите на большие расстояния, тем более в малонаселенные горные районы, чтобы снизить риски для жизни и здоровья – учитывайте местный стиль вождения. А так это вполне себе весёлое развлечение.