Коломна – Север, со всеми остановками
Автобус IVECO Crossway LE-City 12M
Производитель: | IVECO France (Франция) |
---|---|
Модель: | IVECO Crossway LE-City 12M (SFR161) |
Начало продаж в России: | 2012 г. |
Знаете, чем журналисты интересуются в последнюю очередь, осваивая новую технику? Совершенно верно – инструкцией по эксплуатации. Нет, это не от мании «всезнайки», просто современное описание машины обычно представляет этакий талмуд в сотню и более страниц, где скрупулезно перечислено всё, что только есть или потенциально может быть в автомобиле. Естественно, в больших грузовиках и автобусах толщина инструкции увеличивается в разы, а времени на её прочтение всё равно не хватает.
Так что вспоминаем мы о ней, только когда садимся за статью или… когда сталкиваемся с интересным нюансом, в котором не можем разобраться. Согласитесь, когда при нажатой кнопке «D» вы отпускаете педаль тормоза, а ваш автобус продолжает стоять на месте – это интересно. И, наверняка, ещё интереснее выглядят со стороны «шаманские танцы с бубнами» в виде открывания / закрывания дверей, последовательности нажатия кнопок на панели АКП и манипуляции с ручным тормозом, а потом выясняется, что… Да, именно так я и начинал тестировать IVECO Crossway LE-City 12M
Проторённым путём
Начнём, пожалуй, с азов: IVECO Crossway LE-City 12M – не что иное, как… прекрасно известный у нас Irisbus Crossway LE 12M. Ребрендинг – право любого производителя, так что зацикливаться на этом моменте не будем, тем более, что особых изменений в конструкцию смена названия не внесла.
Перед нами всё тот же 12-метровый автобус. В отличие от более известных у нас «пригородных» версий, «городская» машина имеет полунизкопольную компоновку салона, а данный вариант ещё и в трёхдверной модификации. Последний момент, как ни крути, для российских условий несомненный «плюс», ибо если добиться регулярности движения при нашем трафике ещё можно, то насытить парк техникой в достаточном количестве пока нет. В итоге 3-я дверь – это самый лучший способ ускорить ротацию пассажиров на остановках и исключить ненужную толкотню в салоне.
Планировка салона хорошо видна на фото – бросается в глаза обилие вертикальных поручней и однорядное размещение кресел в низкопольной части. Разумно. Правда, пожилых пассажиров не очень порадует тот факт, что «социальные» места, равно как и все остальные, установлены на подиумах. Зато все они с откидным подлокотником, а на передних колёсных арках – традиционные для европейских городских автобусов «полуторные» сиденья.
Рабочее место водителя тоже вызывает положительные эмоции. Просторно и всё под рукой, и это несмотря на несимметричное расположение клавиш управления, которые сгруппированы с левой стороны панели и на подоконнике. Отдельно упомяну систему вентиляции – размещение дефлекторов обдува в самых неожиданных местах (под самым потолком у ветрового стекла, в районе створок дверей) наводит на мысль, что опыт эксплуатации в наших суровых условиях не обходит конструкторов IVECO стороной.
Расточать в очередной раз похвалы технической части Crossway не буду. Смена надписи «Irisbus» на «IVECO» никак не сказалась на положительных элементах компоновки. Парочка АКБ всё так же закреплена поперечно на выдвижном лотке возле пола, чтобы удобно было их обслуживать. По-прежнему оборудование кондиционера крепится на отдельной площадке, а не навешивается на двигатель, приводя к увеличению его вибраций. И т. д. и т. п. – качество не прогуляешь…
Итало-французское изделие
И снова вернёмся к «шаманским танцам». Драйверская часть началась именно так, как я и описал. Автобус категорически не хотел трогаться с места, несмотря на всевозможные ухищрения с моей стороны. «Засада» оказалась простой – перед нажатием кнопки «Drive» на АКП педаль тормоза должна быть «уверенно нажата». То есть, если вы просто слегка прижали педаль, передача не включится – меры безопасности, однако.
В дальнейшем тест-драйв проходил в штатном режиме, с брызгами из-под колёс и со включенными «щётками», монотонно смахивающими капли с ветрового стекла. Кстати, на IVECO Crossway LE-City 12M стеклоочистители веерного типа показали себя хорошо – неочищенные зоны по краям стекла некритично малы. Мне понравилось.
330-сильный двигатель порадовал динамикой разгона. Пожалуй, она даже слишком хороша – по крайней мере, при пустом салоне автобус разгоняется так, будто собирается не дать маршруткам ни единого шанса перехватить пассажиров. Понятно, что больше сотни человек разрешённых пассажиров умерят его пыл, но тем не менее….
Отдельно упомяну тормоз-замедлитель. То ли я давно не тестировал большие автобусы в городском динамичном режиме, то ли на IVECO Crossway LE-City 12M Voith (именно этот замедлитель здесь установлен) работает идеально! Потянул правый подрулевой переключатель на себя на I позицию – и вот уже есть замедление, а если перевести его в позицию IV, то автобус начинает тормозить так интенсивно, что, будь пассажиры в салоне, я непременно услышал бы пару совсем не дружеских слов.
Для 12-метрового IVECO Crossway LE-City 12M оказался неплохим в маневрировании. Относительно тонкие боковые стойки позволяют прекрасно видеть всё вокруг при повороте – ни пешеходу, ни тем более машине не спрятаться. И чувство габаритов очень точное. Для городского трафика очень подходящий вариант.
Расстроили два момента. Во-первых, такая удобная с виду система прислонно-сдвижных дверей на деле сыграла злую шутку с правым зеркалом заднего вида. В открытом положении передняя створка напрочь перекрывает обзор, и контролировать процесс ротации пассажиров не то что бы сложно – просто невозможно! В линзе отражается только кромка двери. Честно говоря, я не знаю, как решить данную проблему, ибо конструкторы настолько чётко рассчитали все расстояния (надо отдать им должное), что створка замирает буквально в 1 см от зеркала, так что как-то перемещать его я не решился.
Во-вторых, для нашей действительности городскому автобусу нужна полноценная кабина с отдельным входом по правому борту. Дело в том, что в часы пиковой нагрузки пассажиры всегда скапливаются у дверей, в том числе и впереди. Из-за этого всё, что происходит справа от автобуса, оказывается вне поля зрения водителя. В результате, ему приходится прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы не получить «нокаут» справа. Увы, но, ссылаясь на зарубежный опыт, многие забывают, что там, в отличие от российской действительности, никому не придёт в голову встать возле дверей или «висеть у водителя над душой». Справедливости ради отмечу, что вариант кабины, предложенный в тестовой машине, пожалуй, лучшее из решений такого типа.
Под стук дождя…
Семейство Crossway хорошо известно в России. Больше половины всех выпущенных Crossway 12M работают у нас, из них 224 машины в Ханты-Мансийском АО. «Двойняшки» нашего сегодняшнего героя, Irisbus Crossway LE 12M (правда, в двухдверном исполнении), можно встретить на маршрутах Москвы, Московской и Калининградской областей, в Хабаровском крае – машины были поставлены ещё в 2012–2014 годах. Большое количество Crossway работает в качестве служебных автобусов в основном в секторе нефте- и газодобывающей отрасли. И главное – ни одна машина не отстранена от работы по причине технической неисправности, а ведь бо’льшая часть машин ходит на севере страны, где условия эксплуатации совсем не сахар.
Полная масса, кг | 18 000 |
Снаряжённая масса, кг | 10 480 |
Пассажировместимость, чел.
|
115 31 1 |
Вместимость багажного отсека, м3 | 6 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/11 500 |
Двигатель:
|
IVECO F2B Cursor 8 Турбодизель 7790 330 при 1550–2020 мин-1 1500 при 1125–1550 мин-1 |
Коробка передач
|
VOITH D864.5 ГМП 4/1 |
Подвеска | Пневматическая, передняя – независимая |
Тормозная система | Пневматическая |
Колёсная формула | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 9550 |
Вместимость топливного бака, л | 320 |
Возможно, именно тот факт, что автобусы хорошо зарекомендовали себя в суровом краю и пользуются заслуженным авторитетом у «топливных» компаний, позволяет так уверенно смотреть в будущее представителям IVECO. По крайней мере, это одна из немногих европейских компаний, которая активно участвует в профильном мероприятии (фестиваль «Мир автобусов») и из года в год привозит в Коломну ту или иную ранее недемонстрируемую модель.
Как выяснилось, в настоящее время на нашем рынке не так уж и много аналогов полунизкопольного городского IVECO Crossway LE-City 12M, особенно с формулой дверей 2–2–2. Навскидку можно назвать ЛиАЗ-5293, семейство МАЗ 1034, полунизополную версию НефАЗ-5299 и с небольшой натяжкой Golden Dragon XML6125CR (у него 3-я дверь одностворчатая). Есть ещё MAN Lion’s City A78, но у него всего две двери, а так, пожалуй, и всё. Современные тенденции по переводу всего городского транспорта на «низкопольники» понятны, когда речь идёт мегаполисах наподобие Москвы или Санкт-Петербурга. Но если говорить о городах поменьше, областных центрах, то сразу всплывают вопросы о возможности нормально эксплуатировать (качество дорог) и обслуживать (квалификация персонала, возможности ремзоны) такие машины. Да и цены выходят «кусачие».
На этом фоне IVECO Crossway LE-City 12M выглядит хорошим выбором. Машина уже проверена в деле и устраивает как водителей, так и пассажиров. Что же касается цены – «бесплатный сыр только в мышеловке», а простои машины, купленной в кредит, ещё та «мышеловка»…