Опубликовано: ГП 09-2020
Полный пригород

Автобус ЛИАЗ-529265L

Даниил Минаев, фото автора

«Группа ГАЗ» недавно подписала соглашение с Правительством Московской области о пятилетнем сотрудничестве по развитию транспортной инфраструктуры Подмосковья. В рамках обновления транспортного парка региона Ликинский автобусный завод поставил 661 автобус, включая 632 автобуса новой пригородной модификации, разработанной с учётом особенностей маршрутов Московской области…

В нашей стране ежедневно на пригород приходится огромный объём перевозок. Их специфика требует особой компоновки пассажирского салона, при которой бы удачно сочетались такие факторы, как эффективный пассажирообмен на коротких остановках и достаточное количество мест для сидения при высокой общей пассажировместимости. Сам автобус для пригородного сообщения должен быть несколько более скоростным, чем городской труженик и обладать запасом толерантности к плохим дорогам в ходовой части и агрегатах. В ассортименте продукции завода «ЛИАЗ» осенью прошлого года появилась новая версия хорошо знакомого автобуса ЛИАЗ-5292, созданная именно под подобный сценарий регулярных пассажирских перевозок.

Предыстория

Если вспомнить отечественные автобусы последних десятилетий, то в СССР, а позднее в РФ проблема оптимального подвижного состава пригородного сообщения, следующего по маршруту «железнодорожная станция – населённый пункт, через…» в сельской местности на плечо около 50 км, существовала всегда и очень остро. ПАЗ-672 и 3205 на эту роль вообще подходят условно, но массово применялись за отсутствием других автобусов. ЛАЗы 695-го семейства с «мягкими» салонами едва покрывали потребность в межрайонных и междугородных перевозках, на пригороде отдувались варианты с жёсткими и скученными сиденьями. ЛИАЗ-677Б и модернизированный 677МБ с ровным полом, четырёхрядной планировкой сидений и без задней накопительной площадки приблизился к поставленной задаче, имел широкие дверные проёмы, обеспечивающие достаточно быстрый пассажирообмен, но 33–35 посадочных мест всё равно было недостаточно. Позже, с освоением модели 5256, на ликинском автозаводе появилась пригородная версия высокопольного ЛИАЗ-5256 с формулой дверей 2–0–2 и мягкими креслами, которая производится на заказ по сей день в глубоко модернизированном виде (я специально не указываю здесь дополнительные индексы 5256.хх, так как их много в зависимости от силового агрегата, партии и года выпуска), но этот автобус не имеет накопительных площадок и хотя бы частично пониженного уровня пола.

Отдельной страницей в эту историю вписались подержанные немецкие автобусы – «Маны» и «Мерседесы» с «Сетрами», ввезённые в страну в середине 1990-х. В исполнении Uberland они справлялись с пригородным плечом на «отлично», но сегодня их возраст зашкаливает за 30 лет. К тому же подобная новая техника недоступна большинству частных перевозчиков из-за объективной дороговизны, а муниципалитеты обязаны закупать отечественные машины, да и про импортозамещение следует помнить.

Набор задних фонарей, выполненный полностью на светодиодах, дополнен габаритным мягким «рогаликом»
Такой набор передних световых приборов становится современной «классикой жанра»

Концепция, которая лежит на поверхности

Лет десять назад, когда в подмосковные автоколонны начали поступать первые низкопольные ЛИАЗ-5292, мне посчастливилось пообщаться с начальником эксплуатации одного из подмосковных транспортных предприятий. Он сетовал, дескать, 5292 – неплохая машина, но совсем уж городская, а наши маршруты почти все уходят за город километров на 20–30. Имевшиеся тогда в наличии совсем свежие бюджетные «коуши» Hyundai Universe Space Luxury на таком коротком плече долго топчутся на остановках, пассажирам неудобно, особенно с багажом. Но вот если бы в ЛИАЗ-5292 добавить сидений, чтобы человек 50 посадить и заменить задний портальный мост на обычный, который разбитых дорог не боится, получилось бы то, что нужно для пригородных перевозок.

В переднюю дверь входить строго по одному! Все двери имеют пневматический привод с электрическим управлением и концевыми датчиками открытого и закрытого состояний

Я вспомнил давний разговор, когда этим летом прибыл в мытищинскую автоколонну 1375 для знакомства с новинкой – ЛИАЗ-529265L. Передо мной – знакомый рестайлинговый кузов первого низкопольного ЛИАЗа, это исполнение появилось лет семь назад. По левому борту отличий минимум: технологические лючки и иная конструкция форточек в стеклопакетах. Правый борт 12-метровой машины снаружи, главным образом, отличается формулой дверей 1–2–0 с немного смещённым назад дверным проёмом в базе, но все самые интересные решения прячет этот автобус внутри: в салоне, моторном отсеке и под днищем.

Кстати, в 2014 году Ликинский завод в опытном порядке изготовил партию укороченных 10,5-метровых ЛИАЗ-5292.60 вообще без двери в заднем свесе и с увеличенным количеством посадочных мест, дополненных в основном за счёт четырёхрядной планировки. Но эта машина себя не оправдала из-за того, что сохранив агрегатную базу 12-метрового автобуса, стала менее вместительной, при этом практически не выигрывала в манёвренности и расходе топлива у «старшего брата».

Перегородка кабины водителя полузакрытого типа, частично изолирует кабину водителя от пассажирского салона без двери и обеспечивает беспрепятственную посадку пассажиров…
…при этом конструкторам удалось создать неплохое защищённое пространство, где нашлось место нескольким нишам для вещей и вешалке для одежды

Запоминающийся и знакомый дизайн с внутренним подвохом

Итак, закрепляем данные наружного осмотра. Тонированное остекление с самого верха и до подоконной линии, интегрированные форточки теперь без поперечных перемычек, новая дверная формула и расположение пассажирской двери в базе. А в остальном хорошо знакомый кузов рестайлингового ЛИАЗ-5292.

Внутри всё намного интереснее. Начнём с передней площадки. Кондукторы в холдинге «МОСТРАНСАВТО» нынче упразднены как класс, водителю придётся больше общаться с пассажирами. Поэтому массивная перегородка кабины во всю ширину уступила место частичной перегородке за спиной водителя. Правда, при этом конструкторам удалось создать неплохое защищённое пространство, где нашлось место нескольким нишам для вещей и вешалке для одежды. Так выглядит рабочее место большинства европейских аналогов.

Планировка салона пригородного автобуса для формулы дверей 1–2–0 с обширной накопительной площадкой Планировка салона пригородного автобуса для формулы дверей 1–2–0 с обширной накопительной площадкой

Дальше на высоких подиумах расположились мягкие кресла с откидными столиками, первый ряд купейно, далее друг за другом. В базе широкий вход и накопительная площадка. За ней «галёрка» с «амфитеатром» мягких кресел на подиумах. В корме больше нет моторной шахты, ведь двигатель здесь расположен по центру, а радиатор охлаждения с блоком вентиляторов теперь установлен параллельно задней маске, а не вдоль левого борта, как у полностью низкопольной версии ЛИАЗ-5292 с портальным задним мостом.

Предусмотрены поручни для стоящих пассажиров, которые мирно соседствуют с багажными полками под потолком – важным атрибутом автобуса пригородного сообщения. Согласно замыслу создателей, при максимальном заполнении сидя поедут 42 пассажира, стоя – ещё полсотни, и одно место предусмотрели для человека с ограниченными возможностями.

На высоких подиумах расположились мягкие кресла с откидными столиками, первый ряд купейно, далее друг за другом На высоких подиумах расположились мягкие кресла с откидными столиками, первый ряд купейно, далее друг за другом

Забота о водителе

Рабочее место водителя в очередной раз модернизировано. Теперь приборы виртуальные. Они несут огромный массив информации, очень полезной, но скучены и бликуют, планшет плохо виден на солнце и грубо вписан в панель, где закреплён винтиками… Стерпится, слюбится?

Водительское сиденье, кажется или нет, получило ещё более длинный диапазон регулировок в продольном направлении. При регулировке положения рулевого колеса по высоте и углу наклона панель приборов перемещается синхронно.

Рабочее место водителя в серо-бежевых полутонах Виртуальные приборы несут массу информации, очень полезной, но скучены и бликуют, планшет плохо виден на солнце Педальный узел немного развёрнут к водителю, пользоваться удобно Потолочный блок приборов содержит тахограф, блок управления климатом и предусматривает установку дополнительного оборудования

Современная силовая линия российско-немецко-венгерского происхождения

А теперь самое интересное не для пассажиров: исследуем «движущую силу» ЛИАЗ-529265L.

Ярославский 536-й мотор с набором из дополнительного обвеса вспомогательных агрегатов именуется ЯМЗ-53633. Для тех, кто ещё не в курсе, это дизельный двигатель, рядная «шестёрка», 4-тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и интеркулером. Производит его Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель»). Этот силовой агрегат – продукт совместной разработки ЯМЗ и австрийской инженерной компании AVL List GMBH. Конструкцией двигателя предусмотрена комплектация его сцеплением и «колокольчиком» коробки передач по типоразмеру SAE-1. С 6,65 литров рабочего объёма в автобусной версии снимается 276 л.с. при 2300 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1250 Н·м на полке от 1200 до 1600 об/мин.

В моторном отсеке расположенный по центру ярославский ЯМЗ-536 в автобусном исполнении с дополнительным навесным оборудованием и двумя генераторами. Радиатор в этом автобусе теперь не вдоль борта, а фронтально, моторной шахты в салоне нет В моторном отсеке расположенный по центру ярославский ЯМЗ-536 в автобусном исполнении с дополнительным навесным оборудованием и двумя генераторами. Радиатор в этом автобусе теперь не вдоль борта, а фронтально, моторной шахты в салоне нет В моторном отсеке расположенный по центру ярославский ЯМЗ-536 в автобусном исполнении с дополнительным навесным оборудованием и двумя генераторами. Радиатор в этом автобусе теперь не вдоль борта, а фронтально, моторной шахты в салоне нет

Далее «движущая сила» проследует на первичный вал автоматической гидромеханической КП ZF 6 AP 1400 Ecolife, как и на базовой модели ЛИАЗ-5292. 6-ступенчатая ГМП рассчитана на крутящий момент двигателя до 1400 Н·м, это отражается в обозначении: ZF 6AP 1400B. Из особенностей конструкции КП – электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из ступеней. Этим достигается экономия топлива до 5% по сравнению с малоступенчатыми устаревшими «автоматами». Суммарный диапазон передаточных чисел – от 12,5 до 1,0.

Задний ведущий мост классической конструкции с колёсными редукторами фирмы Raba изготовлен на автоагрегатном заводе в городе Канаш, Чувашская Республика Передний портальный мост ZF модели RL-85А обеспечивает низкий уровень пола

Карданная передача автобуса – короткая, однозвенчатая, прямая, никаких угловых редукторов. Она приводит крутящий момент на знаменитый ведущий мост Raba классической конструкции, но он здесь, кстати, с дисковыми тормозами. Главная передача – двухступенчатая, с бортовыми колёсными редукторами, передаточное отношение весьма неспешное – 5,44. Производство этих мостов локализовано на автоагрегатном заводе в городе Канаш в Чувашской Республике.

Внутри передней маски вы найдёте компоненты отопителя и бачок стеклоомывателя, запасного колеса вовсе нет Комплект ключей от автобуса с дистанционным управлением и «ключом-вездеходом» технологических люков
Техническая характеристика автобуса ЛИАЗ-529265L
Полная масса, кг 18 000
Распределение нагрузки по осям, кг 6500/11 500
Длина/ширина/высота, мм 12 410/2500/2880 (2938 с кондиционером)
Пассажировместимость максимальная, чел. 93 (42 посадочных места, 50 стоячих мест, 1 место для инвалидной коляски)
Двигатель:


  • рабочий объем, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
ЯМЗ-53633, дизельный i6, 4-тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и интеркулером
6,65
276 при 2300 мин-1
1250 при 1200–1600 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  •  
  • количество ступеней вперед/ назад
ZF 6 AP 1400 Ecolife
Гидромеханическая автоматическая с гидрозамедлителем
6/1
Передаточное число главной пары 5,44
Подвеска Пневматическая
Размер шин 275/70 R22,5
Тормозная система Пневматическая, ABS, ESR, ESP
Колёсные тормозные механизмы Дисковые на всех осях
Объём топливных баков, л 220+70=290

Долгожители «МОСТРАНСАВТО» и их преемники

Практически в любой пассажирской автоколонне есть автомобиль-долгожитель, который пережил несколько поколений автобусов. Помнит он и переднемоторные бензиновые ликинские автобусы, и лобастые «пазики» с панорамным остеклением, а львовским «Наташкам» он когда-то слал пламенный привет. Потом с ним бок о бок трудились венгерские «Икарусы» и «пленные немцы», а сегодня дружит этот автомобиль и с современным поголовьем подвижного состава. Конечно же речь идёт об автомобиле технической помощи. Если вспомнить недавнюю историю, то во времена СССР существовало военизированное всесоюзное объединение пассажирских автоколонн, функциями которого в случае мобилизации являлись эвакуация местного населения и выполнение задач военной медицины (отсюда и четырёхзначная нумерация колонн, распространявшаяся на территории всего Союза, ставшая сегодня просто традицией в названии многочисленных предприятий и доставшаяся в наследство). Поэтому не удивительно, что автомобилями технической помощи служили и продолжают по сей день работать армейские ПАРМ-1М на шасси ЗИЛ-131 или УРАЛ-375Д, или чуть более новый УРАЛ-4320. Долгий их пятидесятилетний век однако подходит к концу. Недавно в мытищинскую автоколонну №1375 поступил новенький специализированный автомобиль технической помощи (тягач-эвакуатор), построенный нижегородским машиностроительным заводом «Чайка-сервис» на шасси УРАЛ-NEXT. На автомобиле с доработанной кабиной установлена компактная КМУ и стальная бортовая платформа. Многофункциональная «техничка» способна выполнить ремонт автобуса, находящегося на линии или отбуксировать его в автопарк.

Из официального релиза

Новая модификация автобуса, который «Группа ГАЗ» поставит в Подмосковье, разработана специально для Московской области. Количество посадочных мест увеличено с 28 до 42. На накопительной площадке дополнительно оборудованы два откидных посадочных места и крепления для инвалидной коляски. Система «книлинг» обеспечивает наклон автобуса в сторону дверей для облегчения посадки и высадки всех категорий пассажиров. Автобус имеет низкий уровень пола в районе входных дверей, оснащён системой кондиционирования, видеонаблюдения, оборудованием ГЛОНАСС. Современная мультиплексная система в автоматическом режиме обеспечивает полную диагностику всех систем и агрегатов автобуса с возможностью передачи данных в парк. Для удобства пассажиров в салоне установлены Wi-Fi-роутеры и USB-зарядки для гаджетов. Автобус является версией популярной модели ЛИАЗ-5292, унификация с которой обеспечивает сокращение затрат на обслуживание техники на 20%.

Транспортные средства будут выходить на маршруты, преимущественно соединяющие Подмосковье и Москву, где большой пассажиропоток. Универсальные технические характеристики автобусов данной поставки позволят обслуживать как городские, так и пригородные маршруты.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию