![](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/00f.jpg)
Остров везения в океане автопрома
Машиностроительное предприятие ОАО «ГРАЗ»
Российская глубинка. Пензенская область, Бессоновский район, село Грабово, население около восьми тысяч человек. Но именно здесь стабильно и успешно работает и развивается машиностроительное предприятие ОАО «ГРАЗ», специализирующееся на производстве спецтехники.
Впрочем, руководство завода не скрывает, что были у предприятия и трудные времена – в 1990-е годы, как у всех. В 2004 году после смены собственника на завод пришла новая команда, которая в последующие годы постепенно довела производство «до ума». Сегодня основная специализация завода – спецавтотехника для перевозки светлых и тёмных нефтепродуктов. Линейка выпускаемой продукции состоит из 250 моделей машин.
![Прицепная техника. В 2014 году освоено производство алюминиевых полуприцепов-цистерн, дающих возможность перевозки максимального количества топлива в рамках допустимых осевых нагрузок и полной массы](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/01.jpg)
Модификации для всех отраслей
![Станок, который из плоского листа стали под чутким руководством специалистов формирует контур торцевых частей будущей цистерны. Жёсткий металл податливо сгибается, принимая форму, просчитанную заранее компьютерной программой](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/02.jpg)
Выпускаемая на ОАО «ГРАЗ» техника подразделяется на самоходную и прицепную. Это автоцистерны, топливозаправщики, прицепы и полуприцепы-цистерны, битумовозы, мазутовозы, нефтевозы, аэродромные топливозаправщики и вакуумные машины. Регионы эксплуатации такой техники – от Калининграда до Чукотки, ближнее и дальнее зарубежье. Как рассказывают специалисты, в агропромышленном комплексе, например, широко востребованы автотопливозаправщики на шасси ГАЗ. Для разработки карьеров и добычи полезных ископаемых здесь выпускают специализированные крупнотоннажные топливозаправщики с особым узлом выдачи топлива и удлинёнными напорно-всасывающими рукавами. Технику на полноприводных шасси часто заказывают силовые структуры – ФСБ, МВД, МЧС. Нефтедобывающие регионы эксплуатируют сделанные в Грабово вакуумные машины для сбора пролитой нефти и топливозаправщики буровых станков. Многие, наверное, видели полуприцепы ГРАЗ, доставляющие топливо на автозаправочные станции.
![Несколько этапов рождения автоцистерны от сварки до окраски, как говорят технологи, здесь основная операция – сварка: «Варим мы не метрами, а километрами, десятками, сотнями километров»…](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/03.jpg)
![Несколько этапов рождения автоцистерны от сварки до окраски, как говорят технологи, здесь основная операция – сварка: «Варим мы не метрами, а километрами, десятками, сотнями километров»…](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/04.jpg)
![Несколько этапов рождения автоцистерны от сварки до окраски, как говорят технологи, здесь основная операция – сварка: «Варим мы не метрами, а километрами, десятками, сотнями километров»…](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/05.jpg)
![Несколько этапов рождения автоцистерны от сварки до окраски, как говорят технологи, здесь основная операция – сварка: «Варим мы не метрами, а километрами, десятками, сотнями километров»…](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/06.jpg)
Собственное конструирование
На заводе функционирует и собственное конструкторское бюро. Его основная задача – технологическое совершенствование существующих машин и реализация задач по установке оборудования. Система трёхмерного конструирования позволяет решать порой уникальные задачи. Вот пример одной из них. В прошлом году был спроектирован и изготовлен аэродромный топливозаправщик (ТЗА) объёмом 30 м3. Его уникальность заключается в том, что по разрешённым весовым нагрузкам он может передвигаться не только по территории аэропортов, но и дорогам общего пользования, в то время как объём большинства современных ТЗА для стандартной улично-дорожной сети не превышает 20 м3.
![Подобрать правильное шасси с соответствующими техническими характеристиками – важная задача не только производителя надстройки, но и эксплуатанта, иначе кроме неэффективной эксплуатации может получиться, что надстройка переживёт свой автомобиль](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/07.jpg)
![Подобрать правильное шасси с соответствующими техническими характеристиками – важная задача не только производителя надстройки, но и эксплуатанта, иначе кроме неэффективной эксплуатации может получиться, что надстройка переживёт свой автомобиль](/article/2558-mashinostroitelnoe-predpriyatie-oao-graz-ostrov-vezeniya-v-okeane-avtoproma/Images/08.jpg)