Подготовка к летней эксплуатации автотранспорта
Необходимость дополнительной сезонной инспекции технического состояния автомобиля накануне зимы очевидна, а вот летним периодом, случается, водители пренебрегают и не только автолюбители, но и профессиональные эксплуатанты. В этом материале мы возвращаемся к деталям летней эксплуатации автотранспорта, где основной мотив – защита от повышенной температуры и перегрева и некоторые нюансы перед началом летней эксплуатации. Сегодня мы поговорим о любых автомобилях: и легковых, и грузовых.
В современном автомобиле многое можно сразу и не заметить, отчего создаётся ложное предубеждение о полной технической исправности машины. Вот пример. Из-за засорённого снаружи или изнутри радиатора системы охлаждения, электрические вентиляторы работают более продолжительное время, чем предполагали конструкторы. В итоге они выходят из строя, мало того, что преждевременно, так ещё и в самый неподходящий момент, вызывая перегрев двигателя, не исключающий впоследствии дорогостоящий ремонт. Попутно страдают реле, электрические соединения, греется электропроводка.
Итак, обнаружен повод поговорить о технических жидкостях, циркулирующих в различных системах автомобиля. А раз это жидкость, то согласно законам физики она имеет полное право закипеть. Когда и где и насколько это опасно. Давайте вспоминать.
Кипение как осознанная необходимость
Довести до кипения моторное масло, рабочая температура которого на пару десятков градусов Цельсия ниже температуры охлаждающей жидкости, – талант за гранью адекватности человека за рулём. Описывать подобные прецеденты следует не в автомобильных, а медицинских изданиях. А вот трансмиссионные гидравлические жидкости вполне могут и закипать, особенно в вариаторах, причём даже без особого вмешательства водителя, если только что гиперактивного…
Кипят на горных серпантинах тормозные жидкости, парит хладагент в кондиционере, рвётся наружу взбесившийся антифриз, горит красным знаменем контрольная лампа перегрева гидроусилителя, зловеще тянет сероводородом кипящий электролит аккумулятора! Как обуздать эти бушующие воды? Очень просто. Своевременным контролем качества и количества жидкости. Теперь по порядку.
Первый общий совет – следите за уровнями технических жидкостей. Дефицит материала (рабочего тела) в системе будь то хладагент, трансмиссионное масло или жидкость ГУР приводит к повышенным нагрузкам на агрегат, особенно в нагнетающих узлах – насосах и компрессорах, а значит, и к несанкционированному росту рабочей температуры.
Избыток масел и рабочих жидкостей, говоря по иному, перезаправка узла, затрудняет циркуляцию, создаёт условия для их вспенивания, дисбалансирует работу насосов и гидравлических клапанов, что также ведёт к перегреву и повышенному износу.
Второй общий совет – состояние жидкости имеет значение. Трансмиссионные жидкости и масла, а также материалы, применяемые в гидравлических усилителях рулевого управления имеют свойство стареть, отчего теряют заданную конструкторами вязкость, содержат продукты износа, в том числе абразивные, а пакеты присадок постепенно вырабатывают свой ресурс. Несвоевременная замена – прямой путь к абразивному износу, недостаточной смазке или защите агрегата. Повышение температуры – первый тревожный симптом.
Состояние тормозной жидкости в автомобилях с гидравлическим приводом тормозов – залог безопасности. Этот гигроскопичный материал впитывает влагу из воздуха. Избыток влаги при интенсивном замедлении приводит к образованию воздушных пузырьков, вызванных закипанием, отчего несжимаемая жидкость в гидроприводе получает «воздушные подушечки», резко растёт свободный ход тормозной педали и ухудшается замедление. На стоянке такая старая «тормозуха» постепенно поедает коррозией зеркало гидроцилиндров и другие детали тормозной системы. Аналогичная история и с «воздушными» грузовиками, там ведь есть тоже немного этой жидкости в ПГУ. Последствия у тяжёлой техники не столь явны и причинно-следственно взаимосвязаны, но всё же…
Антифриз, отслуживший свой срок службы, вместо защиты от коррозии системы охлаждения становится её провокатором.
Теперь вспомним о пространствах, где циркулируют наши техжидкости. Посмотрим, нет ли здесь препятствия для работы всех систем?
Чистота – залог здоровья
Дорожная грязь часто становится препятствием на пути к надёжному охлаждению не только двигателя, но и трансмиссии, и сбоит даже климатическую систему. Теплообменное оборудование в современных автомобилях, как правило, плотно совместно сгруппировано в передней части, оттого и страдают от грязи все эти системы сразу. Перед началом летнего сезона не лишне организовать «душевую» профилактику. В первую очередь необходимо промыть соты радиаторов струёй проточной воды. Использовать для этого аппараты высокого давления, имеющиеся на большинстве автомоек, не рекомендую – слишком велика вероятность повреждения тонких алюминиевых переборок, что в дальнейшем только ухудшит теплоотвод. Вполне подойдёт струя из обычного поливочного шланга, затем аккуратно продуваем соты сжатым воздухом, также под небольшим давлением, особое внимание – нижней части радиатора, так она больше забивается из-за дорожной грязи и пыли. При желании, эффект можно усилить применением шампуня для бесконтактной мойки, но все его остатки необходимо тщательно удалить проточной водой!
Антифриз ужасно текучая жидкость. Малейшие неплотности в шлангах и хомутах, температурные зазоры, «дубение» уплотнителей на морозе, и вот вам его след и простыл. Для быстрого устранения течи охлаждающей жидкости зимой в систему иногда добавляют специальные герметизирующие присадки, но, устранив течь, они часто засоряют и блокируют тонкие каналы, что дисбалансирует в тёплый период работу всей системы охлаждения. Поэтому если зимой пришлось пойти на такие меры, то перед летней эксплуатацией необходимо промыть радиатор изнутри с помощью шланга с проточной водой, а заодно и «хирургически» устранить причину течи: заменить ненадёжный шланг или хомут или произвести пайку радиатора.
Легковые и иные конструкции на базе легковых автомобилей | 6–10 |
Грузовые автомобили, полной массой до 3,5 т, микроавтобусы до 15 посадочных мест | 7–20 |
Грузовые автомобили и автобусы, полной массой до 8 т | 10–50 |
Грузовые автомобили и автобусы, полной массой от 8 до 18 т, магистральные тягачи | 20–40 |
Спецтехника | До 200 |
Антифризный дальтонизм
Для пополнения уровня сбежавшего антифриза часто руководствуются цветом заправленной в систему жидкости. Это неверно. В производстве антифриза используются разные красители, а вот сам состав может быть приготовлен на основе моноэтиленгликоля, полиэтиленгликоля или пропиленгликоля. Смешение этих составов повышает их коррозионную агрессивность к сопрягаемым деталям, ускорив износ помпы или разрушение шлангов и сальников, на внутренних поверхностях деталей могут сформироваться отложения и оксидные плёнки. Для того чтобы этого избежать, доливаем только оригинальный состав в относительно новые автомобили, ну а если при дорожном ремонте пришлось залить неизвестно что, то меняем всю жидкость в системе целиком, предварительно справившись с руководством по эксплуатации. Общий совет. В большинстве автомобилей старшего поколения используются антифризы синего или зелёного цвета, классифицируемые концерном VW (общепринято и используется повсеместно), как «G11». Затем на рубеже веков им на смену пришли карбоксилантные составы оранжево-красного цвета G12, дальнейшее их развитие получило индекс G12+. Смешение «11-го» и «12-го» не допускается, а вот «12+» может принять в себя и «12-й», и кратковременно «11-й». При плановом обслуживании вместо G11 допускается и даже рекомендуется замена его на более современный G12, но обратная замена недопустима. Следует напомнить, что интервал замены G11 – 2 года, G12 – 5 лет. Антифриз можно приобрести как в концентрированном, так и в готовом к применению виде. Последнее – не самое удобное, так как температура кристаллизации навязана поставщиком. Для справки в таблице приводим соотношение антифриза и дистиллированной воды для типичных условий эксплуатации.
Количество концентрата, % | Количество воды, % | Температура кристаллизации, °С |
---|---|---|
33 | 67 | –18 |
50 | 50 | –36 |
60 | 40 | –52 |
Климатические условия
Хладагент автомобильного кондиционера вопреки маслам и тормозным жидкостям так уж явно не стареет и профилактической замены не требует, зато способен самостоятельно покинуть вверенную ему систему, оставив голодать компрессор, а ездоков лишив заслуженной прохлады. Если причина разгерметизации системы не вызвана явным механическим повреждением, то заправка системы редко требуется чаще одного раза в три года. Но для безотказной работы кондиционера система должна быть полностью заправлена хладагентом. Необходимость такой заправки требуется, если упала эффективность работы системы, и вы это чувствуете, но можно предложить и превентивный метод. На большинстве автомобилей предусмотрено смотровое окно, которое расположено или на терморегулирующем вентиле, или на специальном датчике. Если хладагента достаточно, то при стабильной работе системы примерно через пять минут после включения кондиционера не должно быть явных пузырьков в смотровом окне.
Даже несмотря на явное отсутствие течей, их даже, как правило, «не видит» специальный течеискатель, объём хладагента постепенно уменьшается, компрессору приходится работать с повышенными нагрузками, что снижает срок его службы. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, перед началом тёплого сезона рекомендую производить дозаправку системы, предварительно «обнюхав» все элементы специальным детектором. Вот основные принципы правильной заправки системы кондиционирования. Вакууммирование обязательно, никакой частичной дозаправки! Обязательно перед дозаправкой впрыск небольшой дозы холодильного масла. Контроль количества заправляемого хладагента предпочтительнее по массе, а не давлению, именно масса в граммах указывается в инструкции к автомобилю! Заправка «по давлению» может перезаполнить систему и перегрузить компрессор и уплотнения. Затем воздуховоды в кабине рекомендую обработать специальным антибактериальным составом.
Совет на будущее. Чтобы продлить срок службы кондиционера необходимо его включать даже зимой при околонулевых температурах забортного воздуха не реже одного раза в неделю хотя бы на несколько минут. Это благоприятно влияет на состояние трубопроводов и уплотнений системы, а также удалит лишнюю влагу из салона кабины.
Электроэнергия и уход за АКБ
Температурный режим эксплуатации – важный фактор, влияющий на срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов. Если при минусовой температуре химические процессы в АКБ замедляются, осложняя зарядку и отдачу энергии, то летом при температуре выше 35º Цельсия интенсивность реакций возрастает. Перегрев способствует ускорению сульфатации аккумуляторных пластин: под воздействием высоких температур часть жидкости внутри АКБ превращается в пар, поднимается вверх, пластины оголяются, раствор внизу становится более плотным. В результате образуется кристаллический налёт, который не проводит электрический ток. Ёмкость и пусковой ток батареи – главные рабочие параметры АКБ опускаются ниже нормы.
Ещё плюс ко всему в зимний период дороги обильно поливают солесодержащими агрессивными к металлам растворами. Эти растворы, а также их пары проникают в моторный отсек, конденсируются, нередко оставляя на электрических контактах и разъёмах оксидные плёнки, что приводит к сбоям и «глюкам» в работе электрооборудования. Поэтому не реже одного раза в полгода обрабатываем открытые электрические контакты специальным «контакт-спреем», а герметичные разъёмы силиконом или защитным влаговытесняющим составом.
На большегрузных автомобилях аккумуляторные батареи и выключатели массы установлены, как правило, в специальном ящике на раме. После зимы тщательно отмываем от солёной грязи наружные поверхности кожухи, аккумуляторы, чистим и смазываем клеммы и контакты.
Теперь настал момент, чтобы заняться обслуживанием самих аккумуляторных батарей. Доводим уровень и плотность электролита до нормы, доливая необходимое количество дистиллированной воды, помните, что летом она выкипает гораздо быстрее. Для центральной России летом значение плотности электролита должно быть в пределах 1,24–1,26, зимой 1,27–1,28. Для более жаркого климата эти значения уменьшаются, для более холодного увеличиваются, но тем не менее не должны выходить за рамки 1,23 летом и 1,29 зимой.
Климат | Зима, г/cм3 | Лето, г/cм3 |
---|---|---|
Умеренный | 1,27–1,28 | 1,25–1,26 |
Тропический | 1,25–1,26 | 1,24–1,25 |
Холодный | 1,29, но не более 1,30 | 1,27–1,28 |
Многие считают, что слово «необслуживаемый аккумулятор» означает, что можно полностью игнорировать состояние аккумуляторной батареи. На самом деле это не так. Необслуживаемыми называют АКБ, которые не нуждаются в доливе воды и регулярном контроле уровня электролита. Но ведь даже протирка АКБ от пыли и грязи для поддержания корпуса в чистоте уже считается обслуживанием…
На посошок
Здесь приводим дополнительный краткий «чек-лист», информирующий, на какие ещё системы, оказавшиеся «в тени», стоит обратить внимание перед жарким сезоном.
Топливная система: осматривается на предмет наличия воды и влаги в фильтрах (в том числе в топливном фильтре грубой очистки).
Система подготовки воздуха: проверяется состояние ресиверов и фильтра-влагоотделителя, при большом количестве воды ресиверы очищаются, а фильтр заменяется.
Система обработки выхлопных газов: рекомендуется диагностика и осмотр системы SCR, проверка её герметичности на утечки жидкости AdBlue и проверка дозирующего модуля (контактов разъёмов) на наличие окислений.
Наименование процедуры | Временные затраты, часов | Финансовые затраты, руб. | Эффект |
---|---|---|---|
Наружная промывка радиатора(ов) | 1–1,5 | До 1500 | Снижение нагрузки на другие детали системы охлаждения, увеличение запаса по теплоотводу |
Замена антифриза | 1–2 | 500–5000 | Профилактика отказа компонентов системы охлаждения, увеличение срока их службы |
Диагностика, заправка кондиционера | 0,5–1 | Около 2500 | Повышение эффективности работы кондиционера, снижение износа компрессора |
Балансировка и подбор колёс | 1–1,5 | 1200–5000 | Увеличение ходимости шин до 30%, снижение износа ходовой части |
Профилактика контактов и разъёмов | Не более 0,5 | 500 | Уменьшение вероятности сбоев и отказов электрооборудования |
Обслуживание АКБ | 1–1,5 | 500 | Повышение срока службы АКБ до двух раз |
Все эти меры предотвращают внезапные поломки, продлевают жизнь грузового автомобиля и гарантируют его ликвидность на вторичном рынке.
Да, и ещё, заливайте, не скупитесь и летом в бачок стеклоомывателя незамерзающую жидкость. Абсурд? Вовсе нет! Содержащиеся в ней спирты лучше удаляют следы насекомых, и по осени первый морозец не застанет врасплох, сохранив от растрескивания корпус электронасоса и клапаночки форсунок. Летом расход жидкости стеклоомывателя ничтожен…