Опубликовано: ГП 03-2010
Большая семья

Автобусы ПАЗ-320412-03 и ПАЗ-320402-04

Андрей Филиппов, фото автора
Производитель: ОАО «ПАЗ»
Модели: ПАЗ-320412-03, ПАЗ-320402-04

Автобус моего детства – старый добрый ПАЗ-672. Два рейса в день, и огромная толпа сельских жителей, перемещающаяся утром в районный центр, а вечером обратно. Я помню штурмы при посадке, вывернутые наружу створки дверей и жар двигателя даже в сильные морозы. Полурев-полузвон силового агрегата заполнял салон, заглушая редкие разговоры и, конечно, всех пассажиров доставала «скорость» движения транспортного средства. Но было в облике автобуса что-то, заставляющее прощать все недостатки. Потом на смену ПАЗ-672 пришел ПАЗ-3205, он был чуть больше, тише и прохладнее. Но и у него были свои недостатки, которые ему уже не прощали. И вот на дорогах новое поколение – семейство ПАЗ-3204…

Братья по…

Задач перед конструкторами и дизайнерами стояло много. Частично – улучшение внешнего вида, введение в конструкцию понятия «эргономика рабочего места», создание приемлемого микроклимата в салоне, они были решены в прошлом году на ПАЗ-320402-03 (см. «ГП» № 5 2009 г.). Но несмотря на это нереализованного осталось много.

Один из основных вопросов – недостаточная пассажировместимость – был решен созданием удлиненного автобуса ПАЗ-320412-03. Колесную базу увеличили на 960 мм, а общую длину довели до 8560 мм. В итоге официально на борт может подняться 60 человек и 21 смогут ехать сидя. Сколько желающих втиснутся внутрь реально – сказать трудно, но учитывая наличие двух накопительных площадок, по всей видимости, немало.

Кстати, косвенным признаком предполагаемой работы в качестве маршруток можно расценить наличие отдельной розетки в торце панели приборов, пригодной для подключения кассового аппарата. Углубление для него самого тоже предусмотрено.

Проблему жесткой рессорной подвески попытались решить установкой на заднем мосту пневмобаллонов. По логике на порожней машине основная нагрузка должна ложиться именно на них. А когда народу в салоне прибавится, в дело вступят классические рессоры.

Не забыта и силовая установка. В качестве альтернативы стандартный по длине автобус, ПАЗ-320402-04, был оснащен новым ярославским дизелем ЯМЗ-534. Разработанный совместно с австрийцами, он отвечает стандарту Euro 4. Достигаются эти нормы с помощью рециркуляции выхлопных газов, а не использованием мочевины, со снабжением которой у нас, мягко говоря, проблемы. Особенно если учесть, что «пазики» покупают те, кто не может похвасть наличием дополнительных средств, и эксплуатируют их в таких «таежных углах», где даже солярку нормального качества приходится искать.

Под капотом ЯМЗ-534

Понравится покупателям и то, что с помощью компьютера можно поменять программу электронного управления и изменить мощность в зависимости от потребности. Таким образом, неважно какие модификации ПАЗ-3204 будут в парке, запчасти к двигателю будут одинаковыми. Да и тот факт, что из импортных комплектующих на двигателе применяется только электронная топливная система Bosch Rexroth, гарантирует, что не будет заоблачных цен на ремонт.

Из того, что ПАЗ не торопится устранять, отмечу набалдашник рычага КП, по-прежнему впивающийся в ладонь, и узенькую ступеньку, затрудняющую посадку в кабину. Зато выбирается место для более рацинального крепления внутрисалонного зеркала, подбирается более удобный руль, устанавливаются полки в кабине – процесс идет.

Ты лети с дороги птица…

Помнится, ПАЗ-3204-03 в прошлом году порадовал очень неплохой управляемостью. А наличие у ПАЗ-320412 стабилизатора передней оси позволяло надеяться на аналогичные достижения длиннобазника. Увы, увеличившаяся длина машины четко дала о себе знать. По прикатанному снегу автобус немного плавал, как только цеплялся за неровность. Нет, он по-прежнему держал дорогу и никоим образом не проявлял желания уйти в занос, но прошлогодней уверенности уже не было. Может, свою лепту внесли пневморессоры? Точно ответить не могу, но что «412-й» без пассажиров скачет меньше, чем его стандартный коллега со средней загрузкой – это факт.

Поездка на ПАЗ-320402-04 (дали бы имя «Марал» или «Апшерон», а то от цифр в глазах рябит), была не менее увлекательна. Только все внимание было сконцентрированно не на управлении, а на работе силового агрегата.

Накопители, как они есть
Накопители, как они есть
Накопители, как они есть
Нагромождение ступенек около моторного отсека

По разгонной динамике двигатель практически не отличается от Cummins. А в борьбе за тишину в салоне даже превосходит его. И судя по заявленному уровню внешнего шума в 92 дБ, это заслуга самого ЯМЗ, а не какой-то дополнительной доработки шумоизоляции моторного отсека.

Без «косячка», конечно, не обошлось – переключение передач опять стало работой. Рычаг какой-то «ватный» и к тому же непонятно, что именно ты включил и включил ли вообще. Впрочем, исходя из того, что КП осталась неизменной, смею надеяться, что это вопросы неотрегулированности конкретного экземляра, в противном случае конструкторам придется проводить кастинг коробки.

Если обобщить впечатления от ЯМЗ-534 – двигатель хорош, даже, наверное, лучше «китайца». Вот только сможет ли «Группа ГАЗ» наладить его серийное производство, пока неясно. Но очень хочется в это верить.

Проход между сиденьями не кажется ущельем
Зацепиться за кочку будет досточно сложно Сзади немыслимое сочетание 11-листовых рессор, пневмобаллонов и аммортизаторов Стабилизатор появился, а защита двигателя исчезла

Укрывшись от ветра

В прежние годы очередной модификации автобуса иной раз ждали десятилетиями. В отличие от предшественников модель ПАЗ-3204 за год превратилась в целое семейство. Причем его отдельные члены различаются не только двигателями, коробками передач и количеством мест. Три варианта кузова* и… возможность работать на трех видах топлива – очень неплохо для новичка, едва вышедшего на рынок.


*В одном из ближайших номеров мы расскажем о самой короткой модификации ПАЗ-3204, работающей на газу.

Стоит отметить, что тест-драйв проводился в 25-градусный мороз, а автобусы были вечером вымыты и, высыхая, всю ночь провели на улице. Тот факт, что утром у них все работало, двери исправно впускали и выпускали журналистов, и салон не был похож на морозильную камеру, говорит о многом.

Понятно, что не все вопросы удалось решить, а впереди еще реальная эксплуатация на маршрутах. Но уже сейчас можно сказать, что по сравнению с ПАЗ-3205, это шаг вперед и притом немалый. К сожалению, конструкторские улучшения ведут к повышению цены окончательного продукта. Разница между дизельными ПАЗ-3204 с импортным Cummins и ПАЗ-3205 с ММЗ составляет около 500 тыс. рублей. Угадайте, какой из них дороже?

Технические характеристики автобусов
ПАЗ-320412-03 (ПАЗ-3204СС9) и ПАЗ-320402-04
ПАЗ-320412-03 ПАЗ-320402-04
Полная масса, кг 11 500 10 000
Снаряженная масса, кг 6280 5600
Пассажировместимость, чел.
  • в т. ч. мест для сидения
60
21
43
25
Допустимая нагрузка 1/ 2 осей, кг 4500/ 7000 4000/ 6000
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Cummins 4ISBe 185B
турбодизель, I-4
4462
183 при 2500 мин-1
550 при 1700 мин-1
ЯМЗ-534
дизель, I-4
4430
150 при 2500 мин-1
580 при 1600 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперед/ назад
ZF S5-42, механическая
5/1
Подвеска Передняя зависимая рессорная, задняя зависимая с рессорами и пневмобалонами Зависимая рессорная
Тормозная система Барабанные тормоза с пневмоприводом и ABS Барабанные тормоза с пневмоприводом и ABS
Колесная формула 4х2 4х2
Минимальный радиус поворота, м 8,1
Емкость топливного бака, л 140 105
Комментировать ... >>
Loading...