Опубликовано: ГП 11-2019
О полезных свойствах алкоголя

Седельные тягачи Yuan Cheng M100 со метаноловыми двигателями

Владимир Чехута
Фото GSCV и Роберта Яблонского

В то время, когда Европа и весь просвещённый автомир пишет о электромобилях, газовых и водородных грузовиках, китайцы решили сойти с ума и опробовать альтернативное топливо совершенно другого типа: метиловый спирт CH3OH. Кому же пришла идея напоить грузовик алкоголем?

Презентация нового бренда – компании Yuan Cheng, входящей в группу GSCV (Geely Sichuan Commercial Vehicle Co.), приурочена к внедрению метанола на автотранспорте. На своём шоу автопроизводитель представил сразу два седельных тягача Yuan Cheng M100, оснащённых впервые в мире (SIC!) крупнолитражными спиртовыми двигателями. Новые автомобили сейчас находят в активной фазе предсерийной подготовки. И, как ожидается, они встанут на конвейер уже к концу 2019 года.

Новичок с идеями

Марка Yuan Cheng была зарегистрирована всего три года назад концерном GCV (Geely Commercial Vehicle) и является новичком среди коммерческих продуцентов. Бренд образован на деньги и при технической поддержке головного холдинга Zhejiang Geely Holding Group, который в 2009 стал владельцем шведского производителя легковых автомобилей Volvo Cars. В недавнем прошлом он также выкупил незначительные доли акций компании Volvo Trucks и концерна Daimler AG. Иными словами, Geely – это гигант мирового автопрома, который если и занимался грузовиками, то уж никак не магистральными тягачами!

Новый седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4), оборудованный 430-сильным метаноловым мотором Новый седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4), оборудованный 430-сильным метаноловым мотором

Теперь факты. В 2017 году на заводе компании в Нанчуне выпустили первые 91 тяжёлый грузовик, собрали 545 среднетоннажников и ещё 5287 лёгких фургонов, а также 92 автобуса и 41 автобусное шасси. Тогда же был представлен первый прототип дальнобойного седельного тягача Yuan Cheng M100. Судя по колёсной формуле 6х4 он ориентирован, скорее, на региональных грузоперевозчиков, чем на магистральные маршруты.

В прошлом 2018 году выпуск даже упал: тяжёлых грузовиков собрали лишь 8 штук, отгрузили 34 среднетоннажника, выпустили 4679 малотоннажных фургонов класса «ГАЗель» и изготовили 97 автобусов (и все – только в одном декабре!). Сейчас уже известно, к чему так долго готовился автогигант.

Первый прототип Yuan Cheng M100, впервые показанный в конце 2017 года

Как забодяжить спирт?

Концерн Geely сообщил, что разработка первого спиртового двигателя М100 с рабочим объёмом 12 540 cм3 потребовала 15 лет работы подразделения Geely New Power Commercial Vehicle (GNPCV).

Столь долгий путь пришлось проделать для определения… стандарта будущего топлива! Например, США и Бразилия на рынке спиртового моторного топлива используют этанол (C2H5OH), который ректифицируют из кукурузы, сорго и сахарного тростника. И эти страны делят пополам 98% мирового рынка этанола. В КНР этот спирт непопулярен, зато тут производят 50% всего мирового метанола (CH3OH). Его в Китае на углехимии выделяют из антрацита путём газификации и потом же сами не знают куда девать! Вот и нашлось применение.

Первый 12,54-литровый метаноловый двигатель Geely М100 с максимальной мощностью 410 л.с.

Заявленная мощность при работе на спирте составляет 410 л.с. (301 кВт) при 1900 об./мин с максимальным крутящим моментом 1800 Н·м. Этот агрегат, работающий на метиловых спиртах, по массе и мощности имеет примерно такие характеристики, как и дизельный аналог. Но с точки зрения влияния на окружающую среду, метанол биоразлагаемое вещество (хотя и взрывоопасное). Оно даёт огромное преимущество по КПД, но главное, что спиртовой двигатель производит на 80% меньше выбросов NOx, чем дизель и даже газовый двигатель. При этом он почти не выделяет макрочастиц, за исключением сгоревшего сажевого осадка от сивушных, присадочных масел и бензина (как в США и Бразилии), или жирных включений (как в «угольном» метаноле). Впрочем, эти примеси необходимы для смазывания стенок цилиндра во время рабочего процесса сгорания. Вот такие задачи решают в Поднебесной!

Интерьер кабины разработан Эльзой Чжан Интерьер кабины разработан Эльзой Чжан

Китаец в руках европейских зодчих

Наконец-то можно раскрыть тайну китайского дизайна. В студии Geely Design над стайлингом работали стилисты из Северной Европы: Гай Бургойн, Питер Хорбери, Джастин Халли. Среди них особая роль отведена скульптору Мэт Вильсону. Необычная архитектура кабины – его рук дело!

Итак, первая новинка – седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4) предназначен для работы в составе магистрального автопоезда с полной массой 40 т. Автомобиль комплектуют двигателем с максимальной силовой отдачей 430 л.с. и 12-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear 12JSD220TA.

Кабина с гладкими, обтекаемыми формами, неплохо снижающими аэродинамическое сопротивление транспортного средства. Разработку ходовой части пришлось заказывать тоже в Европе. В комплектацию автомобиля входят 7-тонная передняя ось; 18-тонный ведущий тандем; два топливных бака объёмом 400+400 л из стали (алюминиевый сплав не годится для хранения метанола); дисковые тормоза WABCO с функцией АБС, круиз-контроль и автономный отопитель. Максимальная скорость ограничена 105 км/ч.

Второй новинкой стал седельный тягач Yuan Cheng M100 GS46QM6 (6х4), который получил метаноловый двигатель увеличенной мощностью 460 л.с. и расширенный пакет опций.

Седельный тягач Yuan Cheng M100 GS46QM6 оборудован самым мощным на сегодня 460-сильным метаноловым двигателем

Нежданный гибрид

Впрочем хватит о грузовом пьянстве! Третьей новинкой стал не метанольный, а уже привычный дизель-электрический гибридный седельный тягач Yuan Cheng M100 GS51HD. Он оборудован 6-цилиндровым 12,5-литровым турбодизелем Weichai WP13.510, максимальная мощность которого составляет 510 л.с. (382 кВт), а предельный крутящий момент достигает 2400 Н·м в диапазоне 950–1400 об./мин. Мотор агрегатирован с усиленной 12-ступенчатой механической КП Fast Gear 12JSDX240TA и электротрансмиссией. В силовую электрическую часть входит электродвигатель IM210H41.H1 номинальной мощностью 100 кВт (часовой режим мощности достигает 200 кВт) и литий-ионные батареи MGL 48C01Y общей ёмкостью 50 кВт·ч. В электротрансмиссии предусмотрен рекуперативный цикл для возврата электроэнергии в АКБ при торможении.

Наличие мощного аккумулятора позволяет машине работать в режиме электротягача на расстоянии 30 км. Такая опция может пригодиться внутри мегаполисов.

Снаряжённая масса гибридного грузовика составляет 9,4 тонны. В штатную комплектацию входят два алюминиевых топливных бака на 400 и 500 л. Банально? Но зато его не надо поить спиртом!

Топливный бак из нержавеющей стали, предназначенный для хранения метанола
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию