Опубликовано: ГП 01-2011

Хороший, ещё лучше
Автобус ГолАЗ-5251

Производитель: ОАО «Голицынский автобусный завод» (Голицыно)
Модель: ГолАЗ-5251
Начало продаж в России: II полугодие 2011 г.
Цена: Не определена
Андрей Филиппов, фото автора

Основной российской премьерой «КомТранс-2010» в автобусном сегменте, безусловно, был ГолАЗ-5251. Реакция на новинку тогда была неоднозначной. Кто-то пытался тыкать пальцем на травящую пневмоподвеску, кто-то кривился, глядя на «волнистый» борт, но таких было меньшинство. В основном на машину обращали внимание адекватные люди, понимающие, что опытный образец, по сути ходовой макет, привезен на выставку не для демонстрации «железа», а совсем для других целей. Показать новую концепцию междугородного автобуса и перспективы ее развития.

Близнецы-братья

Не знаю как для кого, но для меня междугородные автобусы всегда ассоциировались с венгерскими Ikarus серии 200. Именно на этих машинах я школьником ездил на экскурсии, а студентом совершал вояжи из Москвы в Минск и обратно. Тогда мне казалось, что отечественный «одноклассник» – ЛАЗ-699Р – с «двухсоткой» и рядом не стоял. Но время шло, и на замену быстро устаревающим автобусам Ikarus пришли ГолАЗ-ЛиАЗ-5256. За прошедшие годы машина несколько раз подвергалась рестайлингу, в полном соответствии с аналогичными явлениями базового ЛиАЗ-5256. Но…

Требования рынка меняются. Давно ли 12-метровые машины считались у нас большими? А вот новая мода диктует дальнейшее увеличение длины и пассажировместимости. Отвечая этим запросам и появился на свет герой нашей статьи.

В настоящее время широкой публике известны два автобуса ГолАЗ-5251 – серебристый и бордовый. И если не вникать в суть, то внешних отличий между ГолАЗ-5251 № 1 и № 2 немного. Во-первых, исчезли оконные форточки, а на крыше, естественно, появился кожух кондиционера. Во-вторых, стеклоочиститель стал веерного типа. А, в-третьих, над дверями появилась имитация остекления. Вот и все…

Предшественник – ГолАЗ-5256.33М… …и первый образец ГолАЗ-5251

На деле изменений, конечно, больше. Экземпляр № 1 оснащен двигателем ЯМЗ-656, а по сути стареньким ЯМЗ-236, доведенным до Euro 3. Наличие на новой машине этого раритета я уже объяснил в начале статьи: первый «5251» – это ХОДОВОЙ МАКЕТ для отработки тех или иных идей и «понтовый» двигатель ему просто ни к чему.

А вот в моторном отсеке № 2 стоит MAN D0836 LOH55 – на данный момент единственный возможный силовой агрегат. Пока именно на него получено ОТТС, и установочная партия ГолАЗ-5251 будет оснащена именно этим двигателем.

Есть различия и по ходовой части. При изготовлении № 1 использовалось стандартное шасси ЛиАЗ-5256, которое сначала распилили, а потом вварили в него вставку, увеличив тем самым колесную базу до 6600 мм.

Автобус № 2 уже создан на перспективном самоходном шасси, суть которого заключается в модульной конструкции. ЛиАЗ собирает переднюю и заднюю части, после чего соединив их временной вставкой, отправляет на ГолАЗ. А уже здесь будут вваривать середину и интегрировать полученное шасси в кузов.

Кстати, на заводе нас предупредили, что про № 1, можно забывать. Он выполнил свою миссию и на публике вряд ли когда-то появится. Теперь его основная задача стать носителем перспективного ЯМЗ-536.

Салон выглядит аккуратно… …а вот на деле… …без проколов не обошлось Главное – ничего не пропустить…

Откуда дровишки?

В 2006 году в производственной линейке ГолАЗ появилась новая модель – 15-метровый, трехосный ГолАЗ-6228, на шасси Scania. Однако с 2008-го изготовление этих машин прекратилось, а технологическое оборудование, предназначенное для этого, простаивало. Вот и решили в Голицыно при создании нового автобуса по максимуму использовать незадействованные мощности.

Поэтому у ГолАЗ-5251 и ГолАЗ-6228 много унифицированных деталей – передняя и задняя маски, крыша и боковины. А вот в панели приборов без изменений осталась только форма самой панели. Приборы, их расположение, размещение клавиш и кнопок – все по-другому. Даже ручник перекочевал на левый «подоконник».

Сейчас идет освоение новых технологий по сборке кузовов. Например, борта к каркасу теперь приклеиваются. Причем, достигнув волнистости 0,2 мм/м, удалось существенно сэкономить шпаклевку и отказаться от процесса рихтовки. Исчезли стойки между люками багажных отсеков, да и остекление стало «аквариумным». По совокупности всех внедрений трудоемкость снизилась на 12%, что в свою очередь привело к снижению себестоимости автобуса.

Уже с третьего экземпляра появилась крыша из композитных материалов – алюмопласта. Она более легкая, долговечная и по умолчанию белого цвета. Покраска в цвет заказчика – опция.

Панель скорее новая, чем лучшая Багажные отсеки сквозные Поворотники взаимозаменяемые с кормовыми

А еще повысилась коррозионная стойкость ГолАЗ-5251, ресурс кузова теперь составляет 12 лет. Правда, последний показатель довольно спорный. Лично я надеюсь, что мы начнем-таки ценить пассажиров на деле, а не на словах, и автобусный парк будет обновляться гораздо чаще.

Но это еще не все. Полагаю, вы знаете, кто является генеральным спонсором предстоящей Олимпиады в Сочи. Да, это Scania. И как вы думаете, сильно повышаются у завода шансы выиграть тендер на поставку автобусов для обслуживания Олимпийских игр, если кузов установлен на скандинавское шасси? Вот и в Голицыно считают так же, поэтому к 2012 году в планах значится ГолАЗ-5251 на шасси Scania.

В ближайшем будущем планируется увеличение вместимости багажных отсеков. Если сейчас она составляет 6 м3, то в дальнейшем вырастет до 8 м3. Достигнуть этого планируется заменой стандартного бака от ЛиАЗ-6213, на новый оригинальной формы. Впрочем, даже с нынешними показателями ГолАЗ-5251 опережает некоторых более именитых западных одноклассников.

Впереди и своеобразный «рост» автобуса на полметра в длину и на 20 см в высоту. В результате до 55 увеличится количество кресел и багажный отсек станет больше. Одновременно расширится возможность компоновки салона по требованиям конкретного заказчика – будь то туалет, холодильник или кухня с гардеробом. Предполагается, что в случае необходимости вторую дверь можно сделать двустворчатой и установить в ней подъёмник для инвалидной коляски.

Во 2-й двери три ступеньки… …а в 1-й две В переднем свесе – электроника АКБ на втором ярусе Компоновка стандартная

Интересны перспективы линейки силовых установок. Кроме упомянутого MAN D0836 LOH55 будет возможность выбора и других двигателей. В 2011 году должен пройти сертификацию автобус, оснащённый новейшей рядной «шестёркой» ЯМЗ-536 с рабочим объёмом 6650 cм3, мощностью 283 л.с. и крутящим моментом 1122 Н.м при 1300–1600 мин-1. А в конце этого же года появится версия с Cummins 6ISBe270 объёмом 6700 cм3, о 272 «конях», моментом 925 Н.м при 1200–1700 мин-1, и уже в середине 2012 она станет доступна покупателям. На дальнюю перспективу рассматривается появление модификации с двигателем MAN D2066 LOH05 мощностью 325 л.с. А вот о «мановском» D0836 LOH40, анонсированном на «КомТранс-2010», пока ничего не слышно.

Техническая характеристика автобуса ГолАЗ-5251
Полная масса, кг 18 000
Снаряженная масса, кг 12 600
Пассажировместимость общая/ в том числе сидящих, чел 53/ 53
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг 6825/ 11 175
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
MAN D0836 LOH55,
турбодизель I-6
6871
280 при 2300 мин-1
1100 при 1200–1650 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Механическая ZF 6S-1200
6/1
Подвеска Пневматическая, зависимая
Рулевой механизм ZF 8098
Колесная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 11,82
Вместимость топливного бака, л 374

Замена?

Что ГолАЗ-5251 не только имеет право на жизнь, но и будет востребован – это бесспорно. Недаром же одним из стимулов к созданию этой машины послужили многочисленные запросы потенциальных клиентов на автобусы пассажировместимостью от 50 и более посадочных мест. И по большому счету именно для таких покупателей она и создана. А вот вытеснит ли новинка с конвейера ГолАЗ-ЛиАЗ-5256, еще вопрос.

Безусловно, ГолАЗ-5251 современнее, надежнее и комфортнее. Вот только не всем нужно перевозить полсотни человек за раз. Например, на маршруте Тула – Рязань за всю поездку порой и десяти человек не наберется, так зачем же там 12,5 и тем более 13-метровые машины? А создать парк из автобусов только малого или среднего класса тоже не получится – пассажиропотоки у нас, если так можно выразиться, «направленные» по времени суток и дням недели. Вот и получается ГолАЗ-ЛиАЗ этакой универсальной палочкой-выручалочкой для небогатых АТП.

Так что в мирном сосуществовании этих двух автобусов по крайней мере в ближайшем будущем сомневаться не стоит. Правда, ценовая политика скорее всего «убьет» версии ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 с импортными двигателями, и соответственно поддержит наличие последних в моторном отсеке ГолАЗ-5251.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию