Опубликовано: ГП 10-2019
Ленточные предпочтения

Седельный тягач MAN TGS 18. 400 4x2 BLS

Даниил Минаев, фото автора

Так или иначе седельный тягач MAN TGS – неплохой выбор. Немецкий автомобиль, о котором пойдёт речь, появился в парке крупного российского ритейлера, – компании «Лента», в 2018 году. И за прошедший период успел накатать около сотни тысяч километров в составе рефрижераторного автопоезда, регулярно курсирующего преимущественно по дорогам Центральной России. Вообще, машина родом из Мюнхена далеко не первая в парке, «Лента» давно уже отдала предпочтение марке MAN.

В арсенале компании развитая сеть распределительных центров (РЦ), в каждом из которых содержится автохозяйство, состоящее в среднем из пяти десятков автопоездов с тягачами MAN. У этих перевозок своя специфика и довольно интересный подход к организации работы, который лёг в основу выбора определённого подвижного состава.

Что, как и куда возим

Главная задача автохозяйства распределительного центра – доставка продуктов питания в региональную розничную сеть. Среднее удаление от места погрузки до места выгрузки – около 500 км. Основные маршруты «Ленты», исходящие из подмосковного городка Чехов, проходят по городам Европейской части России: фуры следуют в Нижний Новгород, Ярославль, Воронеж, Тулу, Тверь, Смоленск. Исключение – самое длинное плечо до столицы Республики Коми, города Сыктывкар.

Автопоездом управляет один водитель, но специфика проведения погрузочно-разгрузочных операций позволяет обходиться без нарушений режима труда и отдыха. В резерве штата автохозяйства предусмотрены и подменные водители в случае срыва или просто нестандартного графика движения.

В каждой кабине установлен видеорегистратор за счёт компании, его использование строго обязательно. Автохозяйство приглашает на работу водителей, проживающих в зоне одночасового подъезда по трассе М2 – из Москвы, Домодедово, Подольска, Чехова, Серпухова, Алексина.

В этом году транспортники «Ленты» опробуют новые рефрижераторные полуприцепы Schmitz, изготовленные в Германии по специальному заказу. О них мы уже рассказывали в нашем журнале. Длина такого полуприцепа – 16,8 м, полезный объём – 105 м3, он позволяет разместить 41 европаллету. С таким монстром длина сцепки подбирается в плотную к разрешённым на территории РФ 20 метрам.

Мёд и дёготь сервисного контракта

Специфика перевозок продуктов питания не допускает производственной базы для ремонта автотранспорта в непосредственной близости от складских помещений с провиантом. Этот факт и лёг во главу угла при принятии решения о закупке транспорта с расширенной гарантией и сервисным контрактом от официального дилера. На первый взгляд, слишком уж смелое решение в эпоху экономичной философии автобизнеса.

Пока автомобиль новый у него и так действует гарантия на все узлы и агрегаты, зачем переплачивать? Однако если не ограничиться трёхлетним «лизинговым» периодом эксплуатации, покрываемым к тому же полным страхованием всего и вся, обнаруживаются интересные выводы.

Рабочее место – строго и стильно, на оптимально сгруппированной комбинации приборов, которая хорошо читается и состоит из двух больших и четырёх маленьких классических стрелочных приборов, в самом центре уделено основное внимание контрольным лампам Рабочее место – строго и стильно, на оптимально сгруппированной комбинации приборов, которая хорошо читается и состоит из двух больших и четырёх маленьких классических стрелочных приборов, в самом центре уделено основное внимание контрольным лампам

В деле политики сервисных контрактов надо идти до конца, и в компании «Лента» это правильно понимают. Автохозяйства распределительных центров не имеют ничего, кроме самих машин, территории РЦ и нескольких компактных административных помещений. Никаких ремзон, складов запчастей, моек и шиномонтажей! А теперь представьте объём экономии, если исключить затраты на содержание всей этой инфраструктуры, включая аренду, коммунальные платежи и минимальный персонал. Автопредприятия, имеющие «по наследству» производственные базы, при определённом уровне и умении руководства организовать работу, частично отбивают эти деньги, обслуживая на своей базе сторонний автотранспорт.

На практике в большинстве случаев российские эксплуатанты грузовиков живут «серединка на половинку»: простые работы по машине выполняют самостоятельно, арендуя или имея в собственности площади, не всегда даже для этого пригодные на 100%, но для серьёзного вмешательства всё равно отправляют технику в автосервис по предварительно заключённому договору.

Блок клавиш центральной консоли Дверная карта Спальное место очень уютное

Заключение честного и прозрачного сервисного контракта позволяет спланировать затраты и отнести их на себестоимость, языком практика для инженера автопредприятия это становится понятным на следующих примерах. Крестовины карданного вала MAN TGS 18. 400 4x2 BLS выхаживают до замены 350 000–400 000 км. Самостоятельная замена их из-за ряда прецизионных допусков позволяет в дальнейшем отработать ещё около 150 000 км. Сервисный контракт MAN предусматривает в этом случае просто замену карданного вала в сборе, естественно, на новый и оригинальный. Из-за географии маршрутов «Ленты», многие из которых проходят через сильно загруженный московский трафик, срок службы дисков сцепления составляет примерно 350 000 км против 500 000 км для более мягких режимов эксплуатации, опять же в рамках контракта предусмотрена замена сцепления в сборе, а не только диска – явно выгоднее.

Не стоит забывать и том, что как бы ни был хорош собой автомобиль, он всегда имеет слабые места. Так, среднестатистический MAN TGS периодически требует повышенного внимания к электропроводке, расположенной в передней части автомобиля, но в нашем контрактном случае это исключительно головная боль производителя и сервисного центра, а никак не эксплуатанта.

Открыв капот, водитель сможет долить моторное масло, антифриз и жидкость стеклоомывателя, их уровень контролируется бортовой электроникой. Для доступа к масляному щупу придётся поднимать кабину Поднять кабину придётся и для доступа к воздушному фильтру

Топливные вопросы

Для перевозки стандартных грузов по равнине мощности 400-сильного двигателя вполне достаточно. Тягачи, базирующиеся на подмосковной базе, заправляются по безналичному расчёту на проверенных сетевых АЗС. Топливного бака в 680 л достаточно для их сценария эксплуатации, чтобы не прибегать к услугам сомнительных заправок. Досрочного ремонта пока топливная аппаратура не требовала, есть случаи, когда ремонт не требовался и при пробеге 950 000 км.

Техническая характеристика автомобиля MAN TGS 18. 400 4x2 BLS
Полная масса, кг 18 000
Полная масса автопоезда, кг 40 000
Подвеска: передняя/задняя Параболические рессоры/ пневматическая
Двигатель:
  • тип
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
MAN D2066LF41
Дизельный (Euro 5)
400
1000 при 1000–1400 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперед/ назад
Автоматизированная, MAN TipMatic 12 26 DD
12/2
Передаточное число моста 2,85
Шины 315/70 R22,5
Тормозная система Пневматическая, электронно-управляемая, дисковые тормозные механизмы на всех осях
Вместимость топливного бака, л 680
Колёсная формула 4х2

Особенности синего ультрамарина

Теперь кратко коснёмся оборудования тягачей, которые выбрало руководство компании «Лента» для своих внутренних корпоративных задач.

Дизайн экстерьера MAN TGS 18.400 4x2 BLS вызывает уважение – сочетание благородной классики и современного дизайна в сдержанных, выверенных линиях. Кабина фирменного цвета «синий ультрамарин» у нашего TGS – LX с высокой крышей, шириной 2240 мм и длиной 2280 мм, оснащена кондиционером и электрорегулируемыми зеркалами заднего вида с подогревом, электростеклоподъёмниками, тонированным многослойным ветровым стеклом. Она выбрана оптимально: это не самая «крутая» из кабин в магистральном семействе MAN, с моторным тоннелем, но для среднего плеча и одного водителя вполне самодостаточна. Не забыли здесь про потолочный люк, плотные шторки с направляющими, противоусталостное освещение и головной свет с ксеноновыми лампами.

Общая тенденция – интерьер под стать экстерьеру, хоть и немного консервативен. На рабочем месте – комбинация приборов хорошо читается и состоит из двух больших и четырёх маленьких классических стрелочных приборов, в самом центре уделено основное внимание контрольным лампам, а дисплей бортового компьютера скромно притаился, чтобы не мешать сосредоточиться на дороге, экранное поле «контролек» серого цвета, пока не потребует ситуация.

Ниппель внешнего колеса задней оси теперь выведен наружу при помощи удлинителя и снабжён датчиком давления – удобно!
Ниппель внешнего колеса задней оси теперь выведен наружу при помощи удлинителя и снабжён датчиком давления – удобно!
Ниппель внешнего колеса задней оси теперь выведен наружу при помощи удлинителя и снабжён датчиком давления – удобно!

Силовая установка состоит из двигателя MAN D2066LF41 мощностью 400 л.с. и 12-ступенчатой автоматизированной КП MAN TipMatic 12 26 DD.

Передний мост MAN TGS 18.400 4x2 BLS на параболических рессорах грузоподъёмностью 7,5 т оснащён стабилизатором поперечной устойчивости, задний ведущий мост с гипоидной главной передачей, передаточным отношением 2,85 установлен на пневмоподвеске системы ECAS, его грузоподъёмность – 13 т (технически допустимая). Тягач оснащён электронной тормозной системой MAN BrakeMatic. Седельно-сцепное устройство JOST JSK 37 С с интегрированной смазкой. Для обеспечения возможности длительного движения без дозаправки предусмотрен алюминиевый топливный бак объёмом 680 л и бак для реагента AdBlue на 75 л.

Вот таким мне запомнился «ультрамариновый» синий MAN TGS компании «Лента» – стильный магистральный тягач, оптимально подобранный для истории одного перевозчика: с мощным мотором, автоматизированной КП, дисковыми тормозами, удобным «спальником» и отличным головным светом.

Всё, что нужно водителю, сгруппировано на раме в одном месте Головная оптика получила ксеноновую версию
Комментировать ... >>
Loading...