Опубликовано: ГП 04-2009
От мастеров из Нижнего

Конверсии масштабных моделей спецтехники изготовленные в Нижнем Новгороде

Александр Трохачёв, фото автора

В коллекциях автомобильных миниатюр советского периода коммерческих машин было негусто. Но интерес к этому направлению стендового моделизма оказался настолько высоким, что в полной мере он не удовлетворен до сих пор. Рынок жаждет насыщения, и открытые бреши в тематике успешно закрывают мастера ручной сборки. Сегодня поговорим о грузовиках и спецтехнике, изготовленной в масштабе 1:43 в Нижнем Новгороде.

Кто начинал собирать модели-копии советских грузовых автомобилей при Брежневе, в 1970-е годы, помнит: особого выбора тогда не было. Каждую новинку воспринимали на «ура». Но вот беда: среди массы копий советских грузовиков не было автокранов, пожарных лестниц, мусоровозов, бензовозов, коммунальных машин и прочей спецтехники.

Чтобы получить ЗИЛ-133ГЯ минского мастера Ивана Ососа, в 90-е годы мне пришлось отдать за работу дюжину заводских моделей ЗИЛ-130В1 и самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555. В свое время за длиннобазный ЗИЛ-133В1 с высокими бортами работы Александра Быковского я без сожаления выложил десяток каменец-подольских ЗИЛов. Трехосный МАЗ-516 в эквиваленте потянул на энное количество костромских МАЗов, и такие примеры можно перечислять до бесконечности. А были еще полистирольные МЗКТ Юрия Сиротко с работающей ходовой частью, ГАЗ-51 с точеной кабиной Леонида Артёменко, МАЗ-200 и МАЗ-205 с открывающимися дверями и автобусы на шасси АМО-Ф-15 Адама Жуковского и многое другое.

[b]Автомобиль лесного пожаротушения АЛП-1,6-10 (66)[/b] модели ПМ-221А на базе ГАЗ-66 производства апшеронского «Лессельмаша». Похожие копии делают фирма «Компаньон» и мастерская «Уральский сокол»
Автомобиль лесного пожаротушения АЛП-1,6-10 (66) модели ПМ-221А на базе ГАЗ-66 производства апшеронского «Лессельмаша». Похожие копии делают фирма «Компаньон» и мастерская «Уральский сокол»
[b]Спецмашина ЛУВР-500ВР «Лавина-Ураган»[/b] на шасси «Урал-632302-10» служит для разгона несанкционированных демонстраций и наведения конституционного порядка

Изготовители стендовых автомобилей, в том числе из Нижнего Новгорода, по понятным причинам не хотят «светиться» и даже не маркируют свои шедевры. Догадаться о том, чья работа перед вами, можно по стилю и технике изготовления конкретной масштабной копии, и это в полной мере относится к предмету нашего обзора.

Уменьшенная в 43 раза [b]пожарная автоцистерна АЦ-30 (543)[/b] на шасси МАЗ-543 пожарной части № 24 г. Ярославля представляет собой конверсию заводской «сороконожки», выпускаемой в Казани
Сложная, но удачно выполненная копия [b]АДКПС-50/10[/b] – агрегата доставки и приготовления смеси для заливки буровых скважин на платформе КамАЗ-4310 повторяет окраску реальной машины

Одни из первых воспроизведенных в 43-м масштабе грузовиков советского периода, за которые взялись нижегородцы, были знаменитые «полуторки»: ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ. Некоторые из них до развала СССР выпускали в Ленинграде, но их качество оставляло желать лучшего. Отсутствие подвески и ходовой, примитивные детали грубой обработки здорово проигрывали на фоне лощеных машин западного производства. Вылизанных до мелочей копий не было и в обозримой перспективе не предвиделось. И кому как не жителям Нижнего Новгорода было взяться за дело. Вскоре к «полуторкам» добавились «Уралы», КамАЗы, ЗИЛы, на шасси которых появилось великое множество надстроек.

[b]Калтюбинговая установка «Фидмаш М1002»[/b] для сгибания труб и доставки их в скважину точно воспроизведена на платформе полноприводного шасси КамАЗ-4310 казанского ПО «Элекон»
[b]Лесопожарный модуль АЦЛ-20 (137) ПК-1[/b] с цистерной объемом 6300 л на базе ЗИЛ-137 (137Б) производит Черниговский завод спецавтотранспорта, а миниатюру в масштабе 1:43 – нижегородские мастера

О том, как и какие модели грузовиков выбирают для копирования, мне рассказал один из мастеров ручной работы. Оказывается, прототипом копии в масштабе 1:43 может послужить практически любой автомобиль, на который есть достаточный объем информации: чертежи, фотографии, описание. В некоторых случаях применяется обмер настоящих машин и составление виртуального аналога, составляется перечень деталей, подбирается исходный материал, и только затем начинается работа над созданием миниатюры.

Миниатюрный [b]агрегат-смеситель АС-4[/b] – полностью ручная работа. От промышленного КамАЗа в 43-м масштабе осталось только шасси

Изготовление одного экземпляра мини-грузовика занимает не менее недели, независимо от того, что доминирует в конструкции – смола, полистирол или паяный металл. Все детали мастер изготовляет самостоятельно, не ищет легких путей при подборе подходящих колес, топливных баков и других элементов. Основной материал для производства – эпоксидная смола. Число деталей на каждой модели разное, и больше всего (до 100-120) их на автовышках и раздвижных лестницах. Самые трудоемкие в ручной работе – детали, подлежащие пайке, но без них создать приличную копию невозможно.

Копия [b]ААТС-5-40/100[/b] торжокского ОАО «Пожтехника». Миниатюрный автомобиль аэродромного технического обслуживания выглядит совсем как полноразмерный прототип
К созданию данного экземпляра спецавтомобиля мастеров побудила [b]передвижная буровая установка ПБУ-2Д[/b] производства «Геомаш»

Чем сложнее модель, тем выше у мастера интерес к реализации возможностей по ее копированию. Даже донорские агрегаты от заводских машин используются далеко не всегда. Например, от украинских КрАЗов в М1:43 некоторые моделисты используют только шасси, а кабины отливают заново. То же самое справедливо в отношении КамАЗов и ЗИЛов. Наряду с пожарными, военными, сельскохозяйственными образцами техники мастера из Нижнего охотно берутся за машины МЧС, нефтяных и строительных компаний, технику аэродромного обслуживания и т. д. Принимают и индивидуальные заказы, при этом стоимость работ оценивается в размере от 5000 руб. за копию.

Копия [b]автомобиля аэродромного обслуживания для размораживания крыльев самолета[/b] Завода гражданской авиации на шасси «Урал-43203-111-41»
Настоящий [b]автомобиль порошкового тушения АП-5000-40[/b], как и базовое шасси «Урал-4320-1912-40», рождается в г. Миассе Челябинской области. Но его изготовитель – не УралАЗ, а предприятие «Уралпожтехника». Цена копии – 6300 руб.

Каждый грузовик мастера не тиражируют и предпочитают выпускать не более одного-двух экземпляров. В принципе модель может повторяться, но версия по окраске и исполнению – нет. А всего в ассортименте уже более 100 моделей. Пока в линейке масштабных копий не изобилуют МАЗы, зато есть много грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, МЗКТ, КамАЗ, «Урал», IVECO-УралАЗ. С 2009 года особое место частные мастерские Нижнего Новгорода уделяют спецтехнике на базе ГАЗ-66, ГАЗ-69 и моделей Ульяновского автозавода. Это касается аэродромно-посадочного трапа АПТ-6 на платформе УАЗ-452Д, погрузочного транспортера АПТ-3 на базе ГАЗ-69 и других машин.

Агрегат ремонта буровых скважин на закорках «АМУР-531320» (аналог ЗИЛ-131H) порадует того, кто знает толк в коллекционном эксклюзиве

С 2010 года нижегородцы освоили каротажный подъемник ПКС-5 ГВС на шасси «Урала», самодвижущуюся платформу обслуживания «Геофизика» на базе КамАЗ-4310, буровую установку «Огонёк» на платформе УАЗ-452Д. Коллекционеры получили возможность пополнить свои автопарки копиями распрыскивателя удобрений «Сибирь» на базе УАЗ-452Д, трехосной «буханки» УАЗ «Медея», установки залпового огня «Град-11-73» на шасси ГАЗ-63, аэродромного посадочного осветителя на базе УАЗ-452Д. И это только начало нового сезона. Сколько будет новинок образца 2010 года, даже сами умельцы не знают. История рукодельных грузовиков нижегородских мастеров продолжается.

Модель [b]буровой установки БГМ-1[/b] алапаевского завода «Стройдормаш» автор создавал по чертежам и фотографиям «взрослого» образца
«Шишига» послужила готовой платформой для копирования [b]УГБ-1ВС – установки гидрогеологического бурения[/b]
Комментировать ... >>
Loading...