Опубликовано: ГП 04-2011
В дальнобой уходит лайнер

Автобус Higer KLQ6885Q (LKLR1DSB1)

Андрей Филиппов, фото автора
Производитель: Higer Bus Company Limited (Китай)
Модель: KLQ6885Q (LKLR1DSB1)
Начало продаж: 2010 г.
Цена: 3 090 000 руб.

Белоснежный лайнер припаркован у тротуара. В неестественно чистых для девяти часов вечера бортах отражаются фонари. Производится посадка на чартерный рейс Москва – Минск. Единственное, что немного смущает всех пассажиров, – это марка автобуса Higer. Эх, нет у нас еще 100% доверия к продукции из Поднебесной, а выходит, зря. Лайнер не сломался и не заморозил нас, в общем, не разочаровал. Даже позволил своим путешественникам выспаться в пути. Более того, проехав на нём пассажиром, я заинтересовался его перспективами на нашем рынке.

Крепкий середнячок

Автобус спроектирован по классической схеме практически во всём. Две автоматические одностворчатые прислонно-сдвижные двери: 1-я – в переднем свесе, 2-я – в базе. Кресла на подиумах. Ступенчатый пол в кормовой части. Индивидуальные блоки освещения и вентиляции в полках. Но…

Наиболее удобной для входа и выхода стоит признать первую дверь с тремя ступеньками, разделёнными площадкой. Лестница из двух ступеней высотой 330 и 310 мм у второй двери больше похожа на трап. Это же касается и ширины проёма – он у/же на 130 мм из-за площадки для ног пассажиров. Но для меня площадка важнее, так как еду я гораздо дольше, чем вхожу в автобус.

Надписи «Еxit» подсвечиваются
Стекло двери без обогрева

При заказе билетов будьте внимательнее, так как по старой доброй традиции не все кресла одинаково удобны. Лучшие места у дверей и сразу за водителем. Здесь можно получить от 300 до 330 мм для ног (что даже больше, чем положено по нормативам) и к тому же никто не ляжет перед вами «баюшки». У остальных же кресел это расстояние 250–260 мм и уменьшается до 200 мм при откинутой спинке впереди стоящего кресла. Как говорится, почувствуйте разницу.

Зато стоит признать несомненным преимуществом возможность сдвинуть внутренние кресла в проход. Причём каждое кресло смещается на 70 мм, что для автобуса такого класса очень неплохо.

Салон довольно стандартен Примитивно, но действенно Выдохните…

Стоит отметить и тот факт, что автобусы изначально имеют подготовку к подключению монитора видеосистемы над лобовым стеклом, причем зацепить откинутый экран головой можно только подпрыгнув. Ну и, конечно, камера для наблюдения за 2-й дверью.

На ходу автобус не раздражает поскрипыванием панелей. В нём не слышно дребезжания отдельных элементов отделки. Несмотря на переднюю пневморессорную подвеску Higer комфортен и не спешит поведать пассажирам о том, что асфальт на трассе «никакой». А в тёмное время суток синеватый ночной свет не режет глаза и позволяет прекрасно ориентироваться в салоне. Мелочь, а приятно.

В форменной куртке…

За рулем я для себя никаких открытий не сделал. Равно как и не испытал горьких разочарований. Неплохая машина, удобная и в меру простая.

Первое, на что обращаешь внимание, сев на водительское кресло, так это на компактность. В комбинации приборов сгруппированы семь аналоговых приборов и ни один из них не перекрывается баранкой. Множество клавиш не растекаются по панели изящным, но неудобным потоком, а располагаются блоками под рукой водителя. Не понравилось только, что нет отсеков для мелочей и лотка для бумаг. Похоже, как и в Higer KLQ6891GA, ящик-аптечка – лучшее пристанище для подобных предметов. Благо расположена под рукой.

Шторка без сетчатых вставок
Руль регулируется только по горизонтали

В движении эмоций добавилось. Во время поездки в Минск водитель только в случае крайней необходимости переходил на V передачу, причем процесс этот чем-то напоминал работу с рычагом в стареньких «лазиках». Я было настроился, что и на тестовой машине будут огромные ходы и невнятное переключение, но… Ничего подобного. Рычаг, несмотря на свои размеры, ходит четко, и передачи включаются те, что надо. Более того, передаточные числа таковы, что на порожней машине можно работать по схеме II–IV–VI, минуя остальные ступени.

Зато не понравилась педаль сцепления. Расположена она так, что при нормальной посадке, когда все остальные органы управления именно там, где надо, для её выжима необходимо совершить цикл манипуляций. Очень неудобно. Скажу больше, когда за руль сел представитель «Русбизнесавто» Вадим Целиков, ему при двухметровом росте пришлось ещё и левое колено в сторону отводить, чтобы поставить ногу на педаль, иначе оно упиралось в руль. Остается надеяться, что это просто неправильная регулировка конкретного экземпляра, в противном случае нареканий не избежать.

Все, что ли?.. Да нет ещё… А так в камеру видно только ботинки

Немного озадачила «бойница» (по-другому не назовешь) – левое окно. Нет, для вытяжки сигаретного дыма или путевой лист кому предъявить – самое то. А вот для контроля за дорожной ситуацией как-то не очень. Например, чтобы увидеть, что там слева при выезде на полосу разгона, приходится смотреть уже в пассажирское окно – не то чтобы неудобно, но как-то не так.

Зато порадовали камеры наблюдения. Из-за того, что линзы имеют большую кривизну и достаточно сильно удаляют предметы, глазок в корме приходится как нельзя кстати.

Дорогу машина держит хорошо как на малых, так и на больших скоростях под «сотню», что для достаточно короткого автобуса очень неплохо. Маневренность тоже на должном уровне, так что в городе не почувствуешь себя ущемлённым. В общем хороший автобус, особенно за такие деньги.

Багажные отсеки 3м[sup]3[/sup] Аккумуляторы в заднем свесе

Владимир Семёнов, специалист отдела продаж Higer компании «Русбизнесавто»:

«Higer 6885 поставляют к нам уже более 5 лет, это самая популярная модель в линейке. Секрет такой популярности прост – этот средний по классу автобус способен решать несколько разносторонних бизнес-задач: работа на маршрутах, заказные перевозки, экскурсии и доставка сотрудников.

Перевозчики хвалят надежный экономичный двигатель Cummins, некоторые автобусы уже прошли более 1 000 000 км, богатую комплектацию (кондиционер, тонированные стеклопакеты, возможность установки мониторов и DVD), эргономичность рабочего места водителя. Ну и, конечно, соотношение цена/ качество явно на стороне Higer 6885. Благодаря тому, что автобус быстро окупается, на него достаточно устойчивый спрос. Далеко ходить не надо, крупные областные перевозчики «Мострансавто», «Автотрэвэл» и др. активно эксплуатируют автобусы Higer, а есть такие, которые планомерно меняют свой автопарк на технику Higer. В провальном 2009-м продана 231 машина, в 2010 – уже 260, из них доля Higer 6885 составляет 30% в 2009-м и 40% в 2010-м соответственно, так что рост реализации автобусов этой модели в 2011-м году вполне реалистичен.

…и спецовках

Подготовка «китайцев» к нашей эксплуатации всегда была больной темой. И тем приятнее видеть списки проведенных доработок для российского рынка. Всё перечислять не буду, но остановлюсь на некоторых моментах.

Первое – безопасность. Противопожарная система на автобусах Higer теперь устанавливается не только у двигателя, но и в отсеке с автономным отопителем.

Второе – защита от дорожных коллизий. Моторный отсек снизу прикрыт отнюдь не бутафорской защитой, до которой от земли 310 мм. На тестовой машине были прекрасно видны следы контакта этой защиты с чем-то очень твёрдым, а двигателю ничего. В передней части автобуса появился кран подкачки. Бачок омывателя с вечно норовящей превратиться в кусок льда «незамерзайкой» – в отдельном отсеке. Причем несмотря на его немаленькую вместимость 5 л, там осталось достаточно места для ящика с инструментом.

Большие красные лейки – система пожаротушения

А вот для буксировки вперёд (в случае чего) автобус совсем не предназначен. Проушина, скрытая за пластиковой «мордашкой», расположена так, что буксирная штанга начнет крошить бампер ещё на стадии подсоединения. Сейчас прорабатывается вопрос о переносе проушины, а пока если тащить, то только назад – в корме проушина стоит грамотно.

Не понравились и длинные ремни, опоясывающие двигатель, – до обрыва дело лучше не доводить, неровен час придется ремонтировать и то, что они свернут при скручивании. Зато система охлаждения двигателя сменила принудительный вентилятор на вентилятор с муфтой включения.

Нет вопросов и к днищу автобуса. Всё достаточно аккуратно. Ничего не торчит и не болтается. Провода уложены в пластиковые гофры и подвязаны хомутами. Даже разъёмы сделаны аккуратно, что приятно удивляет.

Сзади обошлись только пневматикой Добраться до ресивера нелегко

Ход конём

Higer KLQ6885Q. Наверное, этот автобус наиболее полно соответствует термину «рабочая лошадка». Двигателей на выбор два. Первый ISBe220 30 с меньшим объёмом – 5880 cм3, но более мощный – 220 л.с., при 2100 оборотах в минуту. Второй – как на тестовой машине. Естественно, на них стоят различные ТНВД и турбокомпрессоры. Коробок передач тоже две – 5- и 6-ступенчатая, последняя компании FAW Harbin Gearbox.

В «6885» нет футуристических изгибов крыши. Он не выделяется из потока оригинальной передней маской. Ему не смотрят вслед прохожие. Он просто перевозит людей, обеспечивая им должный комфорт. Главное, четко запомнить, что мягкие кресла и кондиционер – это не повод для работы на маршрутах с плечом свыше 300 км. Именно в этом промежутке лежит сфера его деятельности. По крайней мере, в конкретной комплектации.

Хотите ездить дальше, пожалуйста! Берите версию с уменьшенным количеством мест (до 29), и можно выходить на маршруты под 500 км. В таком салоне по левому борту становится на один ряд кресел меньше, а по правому – сразу на два. Вот там точно раздолье для ног.

Техническая характеристика автобуса Higer KLQ6885Q (LKLR1DSB1)
Полная масса, кг 12 200
Снаряжённая масса, кг 9200
Пассажировместимость общая/ в том числе сидящих, чел. 35/ 35
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю ось, кг 3220/ 8980
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
ISDE 210 30, турбодизель I-6
6690
210 при 2500 мин-1
800 при 1200–1700 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
FAW Harbin Gearbox, CA6-85, механическая
6/ 1
Сцепление Однодисковое, сухое
Подвеска Передняя – зависимая пневморессорная
Задняя – пневматическая с амортизаторами и стабилизаторами
Тормозная система Пневматическая с ABS
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 8,5
Вместимость топливного бака, л 2х110

Зато для тех, кому главное – деньги, есть и «жестокий» эконом-класс – Higer KLQ6840. В автобусе длиной 8388 мм размещено 31 место. Комментарии, по-моему, излишни – их владелец услышит от пассажиров…

Тем же, кто пока в раздумье, стоит знать, что компания «Русбизнесавто», как и с другими автобусами, сейчас проводит «доработку по месту». Основное, следующее поколение «6885» будет на полметра длиннее. А значит, и упоминавшаяся проблема с малым шагом кресел канет в Лету, не уменьшая при этом общей пассажировместимости. Из того, что уже осуществлено, отмечу замену футурочных мостов на шпилечные, установку дополнительной шумоизоляции двигателя, применение клапанов и системы ABS Wabco.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию