Опубликовано: ГП 03-2011
МАЗ-205
Трио на пьедесталах

Автомобили-памятники перед минским автозаводом

Андрей Филиппов, фото автора

Практика устанавливать технику на постаменте перед проходной не нова. Она прижилась не только на заводах, но и на многих автотранспортных предприятиях. Разница, пожалуй, лишь в том, что некоторые, закатив машину на бетонную глыбу, забывают о ней навсегда, а другие продолжают поддерживать в ней жизнь. Завод МАЗ, к счастью, относится к последним.

Первым автомобилем-памятником на Минском автомобильном заводе стал капотный самосвал МАЗ-205. При снаряженной массе 6700 кг и 4,65-литровом двигателе мощностью 110 л.с. он мог перевозить всего 6000 кг по асфальту и 5000 кг по грунту. «205-й» был на конвейере с 1 ноября 1947 по 1965 г., а общий выпуск составил около 150 000 автомобилей. Поэтому вполне понятно, что в 1969 г., к 25-летию завода, на его территории появился постамент с ярко-оранжевым самосвалом. Простоял он там 20 лет, пока в 1989 году постамент не перенесли к центральной проходной завода, где МАЗ-205 красуется и по сей день.

Но 4 июля 2010 г. «205-й» перестал быть единственным стражем проходной, ему «в помощь» на вновь созданный пъедестал был водружен МАЗ-650119. Он призван символизировать нынешние достижения завода – 20 000 кг грузоподъёмности, двигатель MB мощностью 435 л.с., возможность трёхсторонней разгрузки и кабина нового поколения модели 6501. Сходство автомобилей только в одном – в цвете.

МАЗ-650119

А 10 сентября 2010 г. великолепный дуэт превратился в трио. Третьим, но не лишним, стал МАЗ-2000 «Перестройка». Начали разрабатывать его в 1985 г., автомобиль представлял собой модульную конструкцию с активным приводом звеньев. Разработчики получили целый ряд авторских свидетельств на своё творение. В 1988 г. МАЗ-2000 «Перестройка» демонстрировали на Парижском автосалоне, где он не остался незамеченным. После такого дебюта был создан второй экземпляр «Перестройки», проведена адаптация к реальным условиям эксплуатации, построен новый цех, а в дальнейшем планировалось поставить МАЗ-2000 на конвейер и к 1992 г. выпустить 1000 модульных поездов. Но увы… Развалился СССР, и перспективная модель в мгновенье ока превратилась в бесполезный прожект. Последний раз официально этого красавца показывали публике в 1995 году, после чего, казалось, он навсегда затерялся на задворках завода.

МАЗ-2000 «Перестройка»

Однако у нового руководства оказались несколько иные планы. Пусть не удалось спасти ту, первую машину – «звезду» Парижа, но второй экземпляр теперь прочно занял свое место перед заводом МАЗ.

А ведь можем, если захотим. И создавать шедевры, и сохранять их для потомков…

Комментировать ... >>