![](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/00f.jpg)
Масштабные копии автомобилей «Ярославского автозавода» работы Владимира Волчанецкого
Лет пятнадцать назад, собирая информацию для обзорного материала о технологиях, применяемых мастерами при изготовлении масштабных моделей автомобилей, я упомянул о Владимире Волчанецком. Доверившись, как мне тогда казалось, очень авторитетному источнику, я отправил одного из лучших создателей копий автомобилей «Ярославского автозавода» на постоянное место жительства в США. Коллеги подняли меня на смех. Получив хороший урок, я дал себе слово реабилитироваться. Сегодня я исправляю свою ошибку.
Детское увлечение
Появившись на свет в семье заслуженного шахтёра, детские и юношеские годы Владимир Волчанецкий провёл в суровом краю Коми АССР. Как только на прилавках игрушечных галантерейных магазинов появились в продаже масштабные модели автомобилей, он сразу же ими заинтересовался. Так начала формироваться его собственная коллекция, пополнявшаяся исключительно один или два раза в год, когда семья посещала московские и ленинградские универмаги, будучи проездом из отпуска или в отпуск.
После окончания школы Владимир некоторое время учился в Челябинском высшем командном училище, но военный из него не получился. Однако долг Родине он всё же отдал, отслужив два года в Дальневосточном военном округе. Вернувшись домой, Владимир работал водителем, и вскоре вместе с семьёй переехал в город Запорожье на Украине. Здесь он устроился водителем-испытателем на завод «Коммунар» (где создавались автомобили «ЗАЗ» или «Запорожец»).
![Газогенераторный ЯГ-6](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/01.jpg)
![Я-5 Катафалк](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/02.jpg)
В конце 1970-х – начале 1980-х годов в Запорожье с масштабными моделями на прилавках магазинов оказалось гораздо лучше, чем в Коми, поэтому Владимир с удовольствием продолжил формировать свою коллекцию масштабных моделей автомобилей. В Запорожье молодой человек нашёл своих коллег по увлечению. Посещение клуба позволило ему узнать много нового и получить возможность приобретать для своей коллекции продукцию, не только выпущенную в СССР, но и модели автомобилей, созданных в Великобритании (Matchbox), Франции (Solido), Италии (продукция RIO) и др.
![Автолестница на шасси ЯГ-10](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/03.jpg)
Удачная попытка
К началу 1990-х годов Владимир стал завсегдатаем клубов Запорожья, Киева и Москвы, у него была уже достаточно большая коллекция. Однако ему и этого было мало. Поэтому, будучи рукастым молодым человеком, он начал пробовать свои силы в создании конверсий, изготовляя из стандартных моделей другие модификации автомобилей, попутно осваивая принципы работы с различными материалами.
Копия грузового фургона УАЗ-452, сделанная из пассажирской модели, выпущенной в Саратове, получилась у него хорошо. Очень выгодно смотрелись автобусы, санитарные и другие специальные автомобили на базе модели АМО-Ф-15, производимой к тому моменту в Казани (см. «Первый советский и его копии» и «АМО Ф-15. Серийная миниатюра»). Именно после этих робких попыток, набив руку и накопив опыт, Владимир Волчанецкий решил приступить к созданию масштабной модели автомобиля абсолютно с нуля.
![ЯАЗ-205](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/04.jpg)
![ЯГ-7](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/05.jpg)
Модель с нуля
В качестве прототипа своей первой модели Владимир выбрал один из красивейших и редких автомобилей – «Л-1», или «Красный путиловец». До него ещё никто не воссоздавал эту машину в масштабе 1:43. Собрав необходимую информацию в различных печатных изданиях, начертив чертежи будущей модели, он приступил к её изготовлению.
Основным материалом для копирования кузова стала листовая латунь. Там же, где кузову необходимо было придать криволинейные очертания, применялась эпоксидная шпатлёвка. Уже тогда Владимир решил создавать двери будущих моделей в виде отдельных деталей, несмотря на то, что они не открывались, увеличивалась трудоёмкость их производства. Тем не менее от их наличия модель только выигрывала – становилась более «живой» и правдоподобной.
Когда в конце 1980-х годов Владимир Волчанецкий привёз законченную модель «Л-1» на суд своих коллег в киевский клуб коллекционеров, многие оценили качество и проработку всех элементов очень высоко. Сразу поступило несколько предложений о продаже, но Владимира этот вопрос тогда не интересовал, его увлёк творческий процесс. Так начал формироваться один из известных мастеров масштабных моделей.
![ЯГ-10 с гусеничным движителем](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/06.jpg)
![Дорожная уборочная машина Я-5](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/07.jpg)
Мастерство и интуиция
За несколько последующих лет появились копии автомобилей ГАЗ-М1, ГАЗ-М-415, ЗИМ-12, ЗИС-110, ЗИС-101 и другие. Что интересно, ЗИМ-12 Владимир уже создавал ранее не как копию автомобиля, а как мастер-модель по заказу одного из коллег, планирующего снять с неё форму и выпустить небольшой тираж. И когда спустя 20 лет эту мастер-модель сравнили с современной копией ЗИМ-12, выпущенной по заказу компании DIP и считающейся одной из лучших, оказалось, что Волчанецкий очень точно попал и в размер, и в пропорции. И это несмотря на то, что копия DIP создавалась с помощью самых современных методов копирования, а Владимир был вооружён только не очень подробной технической документацией, собственным глазомером и интуицией.
Кузова моделей легковых автомобилей Владимир изготовлял из листовой латуни, а окончательную их форму доводил с помощью шпатлёвки. Вся фурнитура масштабных моделей: ручки дверей, рычаги переключения передач, радиаторы (особенно трудоёмкие элементы), поручни и другое детали изготовлялись из проволоки. Набив руку на конверсиях и изготовлении копий легковых автомобилей СССР, Волчанецкий решил расти дальше, попробовать свои силы в изготовлении более сложных моделей и приступил к созданию копии автобуса ЗИС-127 с нуля.
![Пожарная автоцистерна Я3](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/08.jpg)
![Пожарная линейка Я3](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/13.jpg)
Применяя те же технологии, но при копировании кузова автобуса, Владимир не стал склеивать между собой отдельные его части, как делал ранее, а спаял их между собой. Собранная копия кузова со множеством мелких деталей (молдингами, изготовленными вручную, а не с помощью фототравления, эмблемами, буквами ЗИС и др.) целиком хромировалась в цехе хромирования деталей для автомобиля ЗАЗ на заводе «Коммунар». Далее с помощью шпатлёвки геометрия кузова доводилась до полного соответствия прототипу, автобус собирался и окрашивался в выбранный цвет синтетическими красками, используемыми для окраски автомобилей ЗАЗ. После высыхания окрашенной модели, с мест, где должен был виден хром, Владимир аккуратно с помощью лезвия снимал краску, в результате получалась очень удачная и правдоподобная копия интересного автобуса с настоящими хромированными элементами.
Масштабную модель ЗИС-127 высоко оценили коллекционеры. Те, у кого она есть в коллекции (а таких людей очень немного), дорожат ею как настоящим произведением искусства. Владимира признали как состоявшегося мастера, и, кстати, именно в этот период его жизни предлагали присоединиться к группе киевский коллег, переезжавших на постоянное место жительство в США. «С твоими руками ты там точно не пропадёшь!» – убеждали его, но он решил остаться на Украине со своими родителями и семьёй. Работая дома, он не остановился на достигнутом, а совершенствовался дальше.
![Я3](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/09.jpg)
![Автоцистерна Я-5](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/10.jpg)
Красная линия
В 1995 году Волчанецкий обратил внимание на то, что на рынке масштабных моделей присутствует крайне мало копий автомобилей, выпускавшихся в СССР на Ярославском автомобильном заводе. И твёрдо решил исправить эту ситуацию, по сути, положив начало делу всей своей жизни, которым занимается до сих пор и продолжает его развивать, – это изготовление масштабных моделей «Яшек» – так ласково Владимир называет автомобили «Я», «ЯГ», «ЯС», автобусы «ЯА», троллейбусы «ЯТБ», производимые в Ярославле с 1925 по 1951 годы.
Используя уже отработанную им сложную и трудоёмкую технологию пайки из жести, Волчанецкий на основе данных, почерпнутых из литературы, чертежей и фотоматериалов, сначала изготовил копию бортового трёхтонного грузовика «Я3». Кабину грузовика спаивал из латуни, двери выполнял отдельными деталями. Раму тоже делал из латуни и имитировал «швеллер» (уголок) прототипа. Рессоры также набирал из отдельных деталей в лесенку. Как у настоящего автомобиля, передние колёса делал поворотными.
![Я-9Д](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/12.jpg)
![Я-5 «Коджу»](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/14.jpg)
Бортовая платформа наборная, каждая её доска выполнена отдельной деталью, и всё это собрано в единый элемент, с имитацией дерева, выполненной с помощью бормашины. В радиатор впаяна мелкая сеточка. Колёсные диски, литые из металла. Резину Владимир закупал в мастерской «Миниклассик», и после разогрева её в кипятке натягивал на диск. «Дворники», руль, педали изготовлял из проволоки. И никакого фототравления. Весь цикл от создания чертежей, изготовления каждой детали (кроме резиновых покрышек), сборки, покраски были выполнены Волчанецким самостоятельно!
Мастер упаковывал свою продукцию в «боксы», поставляемые также из мастерской «Миниклассик». Безусловно, множество коллекционеров Украины захотели поставить к себе на полку столь реалистичную копию, невзирая на достаточно высокую стоимость. В Москве же модели Волчанецкого восприняли не сразу, всё-таки сюда они дошли через руки нескольких посредников, причём цена стала значительно выше, чем отпускная. Тем не менее количество заказов росло лавинообразно.
![ЯГ-6 на электрической тяге](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/15.jpg)
![ЯГ-6 с пескоразбрасывателем](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/11.jpg)
Почти неизменная технология
Владимир не сидел сложа руки. За несколько лет он создал Я3, Я-4, Я-5 «Коджу», Я-8, Я-9Д, ЯГ-4, ЯГ-6, ЯГ-7, ЯГ-10, ЯГ-12, ЯАЗ-200, самосвалы Я-5, ЯC-3, ЯC-4, ЯГ-6 на электрическом ходу, ЯГ-6 пескоразбрасыватель, ЯГ-10 с гусеничными цепями, Я-12Д с полуприцепом, НАМИ-012 и их модификации бортовые, с открытой кабиной, с закрытой кабиной, с открытым кузовом, с тентованным кузовом, фургоны, экскаваторы, краны, бетономешалку, цистерны, пожарные, военные, аварийные, медицинские и другие машины.
Не забыл Владимир и про автобусы. Очень хорошо получились автобусы «АТУЛ» и ЯА-6. А один из изготовленных им троллейбусов – двухэтажный ЯТБ-3 – приобрёл для своей экспозиции один из европейских музеев. Множество его моделей разошлось по коллекциям во всём мире, только в 2002 году около 70 штук отправлено в США.
![ЯА-6](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/16.jpg)
![Автобус «АТУЛ»](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/17.jpg)
Несмотря на множество слухов и домыслов, все свои масштабные модели Владимир Волчанецкий создавал из металла. Правда, со временем в технологию всё же пришлось внести изменения, чтобы сделать готовые модели более доступными по цене, менее хрупкими и способными лучше переносить доставку. Для масштабных моделей экономкласса кабина у некоторых грузовиков теперь отливается из «белого» металла, вместе с передними крыльями одной деталью. Рама моделей изготовляется из толстой латуни и не похожа на «швеллер». Но бортовой кузов отливать из «белого металла» Владимир не стал, так как это увеличивает вес модели, да и очень трудоёмко в обработке.
Ранее модели к подставке «бокса» крепились двумя болтиками, теперь одним, чтобы не создавать лишних отверстий в раме и не портить эстетичный вид масштабной модели. Но все эти изменения не являются догмой. Потому что каждая масштабная модель, созданная Владимиром Волчанецким, – это прежде всего воплощённые в реальность пожелания заказчика. Модель может быть выполнена по любой, освоенной мастером технологии, могут быть воссозданы открывающиеся элементы (двери, борта кузова, различные лючки и др.), размещено дополнительное оборудование (съёмные лопаты, топоры, багры, инструментальные наборы), окрашена в выбранный цвет. Поэтому ни одна масштабная модель Владимира, даже если она копирует один и тот же прототип, не похожа на другую.
![Я-12Д](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/18.jpg)
![ЯАЗ-200](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/19.jpg)
Нежеланная секретность
В среднем в год Владимир изготовляет не более нескольких десятков копий, что красноречиво показывает, насколько это не простой и тяжёлый труд, требующий внимательности, сосредоточенности и большой самоорганизации. Поэтому он не стремится к широкой публичности. Справедливости ради скажем, что ещё совсем недавно связаться с ним было крайне сложно. Дело в том, что Владимир живёт в частном доме, где ему комфортно как отдыхать, так и работать. С появлением мобильного телефона ситуация упростилась, тем не менее информацию о Владимире тщательно скрывают, кому же хочется потерять монополию на право продажи его моделей – ведь это немалая прибыль. Так что Владимир Волчанецкий по-прежнему остаётся глубоко засекреченным автором, вопреки его желаниям.
Сейчас Владимир Волчанецкий всё так же полон идей, любознателен и общителен, правда, в одном его кредо неизменно, он не отсылает модели по почте или курьерскими службами, а предпочитает отдавать их из рук в руки. В ближайших его планах изучение свойств новых красок, появившихся на рынке, это крайне необходимо для улучшения качества окраски создаваемых масштабных моделей. Владимир планирует расширять связи с коллегами, изготовляющими фототравленые детали, дабы с их помощью улучшить деталировку «Яшек» и, конечно, создавать новые интересные масштабные модели. Например, я узнал от него по секрету, что скоро может появиться автобус на шасси Я-3 и автокран на шасси ЯГ-6.
![ЯГ-12](/article/23027-masshtabnye-kopii-avtomobiley-yaroslavskogo-avtozavoda-raboty-vladimira-volchanetskogo-zasekrechenniy-volchanetskiy/Images/20.jpg)