Опубликовано: ГП 07-2012

 

 

Калининградский король
Автобус König Campione 3.45

Производитель: ООО «Кёниг Бус» (Калининград)
Модель: König Campione 3.45 (мод. 622900)
Начало продаж: 2010 г.
Цена: 7 080 000 руб.
Андрей Филиппов, фото автора

Интересной особенностью фестиваля «Мир автобусов» в Коломне является показ какой-нибудь новинки, которая оставляет после себя массу вопросов. В 2011-м это был Viseon C10 («ГП» № 6, 2012 г.), а в этом году – König Campione 3.45. Кто-то вообще не заметил тихой премьеры, кто-то, бегло взглянув, не понял до конца, что же это за автобус, и лишь немногие докопались до сути. Мы же умудрились не только «покопаться» во внутренностях новинки, но и провести тест-драйв неординарной машины.

Своим путём

Для начала проясним ситуацию: этот автобус российского производства собран в Калининграде и даже имеет свой персональный индекс – «модель 6229». Впрочем, на этом «наша» часть его родословной заканчивается. На самом деле это симбиоз шведского автобусного шасси Scania K310 IB4х2NB и кузова бразильской фирмы Comil. Оба элемента в собранном виде приходят в Россию, где и происходит их стыковка. Несерьёзно? Возможно, но это пока, планы на будущее есть, так что без комментариев. Лучше рассмотрим машинку подробнее.

Автобус König (от нем. – король, царь, вождь) Campione 3.45 действительно не очень выделялся. Неброский цвет, классическая формула дверей 1–1–0, сдержанный, хотя и незамыленный дизайн… разве что яркий значок Scania привлекал внимание. Но масса интересных особенностей таилась внутри, так что отметим пару из них.

Три варианта навески технологических люков Распахиваем створку, а там... большой отсек Справа – площадка под компрессор кондиционера

Взять технологические люки – они не подъёмные, а распашные. При всей неожиданности такого решения они позволяют заниматься ремонтом в стеснённых условиях, так как их размеры позволяют слесарю забираться внутрь, и там спокойно ковыряться в моторе – доступ к нему заслуживает оценки «6» по 5-балльной шкале. К тому же сами отсеки можно использовать в качестве инструментальных ящиков.

Или взгляните на замысловатой формы топливный бак, расположенный в переднем свесе, перед осью и хитро вплетённый в элементы передней подвески. И место не теряется, и управляемая ось всегда пригружена. Да что там – левая задняя пневморессора имеет защитный кожух, предохраняющий от жара излучаемого банкой глушителя, машина изначально комплектуется буксировочной балкой.

Можно перечислять и дальше, но нестандартный конструкторский подход прекрасно виден.

Если что – бачок омывателя сразу под замену Добраться до ресиверов будет сложновато Вплетённый в подвеску топливны бак Вытаскивать АКБ не очень удобно

Ширь пассажирская

Первое ощущение при входе в салон: что-то здесь не так. Вроде всё как обычно – кресла в два ряда, полки над головой. И только приглядевшись, понимаешь, а кресла-то шире обычных. Причём, что интересно, это не сказалось на удобстве передвижения по проходу. А всё из-за того, что нет подиумов, осталась лишь небольшая ступенька возле кабины водителя, а сиденья установлены на заниженных подставках. В результате человек, перемещаясь по салону, идёт как бы выше линии спинок и никого не задевает, а сидящий в кресле испытывает почти домашний комфорт. Недаром именно при осмотре этого автобуса представительница PR-службы одной из компаний произнесла: «Что-то и подниматься не хочется, может тут остаться…»

В нижнюю ступеньку встроен отопитель Стекла 1-й двери обогреваемые Пассажирские кресла развитой анатомической формы

А если серьёзно, салон, действительно, подкупает домашними мелочами. Затылок ложится точно на подголовник, спинки кормового ряда, как и все, откидываются на большой угол, полки для ручной клади имеют небольшой, но функциональный буртик. Кроме развитой системы воздуховодов есть четыре вытяжные форточки, 7-кубовый багажный отсек снабжён откидными дугами, препятствующими падению груза.

В остальном весьма неплохой автобус для междугородных перевозок с плечом 200–300 км. Можно было замахнуться и на 400, и даже на 500 км, но останавливает отсутствие туалета и кондиционера в салоне. Кстати, отсутствие последнего при нашем климате – серьёзный прокол.

Главный по штурвалу

Место работы водителя тоже оригинально. Панель приборов, состоящая из набора различных прямоугольников, никак не стыкуется в единое целое с округлым дизайном автобуса. Но это впечатление очень быстро исчезает, едва опускаешься на водительское кресло. Впрочем, я поторопился. Сначала водитель должен протиснуться (по-другому не скажешь) в узкую щель между блоком с рычагом КП и приливом приборной панели. Обычно этой проблемы не существует, так как кресла с таким «придатком» делают поворотными. Но на König Campione 3.45 оно почему-то двигается только вперёд–назад, причём диапазон этого перемещения явно недостаточный. Хотя справедливости ради отмечу, что благодаря регулируемой рулевой колонке я легко нашёл удобное положение.

Индивидуальные блоки с нумерацией мест Окно в кормовой стенке отсутствует Места для ног с запасом даже в полулежащем состоянии

Итак, усевшись за руль, водитель… сразу забывает все нестыковки дизайна. Всё под рукой, всё внятно и логично. А плоские поверхности мало того что не бликуют на солнце, так ещё их проще очистить от пыли. В комбинации приборов четыре циферблата – тахометр и спидометр покрупнее, а указатели топлива и температуры ОЖ помельче. Остальная информация высвечивается на электронном дисплее в центре – давление воздуха в контурах, номер включённой передачи и т. п. мелочи.

Не понравилась форточка в левом окне. Узкая и неудобная. Не то что голова – рука и та проходит с трудом. А еще нерационально используется правая часть приборной панели – места хватает на большой бокс, а его нет.

Из приятных мелочей – два подстаканника на подоконной панели и вместительный карман под ней. Так как за откидной крышкой над головой водителя размещён блок коммутации, штурманская лампа и динамик аудиосистемы приютились в оконной раме – оригинально и функционально. А вот стенка, отделяющая кабину от салона двухсторонняя: с одной стороны – защита водителя, с другой – ограничение угла установки спинки кресла. Но это к слову, на последующих машинах в соответствии с дополнениями к правилам перевозок, её уже не будет.

Но статика – это одно, а вот динамика – совсем другое. Рычаг-джойстик в руку – и вперед!

Каркас багажного отделения предотвращает перемещение груза

Автобус оказался довольно резвым. Что в общем-то и понятно: 310 «коней» и 3 человека в салоне – это явно не те условия, когда можно сетовать на плохую тягу. Впрочем, по ощущениям даже с полной загрузкой König Campione 3.45 не спасует. Разгон очень уверенный, причём не сопровождаемый ни излишним шумом, ни какими-либо вибрациями. А вот процесс переключения передач оставил двоякое впечатление, причём объяснить его причину сложно, так как они вроде и переключаются, а вроде и нет. То ты с лёгкостью попадаешь в нужную ступень, а то ищешь-ищешь её и найти не можешь. Думаю, всё же это стоит списать на слишком короткое знакомство, так как аналогичный джойстик на Scania OmniExpress никаких нареканий не вызвал.

Плавность хода и устойчивость – без нареканий. Поперечные и продольные волны автобус проходит без проблем. Довольно крутые, под 90° повороты тоже «пугливых» эмоций не вызывают. В общем нормальный «междугородник», без лишних вопросов и заморочек.

Признаюсь честно, ожидал, что к такому непривычному симбиозу претензий будет гораздо больше. Автобус понравился. Довольно интересная и адекватная машина. Единственное, что останавливает от 100%-ного положительного отзыва – отсутствие полноценной информации о периодичности проведения ТО, его стоимости и трудоёмкости проведения планового обслуживания.

На руле: круиз-контроль и горный тормоз Перегородка за спиной до потолка Всё, что касается комфорта пассажиров, сгруппировано здесь Форточка? Смотровая щель да и только

Фантом или реальность

Пока автобус существует в единственном экземпляре в вышеописанной комплектации. Но позиция представителей компании «Кёниг Бус» однозначна – под заказ можем собрать автобус и в иной упаковке.

В первую очередь, это, безусловно, двигатель. Нынешняя машина с мотором, соответствующим только экологическим нормам Euro 3, разумеется, бесперспективна. Поэтому под заказ в König Campione 3.45 можно установить ещё два силовых агрегата, но отвечающих уже нормам Euro 4, – это Scania DC9 18 и Scania DC09 101. Оба двигателя, как и нынешний Scania DC9 21, рядные «пятёрки» с одинаковой мощностью и крутящим моментом. Различия в рабочем объёме цилиндров: 8867 cм3 – для DC9 18 и 9290 cм3 – для DC09 101, а также в иных моделях насос-форсунок Bosch и турбокомпрессора Carrett. Ну и конечно, к этим моторам прилагается глушитель со встроенным фильтром твёрдых частиц, либо со встроенной системой нейтрализации отработавших газов EGR или SCR.

Есть и возможность выбора коробки передач: 8-ступенчатые Scania GR 801 и Scania GR 875 или 7-ступенчатая Scania GR 875(R), отличаются своими передаточными числами и приводом управления. Последний может быть представлен в виде привычной «кочерги», либо в виде джойстика, как на тестируемой машине.

Техническая характеристика автобуса König Campione 3.45
Полная масса, кг 17 500
Снаряжённая масса, кг 13 000
Пассажировместимость, чел. 49
Вместимость багажного отсека, м3 7,04
Допустимая нагрузка на 1- / 2-ю оси, кг 7500/10 000
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
Scania DC9 21, турбодизель, I-5, Euro 3
8867
310 при 1900 мин-1
1550 при 1100–1300 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Scania GR 801 ®, механическая
7/ 1
Подвеска Зависимая, пневматическая, с амортизаторами. Передняя – со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная. Тормозные механизмы дисковые
Колесная формула 4х2

Список опционального оборудования для «упаковки» салона вполне стандартен – биотуалет перед 2-й дверью, холодильник и электроводонагреватель-кофеварка, DVD-проигрыватель с мониторами и т. п.

Но это всё предположения. Пока же ситуация довольно проста – собрано всего два автобуса, для покупателей такая машина – «кот в мешке». Несомненно, шведское шасси добавляет уверенности в грядущей покупке, но вот вопрос о том, как поведет себя российская сборка, пока остаётся открытым. Да и не совсем понятна ситуация с сервисным обслуживанием, хотя тот факт, что представители Scania не открещивались от калининградцев, а спокойно беседовали с ними, и, более того, прорабатывают вопрос по поставке очередного шасси, вселяет некую уверенность в будущее проекта. Ведь это пока сборка в Калининграде не несет особых преимуществ, а что будет после вступления России в ВТО, пока непонятно.

Комментировать ... >>