Опубликовано: ГП 01-2014

 

Самосвал для перевозки скальных пород на шасси TGS41.480 с колёсной формулой 10х4 с тремя управляемыми мостами

Униманы Тони Маурера
Специальные автомобили на шасси MAN компании Toni Maurer

Леонид Круглов
Фото автора и компании Toni Maurer

Если надо перевезти полтонны груза, мы берём «Соболь», если надо перевезти 10 т песка, зовём на помощь КАМАЗ. А если надо перевезти трансформатор весом 500 т, тогда мы обратимся в компанию Toni Maurer, чтобы взять специальный балластный или седельный тягач, а то и несколько машин.

Мауреры – Тони и его сын Карл

Говоря о специальных автомобилях на базе MAN, нельзя не остановиться на тягачах для транспортировки негабаритных и сверхтяжёлых грузов. И здесь безграничные возможности автомобилей MAN наглядно демонстрирует немецкая компания Toni Maurer. На шасси различных моделей МАН её конструкторы разрабатывают автомобили специального назначения, в том числе тягачи для перевозки сверхтяжёлых и сверхгабаритных грузов.

Начав работу в 1963 году, как семейная компания по ремонту сельскохозяйственной техники, в начале семидесятых годов Toni Maurer подписала первые контракты на модификацию автомобилей MAN по специальным заказам. Сейчас компания выпускает до 1000 специальных автомобилей в год.

Говоря о программе выпускаемых автомобилей, глава компании Карл Маурер говорит: «Для нас важно делать то, что не могут сделать другие. Например, выпускать специальные автомобили по стандартам Швейцарии, где максимальная габаритная ширина равна 2300 мм, большинство модификационных компаний не может. А мы выпускаем. Важно не количество выпускаемых машин, а возможность сделать для заказчика именно то, что ему необходимо».

Неповторимость в каждой модели

Несмотря на то что в арсенале компании есть неплохой запас стандартных решений, работа над каждой новой конструкцией строится сугубо индивидуально. Она начинается с предварительного согласования задания и оценки предстоящего проекта. Затем конструкторы и технологи компании определяют пути его реализации, зачастую изготовляя те или иные шаблоны, особенно, если речь идёт о «вмешательстве» в раму или кабины.

Производство автомобиля начинается с изготовления окончательной версии рабочих чертежей. Конструкторская группа компании – всего 10 человек, и работы у них хватает. Чертежи поступают на производство в сборочный корпус, где их уже ждут мастера. Штат сборщиков – около ста человек, темп производства – 3–4 готовых автомобиля в день. Know How компании – фиксация всех производственных процессов на фото- и видеоносители. Съёмка вместе со всей технической и коммерческой информацией, включая присвоенный автомобилю производственный номер, заводской индекс и штрих-код, хранится в «досье» модели. Это позволяет постоянно иметь под рукой базу данных о применённых конструкторских решениях и особенностях конструкции автомобиля.

Болид MAN, подготовленный компанией Toni Maurer для марафона «Дакар» в Южной Америке

Базовые модели автомобилей MAN подвергаются в компании серьёзной модификации – добавляется один или два моста, кардинально меняется трансмиссия, дополнительно монтируется комплекс питания гидросистемы и охлаждения гидравлического масла. По сути, компания, являющаяся модификационным центром компании MAN, создает новый автомобиль, сохраняющий при этом все «родовые» признаки машины. Она выпускает сотни моделей автомобилей специального назначения на их шасси.

Основу программы составляют три базовых семейства тяжёлых тягачей MAN TGS: 41.680, 44.680 и 53.680. Именно на их базе выпускаются разнообразные четырёх- и пятиосные версии балластных и седельных тягачей. Несмотря на наличие всего трех базовых версий, каждый автомобиль собирается практически в единственном экземпляре в соответствии с требованиями заказчика. Среди нескольких тысяч, выпущенных компанией тягачей, найти два одинаковых практически невозможно.

Первые шаги проекта нового автомобиля Сборка шасси аэродромного пожарного автомобиля

По сути, компания Maurer строит оригинальные автомобили, используя агрегаты MAN. Здесь проектируют и изготовляют новые рамы, разрабатывают новую компоновку, устанавливают переработанные мосты и специальные агрегаты с учётом специфики работы тягачей. В соответствии с требованиями перевозки крупногабаритных грузов все агрегаты, которые на стандартном автомобиле монтируются на раму, у тягачей переносят на специальную консоль, установленную за задней стенкой кабины. Сюда, например, переносят ресиверы тормозной системы, баки для топлива и реагента AdBlue, дополнительные радиаторы охлаждения и вентиляторы.

Усиление до необходимого

Наиболее востребованной является модель 41.680, которая выпускают с несколькими комбинациями ведущих и управляемым осей. Их комплектуют V-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 680 л.с., коробкой передач ZF 12 AS 2740 OD, оснащённой системой MAN Tipmatic с ретардером и блоком WSK440. В базовой версии 8х4 с двумя задними ведущими и двумя управляемыми передними осями тягач предназначен для буксировки полуприцепов массой до 150 т. Еще один вариант этой же модели – 41.680 XL – отличается установкой большой кабины со спальным местом и предназначен для работы на дальних перевозках и отдыха водителя в пути. Эта же модель в версии балластного тягача 8х8х4 оснащена бортовой платформой для 23 т балласта, что позволяет работать с прицепами массой до 1000 т! Отдельные модели этой серии оснащают усиленными передними бамперами с мощными тягово-сцепными устройствами, что позволяет формировать поезда из нескольких тягачей. При такой схеме масса буксируемого груза может достигать 2000 т.

Транспортёр длинномерных грузов на шасси TGS 8х4+2 с гидравлическим краном-манипулятором

Но 2000 т – не предел для тягачей, выпускаемых компанией Toni Maurer. Для транспортировки особо тяжёлых и неделимых грузов предназначены пятиосные тягачи с колёсной формулой 10х4. При такой системе два задних моста являются ведущими, а три передних – управляемыми. Специальная система управления ими поворачивает каждый из них на свой угол, тем самым обеспечивается точное следование каждой оси по единой колее. Нагрузка на седло тягача в зависимости от варианта исполнения составляет 44, 51 и даже 53 т. Как правило, эти тягачи работают в составе автопоездов со специальными низкорамными полуприцепами-транспортёрами Goldhoffer, имеющими специальные платформы для балласта, расположенными над поворотным шкворнем. Грузоподъёмность таких транспортных систем может достигать нескольких тысяч тонн, а длина 30–40 м.

Седельным тягачам MAN принадлежит неофициальный мировой рекорд длины автопоезда. В 2012 году тягач MAN TGX 41.680 перевёз лопасти самого большого в мире «ветряка». По дорогам Дании автопоезд длиной около 80 м проследовал на расстояние более трёхсот километров. При этом скорость автопоезда весом более 70 т достигала 67 км/ч! Чтобы всё это расстояние он смог проделать без проблем, с его пути на время прохождения пришлось убрать 6 осветительных столбов и 8 светофоров.

Тяжёлый седельный тягач 8х8 с двумя мостами HydroDrive с толкающей плитой Тяжёлый седельный тягач на шасси TGS41.680V8 с колёсной формулой 8х6 и двумя управляемыми мостами

Сильная сторона

Необычные автомобили MAN, выпущенные компанией Toni Maurer, можно увидеть не только на автострадах. Компания предлагает сельскохозяйственные варианты машин. Машины оснащают специальными трансмиссиями с «ползущими» передачами, несколькими валами отбора мощности, шинами, заимствованными у тракторов и комбайнов. Очень интересна короткобазная машина для работы в составе кормоуброчного комплекса на базе MAN TGM. Она, в частности, может работать вместе с прицепом для сбора и транспортировки скошенных трав. Для этого у машины закрытый карданный привод, идущий от коробки передач к сцепному устройству на заднем лонжероне рамы тягача, где он соединяется с карданными приводом установленного на прицепе подборщика и транспортёра для подачи скошенной травы в кузов.

Ещё одна машина сельскохозяйственного назначения – мощное многоцелевое транспортёрное шасси для перевозки сменных кузовов и технологического оборудования. Оно построено на базе четырёхосного шасси MAN TGS 41.480 8x8, оснащено двигателем мощностью 480 л.с. и специальными широкопрофильными шинами низкого давления для снижения давления на грунт и обеспечения высокой проходимости.

Машина для чистки оросительных и декоративных каналов на шасси TGM13.290 Один из первых сельскохозяйственных транспортёров на шасси CLA18.284 с разгрузкой подвижным полом Автомобиль-самосвал для перевозки зелёной массы на шасси TGS18.360 4х4

Но производственная программа автомобилей для сельского хозяйства компании Toni Maurer не ограничивается перечисленными моделями. На расчистке участков подлеска и кустарников под сельскохозяйственные угодья применяются комбинированные комплексы на автомобильных шасси, сочетающие в себе форвардер, харвестер и дробилку щепы. Управление всеми процессами и даже движением автомобиля по делянке осуществляется из кабины комплекса, установленного на поворотном основании.

Машина Toni Maurer, с успехом применяемая в сельском хозяйстве, – комплекс для очистки и обслуживания открытых водоёмов. С помощью установленного на поворотной платформе манипулятора можно удалять посторонние предметы с водной поверхности, обломки деревьев и кустарника и чистить дно.

Бетононасос на шасси TGS64.480 12х12 с тремя управляемыми мостами HydroDrive Комплекс транспортировки и установки столбов освещения автомагистралей на шасси TGS шириной 2000 мм

Специальные машины на полноприводных шасси, вообще, сильная сторона компании Toni Maurer. Примером может послужить машина для очистки открытых водоёмов и каналов, построенная ею. Стандартное шасси TGM 13.290 4х4 заметно укоротили, установили специальные низкопрофильные шины низкого давления и систему гидравлического привода навесного оборудования. В итоге получилась энерговооружённая компактная машина, способная работать со многими навесными орудиями. По аналогии с известным немецким автомобилем, её создатели в шутку назвали его UNIMAN.

Необычный автомобиль – кабелеукладчик. До сих пор такие агрегаты монтировали только на колёсные тракторные или гусеничные шасси. На выставке Bauma’2013 был показан полноприводный автомобиль MAN TGS, на котором смонтирован огромный плуг, система подачи кабеля в подготовленную траншею и оборудование для закрытия траншеи после укладки.

Снегоуборочная машина на шасси TGS18.480 шириной 2300 мм изготовлена для Швейцарии

Технологичные вариации

Наряду с гигантскими машинами компания выпустила «карманный» MAN. Его история необычна и интересна. В компанию Toni Maurer обратились строители, которые устанавливали столбы освещения вдоль автомобильных трасс. Ширина стандартных автомобилей не позволяла использовать их на узких обочинах, а работать в правом ряду полосы движения им разрешалось только один день в неделю. Такими темпами освещение основных автобанов растягивалось на многие годы. И тогда конструкторов компании взяли стандартную кабину TGS, разрезали её вдоль, уменьшив ширину до двух метров, что равно ширине обочины. Чтобы не мешать проезжающим автомобилям, двери сделали сдвижными. Кабину сместили максимально вперед и опустили практически до уровня дорожного покрытия. На раму установили кузов для перевозки шестиметровых столбов и гидравлический кран-манипулятор для их погрузки и установки. Необычный «головастик» оказался незаменимым при работе на оживленных автострадах и был выпущен достаточно большой серией.

Пожарный автомобиль с реверсивным движением для тушения возгораний в туннелях Самосвал на шасси TGS18.480, шириной 2300 мм, изготовленный для Швейцарии Семейство автомобилей сельскохозяйственного назначения Полноприводный седельный тягач на шасси TGS41.480 для России

Но, оказывается, кабину можно не только уменьшить, а и совсем отделить от шасси. По такому принципу Toni Maurer построил серию технологических машин для обслуживания взлётно-посадочных полос. Кабина вместе с передним мостом, в котором смонтирован двигатель, коробка передач, насосом гидросистемы и приводом HydroDrive специальной балкой соединена с модулем и задним мостом. Машина может работать с щёткой, вакуумной подметально-уборочной системой, цистерной для противолёдного реагента.

А можно сделать автомобиль сразу с двумя кабинами по принципу «тяни-толкай». Причём автомобиль самой нужной профессии. На шасси модели TGM 19.414 была построена пожарная машина для тушения пожаров в туннелях с двумя кабинами и двумя рулевыми системами. Это кажется невероятным, но в обоих направлениях она может двигаться со скоростью до 130 км/ч. Другого такого автомобиля в мире просто нет!

Когда знакомишься с работой компании Toni Maurer, складывается впечатление, что для них нет ничего невозможного! За последние годы отдел специальных проектов Санкт-Петербургского филиала ОАО «МАН Тракс энд Бас Рус» поставил российским заказчикам несколько десятков различных специальных автомобилей этой компании.

Пожарные автомобили контейнерного типа на шасси TGS35.540 для аэропортов Италии
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию