Опубликовано: ГП 04-2014
Модельные модификации

Масштабные модели грузовиков ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6 и ЯГ-10 из серии «Наш Автопром»

Игорь Денисовец, фото автора и из архива автора

Компания «Наш Автопром» вслед за моделями первых ярославских грузовиков Я-3, Я-4, Я-5 и Я-9 выпустила модели их последователей.

Часть I: Двухосники

Как известно, выпускавшийся до 1936 года пятитонный автомобиль ЯГ-3, который комплектовали двигателем грузовика АМО-3 мощностью 60 л.с., уступил место на сборочном конвейере Ярославского автозавода модифицированной модели, получившей обозначение ЯГ-4. В отличие от предшественника новая машина получила двигатель ЗИС-5, существенно форсированный по сравнению с АМО-3 (73 л.с. против 60 л.с.).

Конечно, даже с таким двигателем динамические характеристики машины оставляли желать лучшего, и в этом плане ЯГ-4 не могли сравниться даже с ранней моделью Я-5, оснащаемой американским мотором «Геркулес». Но особого выбора у ярославцев тогда не было – поставки импортных автомобильных двигателей сошли на нет и приходилось рассчитывать только на двигатели советского производства. Автомобили ЯГ-4 и ЯГ-3 практически не имели между собой отличий в экстерьере.

ЯГ-6 с крыльями старого образца

А вот выпускавшийся с 1936 года ЯГ-6, хоть и был создан на основе ЯГ-4, но имел более серьёзные отличия от него: была пересмотрена конструкция 280 наименований деталей и узлов из 700, при этом двигатель остался всё тот же 73-сильный ЗИС-5. Тем не менее объём внесённых изменений в конструкцию всё же потребовал присвоить новое обозначение этой модели, хотя принципиально конструкция автомобиля и его внешность в целом остались без изменений. Намётанный взгляд автомобилиста тех лет отличал ЯГ-6 от ЯГ-4 внешне по такой небольшой детали, как новая заводская эмблема на решётке радиатора в виде перевёрнутого треугольника вместо прежней пятиконечной звезды. Кроме того, ЯГ-6 имел более широкую грузовую платформу и практически сразу после начала выпуска обрёл передние крылья более обтекаемой формы.

ЯГ-6 с крыльями нового образца

И тут мы подходим к главному сюрпризу, который приготовил для нас «Наш Автопром», – предлагаемые нам модели ЯГ-4 и ЯГ-6 ничем друг от друга не отличаются. Ни эмблемой, ни кузовом, ни крыльями! Разница сводится лишь к надписям на коробках и цвету (ЯГ-4 вышел в бежевом варианте окраски, а ЯГ-6 – в двух оттенках защитного зелёного). Сложно сказать, по какой причине производитель моделей решил так дифференцировать свои модели. У меня есть только одна версия событий – попытка увеличить объём продаж в расчёте на невнимательных коллекционеров. Как бы то ни было, предлагаю считать вышедшие модели условной моделью ЯГ-6 переходного периода, когда эмблема на радиаторе появилась уже новая, а крылья остались старые.

ЯГ-5. Кабина общая с ЯГ-6 и ЯГ-10, что неверно Вид сзади. Отличительной особенностью являются колёсные арки в кузове
ЯГ-6 ЯГ-6. Вид сзади

Часть II: Трёхосники

Предшественник ЯГ-3 – пятитонный грузовик Я-5 – оснащали американским двигателем «Геркулес» мощностью 93,5 л.с., позволявшим автомобилю разгоняться до 53 км/ч. Этот же двигатель устанавливали на шасси Я-6, предназначавшееся под монтаж автобусных кузовов. И он же получил «прописку» под капотом восьмитонного трёхосного ЯГ-10 повышенной проходимости, первый экземпляр которого увидел свет в 1931 году. Главное отличие от двухосных машин заключалось в задней тележке, обе оси которой являлись ведущими. Благодаря особенностям её конструкции, каждое из сдвоенных колёс тележки могло преодолеть препятствие высотой до 45 см. Автомобиль получил и демультипликатор, позволявший увеличивать силу тяги на 40%.

ЯГ-10

Поставки двигателей «Геркулес» прекратились в 1931 году. При этом военное ведомство, заинтересованное в получении автомобилей повышенной проходимости, зарезервировало все имевшиеся в распоряжении предприятия двигатели для выпуска только ЯГ-10, что поставило крест как на производстве автобусных шасси, так и любой другой техники, комплектовавшейся этими силовыми агрегатами. За 1931–1934 годы (официальные «годы жизни» машины) было выпущено 164 экземпляра ЯГ-10. Однако следует отметить, что эпизодическое производство этого автомобиля в различных комплектациях продолжалось до 1940 года – например, «Азнефть» самостоятельно возила двигатели «Геркулес» специально для установки на ярославскую трёхоску. Всего за 1935–1940 годы в Ярославле было дополнительно выпущено ещё 159 трёхосных ЯГ-10.

Перекос мостов задней тележки ЯГ-10

Что приятно удивляет у модели трёхосного ЯГ-10 – так это собственная оригинальная платформа, имеющая в полном соответствии с прототипом четыре секции (против трёх у двухосных грузовиков). Добавляют копийности модели два запасных колеса, разместившихся по обе стороны рамы за кабиной. Cудя по форме крыльев, это автомобиль выпуска до 1936 года. А вот эмблема однозначно отсылает нас во временной промежуток после 1936 года. Словом, в экстерьере модели присутствует некоторая неразбериха, не позволяющая однозначно определить период выпуска прототипа. Пожалуй, правильнее будет деликатно сказать, что в модели присутствуют элементы автомобилей разных лет выпуска, которые не могли сосуществовать одновременно.

ЯГ-10 ЯГ-10. Вид сзади

Часть III: Нежизнеспособная мутация

В 1934–1935 годах в количестве 16 экземпляров была построена машина ЯГ-5, предназначенная для поставки на экспорт. Этот автомобиль обрел прозвище «монголка», поскольку был поставлен в Монголию, где обслуживался «Монголтрансом». В отличие от ЯГ-4 грузовик ЯГ-5 имел длинную подножку по правому борту, соединяющую крылья колёс, и имевшую расположенный на ней инструментальный ящик. По левому борту располагался бензобак. Кабина и оперение капота были заимствованы от грузовика Я-5 и несколько отличались от ЯГ-4 и ЯГ-6 как экстерьерными решениями, так и по длине (впрочем, примерно 10-сантиметровая разница в длине в «43-м» масштабе в глаза не бросается). Но самое заметное отличие, мгновенно выдающее «монголку» в ряду других машин, – оригинальный кузов с уменьшённой погрузочной высотой и утопленными в него колёсным нишами.

ЯГ-5 «Монголка». Хорошо видна характерная подножка справа, соединяющая переднее и заднее крылья машины

И тут мы приходим к тому, что оценивать копийность модели ЯГ-5 (выпущенная в вишнёвом цвете), которую предлагает нам «Наш Автопром», нет никакого смысла, поскольку это не ЯГ-5. На модели всё неправильно – кабина и капот унифицированы с ЯГ-4, отсутствует подножка по правому борту, нет бензобака с левого, сама платформа сделана очень «по мотивам». Словом, у модели нет как раз того, что делало бы её именно ЯГ-5. Эта модель не может именоваться ЯГ-5 – от ЯГ-5 в ней просто ничего нет!

Часть IV: Умеренно пессимистическая

По всей видимости, модели делали, основываясь на чертежах Николая Поликарпова, опубликованных в журнале «М-Хобби» № 1, 2004 г. А для работы по созданию этих моделей явно был приглашён моделист со стажем, который смог с одной стороны обеспечить определённую унификацию и упрощение моделей для удешевления стоимости их производства, а с другой – предложить рынку достаточно копийные модели. Впрочем, несмотря на это, некоторых ошибок избежать всё же не удалось. К примеру, окна дверей кабины, унаследованной от ранее вышедшего Я-5, имеют явно неправильную форму – прямоугольную, вытянутую вверх вместо практически квадратной. Несколько заужены сами двери, а кабины субъективно выглядят короче, чем следует. Размер лувров на боковинах капота допустим лишь для моделей ЯГ-6 и ЯГ-10. Жертвой унификации пали и оригинальные крылья для моделей ЯГ-6 и ЯГ-10. Неплохо передана геометрия рамы, однако в силу унификации деталей, рама на модели ЯГ-10 выполнена неверно. Она просто заимствована от двухосников и потому несколько короче, чем следует.

ЯГ-5

Модели имеют неизбежные в данной ценовой категории упрощения – это и отсутствие дверных ручек отдельными деталями, запирающих замков капота, запоров бортов. Толстое «бревно» стеклоочистителя также является следствием желания производителя поместить модель в отведённую ей себестоимость (всё же тонкое фототравление стоило бы существенно дороже литого куска пластика). Грубые щели между капотом и кабиной также не добавляют моделям реалистичности (впрочем, это в первую очередь следствие небрежности сборки модели и устраняется традиционной для отечественных машин «протяжкой»). Довольно простецки выглядят модели снизу. И уж, конечно, неприемлемым следует признать решение по установке передних колёс – производитель решил упростить жизнь своим сборщикам и поэтому колёса надеваются на обыкновенную стальную ось, которая находится выше достаточно копийной изогнутой передней балки. При этом следует отметить нечасто встречающийся случай для массовых моделей – запасные колёса, как и положено, не имеют ступиц.

ЯГ-6 ЯГ-5 ЯГ-10

Отдельно следует отметить качество окраски – кабины всех взятых для обзора «гражданских» моделей обильно залиты краской, скрывающей расшивку. При этом краска на кабинах и крыльях излишне глянцевая, в то время как применённый для кузова и радиатора пластик – полуматовый. Пластиковые детали экстерьера, по всей видимости, окрашены в массе, отчего резко диссонируют с цветом кабины. И если для кузова это можно было бы объяснить его «древесным» происхождением, то радиатор всё же следовало бы покрасить краской, как и кабину. Существенно лучше выглядят окрашенные в защитный цвет модели ЯГ-6 и ЯГ-10, но различие оттенков краски и пластика заметно и тут.

Часть V: Вполне оптимистическая

Предыдущие три абзаца, пожалуй, могут натолкнуть читателя на вывод о недостаточной проработке и «ажурности» моделей. Отчасти так и есть, как мы и говорили, это является в первую очередь следствием небольшой розничной цены модели (685 руб. против 3000–4000 руб. за модель таких модельных грандов, как «ДИП») и необходимостью уместить её себестоимость и стоимость логистики в эти рамки, да ещё не забыть при этом про прибыль и норму окупаемости проекта. Но при всём при том следует отметить, что описываемые модели оказались всё же неожиданно похожи на свои прототипы и, кроме того, отлично укладываются по основным размерам в заявленный «43-й» масштаб – достаточно взглянуть на таблицу размеров по моделям ЯГ-4/ ЯГ-6.

Таблица соотношения размеров моделей и оригинальных машин ЯГ-6 и ЯГ-4
Проверяемый параметр Показатель прототипа ЯГ-6 (в скобках – ЯГ-4) Идеальный размер в масштабе 1:43 Фактический размер модели
Длина, мм 6500 151,16 151
Ширина, мм 2500 (2460) 58,14 (57,21) 59
Высота, мм 2550 59,30 59
База, мм 4200 97,67 95,5
ЯГ-6 и ЯГ-10. Вид снизу

Будем надеяться, что в ближайшее время небольшими предприятиями вторичного рынка «афтемаркет» будут предложены коллекционерам наборы для доработки, которые помогут приблизить деталировку модели к образу настоящего грузовика.

А пока же пожелаем «Нашему Автопрому» новых успехов на ниве моделизма. На сегодняшний день это не только единственная компания, чья продукция по карману широким кругам коллекционеров, но и компания, которая к тому же занята созданием моделей редких и малоизвестных сейчас автомобилей из отечественной автоистории.

Комментировать ... >>
Loading...