Опубликовано: ГП 11-2013
White Road Boss на обложке рекламного проспекта, 1973 г.
Начальник дороги

White Road Boss и его модель

Сергей Егоров, иллюстрации
и модель из коллекции автора

У копий американских грузовиков имеются почитатели и среди российских любителей моделей. Однако из-за того, что эта продукция ориентирована на американских коллекционеров, большинство миниатюрных «траков» выполнено в масштабах, отличных от 1:43, наиболее распространённого в нашей стране и в Европе. Поэтому появление уменьшённой в 43 раза модели тягача White Road Boss, выпущенной в Китае голландской фирмой NEO Scale Models, стало хорошей новостью.

NEO давно известна широким ассортиментом копий американских легковых автомобилей, выполненных методом литья из смолы. Несколько удивляет выбор объекта для копирования – грузовик 70-х годов, подзабытой ныне марки White, а не продукция одного из существующих автопроизводителей. Однако прототип для модели попался весьма импозантный и определённо заслуживает знакомства с ним.

Один из предшественников серии Road Boss – дизельный White 4364D, 1966 г.

Дальний предок – близкий родственник

В начале 1970-х годов, накануне запуска в производство серии Road Boss (дословно – «дорожный начальник»), корпорация White Motor была одним из лидеров по производству тяжёлых грузовиков в Северной Америке. В её производственную программу входили автомобили марок White, Autocar, White Freightliner и White Western Star. В фирменной рекламе этому грузовому «сообществу» дали название «Большая четвёрка», по аналогии с прозвищем автомобильных корпораций Детройта «Большая тройка». Всего в 1972 г. в США и Канаде на заводах White Motor было изготовлено 23,8 тыс. автомобилей. Основными магистральными тягачами традиционной компоновки в линейке отделения White Trucks были машины серий 4000 (с 1956 г.) и 9000 (с 1955 г., отличались укороченным капотом). В 1966 г. внешность грузовиков обеих серий радикально обновили. Теперь в качестве стандартного оборудования они получили более вместительную цельнометаллическую кабину типа Custom Cab с гнутыми боковыми краями ветрового стекла для улучшения обзорности. Её разработала ещё в 1950 г. фирма Autocar для своих грузовиков, а корпорации White досталась после приобретения фирмы Autocar в 1953 г.

Варианты двухцветной окраски из проспекта 1973 г.

В начале 1973 г. машины серий 4000 и 9000 заменили грузовиками серии Road Boss. Сохранив прежнюю кабину, они получили оперение, выполненное в стиле тягачей White Western Star, а облицовка радиатора позаимствована у бескапотных Road Commander, появившихся годом ранее. Капот у Road Boss был выполнен из стеклопластика заодно с крыльями и при обслуживании двигателя откидывался вперед. В зависимости от назначения машины и выбранного двигателя он мог иметь три варианта длины, что влияло на расстояние от бампера до задней стенки кабины, составлявшее 2,34; 2,74 или 3,1 м. Каждая модель серии Road Boss имела индекс. Например, трёхосный тягач с длинным капотом (который и копирует модель) обозначали как White RBL64T, где буквы RB были сокращением от Road Boss, буква L означала вариант капота (L – длинный, M – средний, S – короткий), цифры 64 – колёсную формулу 6х4 (двухосные машины имели комбинацию цифр 42), а T – исполнение в виде седельного тягача. Подкапотное пространство позволяло устанавливать дизельные двигатели мощностью от 230 до 350 л.с., но двигателем для базовой комплектации считался 250-сильный дизель Cummins. Разнообразия при выборе грузовиков добавляли и несколько вариантов двухцветной окраски. Максимальный вес двухосного автомобиля составлял 15,9 т, трёхосного – 20 т. Вес автопоезда мог достигать 36,3 т. Собирали Road Boss на заводе отделения White Trucks в г. Кливленде (штат Огайо), а их первым покупателем стала транспортная компания Wilson Freight, заказавшая партию из 360 тягачей ещё до начала официальных продаж.

White Road Boss австралийской сборки, 1979 г.

Весной 1977 г. был начат выпуск автомобилей серии Road Boss 2 с новой, более широкой кабиной и изменённым оперением, а сборку машин Road Boss в том же году продолжили на австралийском филиале White Motor в г. Брисбен, где модельный ряд обновляли позднее, чем в США. Грузовики австралийской сборки были адаптированы к местным условиям эксплуатации и значительно подросли в полной массе, которая у трёхосных машин могла достигать 35 т. Внешне от американских собратьев они отличались увеличенным просветом между передними колёсами и крыльями. Существовали и необычные модификации: с британским дизелем Rolls-Royce или с колёсными формулами 6х6 и 8х4. Выпуск Road Boss в Австралии был завершён в 1982 г.

Кризис в конце 1970-х годов привёл корпорацию White Motor к банкротству, но в 1981 г. её выкупил шведский концерн Volvo и преобразовал в Volvo White Truck Corporation, сохранив сборку грузовиков White и Autocar. В 1988 г. корпорацию реорганизовали в Volvo GM Heavy Truck Corporation. Новая фирма была совместным предприятием Volvo и General Motors по выпуску грузовиков тяжёлого класса, которые теперь вместо знаменитого имени White носили марку WHITEGMC. В 1995 г. Volvo Truck Corporation приобрела бóльшую часть акций совместного предприятия и присвоила грузовикам своего американского отделения марку Volvo. Таким образом, White Road Boss можно считать дальним предком тягачей Volvo семейства VN, часто встречающихся на наших дорогах.

Аутентичная миниатюра

Модель тягача White Road Boss появилась в продаже в начале 2013 г. Ранее появилась информация, что её тираж будет ограничен небольшой партией (то ли 300, то ли 700 штук), выпущенной для какой-то транспортной компании, но, к счастью, это не подтвердилось и миниатюрные «Уайты» теперь доступны как на сайте NEO, так и в ряде российских модельных магазинов. Отпускная цена модели для России у производителя составляет 64,66 евро. Модель целиком изготовлена из смолы, окрашена как реальный прототип, «позировавший» для рекламных фотоснимков в 1973 г., и на первый взгляд выглядит вполне аутентично. По результатам промера кабины с капотом тягач практически точно ложится в заявленный масштаб. Добавляют реалистичности и миниатюрные заводские шильдики, выполненные традиционным для NEO способом фототравления. Правда, при более детальном рассмотрении в модели можно обнаружить неточности. Например, передние стойки кабины сделаны чересчур широкими, от чего ветровое стекло превратилось почти в плоское. Ещё одной «вольностью» изготовителя является сочетание передних дисковых и задних сборных колёс, что не соответствует реальному облику прототипа. Но, как говорится, кто может, пусть сделает лучше. Вызывает некоторое недоумение и написанный на подиуме год – 1977-й. Это не выходит за временные рамки серийного выпуска, но учитывая выбранный вариант окраски логичнее было бы датировать модель 1973 годом.

Вывод: несмотря на некоторые недочёты, модель является отличным пополнением коллекции. А будет ли продолжение – время покажет.

Комментировать ... >>
Loading...