Опубликовано: ГП 12-2013
Штаб-квартира и центр разработок FAW в городе Чанчунь напротив грузового завода оформлена в виде широкого пролётного витража
Первый в КНР

First Automobile Works (FAW)

Игорь Еремцов, фото автора

Компания FAW Group официально является первым китайским автомобильным предприятием. Создана компания в 1953 году по инициативе высшего руководства компартии Китая, и это первенство отражено в самом названии – First Automobile Works (первый автомобильный завод).

Сегодня валовой объём компании FAW составляет 3 миллиона автомобилей, и выпускает она их под многими другими брендами, в том числе и в сотрудничестве с европейскими автоконцернами, но ценит и гордится своим историческим названием. Компания до сих пор выпускает автомобили представительского класса под маркой «Красное знамя» (Hongqi – Хунцы), разрабатываемые специально для первых лиц Китая.

Свой первый грузовик, 4-тонный Jiefang CA-10 (Цзефан – освобождение), FAW выпустила в 1956 году при поддержке специалистов с ЗИСа. Москвичи тогда помогли китайским товарищам наладить не просто выпуск первой модели национального грузовика, которая повторяла советский ЗИС-150, но и перенести дух партнёрства. Даже проходная первого китайского автозавода скопирована с главного входа ЗИЛа. Фактически с «Цзефанов» в китайской экономике началась широкая кооперация между разрозненными предприятиями, позволившая вылиться в целую индустрию.

Первый легковой автомобиль китайского производства «Восточный ветер» Dongfeng CA71 в музее FAW. Был выпущен спустя два года после первого грузовика – в 1958 г. Двигатель мощностью 70 л.с. был взят от Mercedes-Benz 190, 3-ступенчатая КП выпущена FAW на основе КП ГАЗ-69, которую использовали для джипов BAM и Beijing. Кузов собирали вручную, лекальщики придавали форму кузову с помощью молотков и нагретых мешков с песком. Одним из таких автомобилей пользовался Мао Цзэдун. Первый легковой автомобиль Китая имел скорее символическое и пропагандистское значение, так как фактически было выпущено всего 30 машин

Китайский Детройт

Штаб-квартира компании находится там же, где зародилась китайская автоиндустрия, – в городе Чанчунь, административном центре провинции Цзилинь, находящемся недалеко от границы с КНДР. Автомобильная промышленность в этой маньчжурской провинции составляет 50% от всей экономики. В здании штаб-квартиры кроме руководящих органов компании располагается исследовательский центр, а по всему Чанчуню, который можно назвать китайским Детройтом, можно увидеть множество зданий с логотипом FAW, в которых располагаются различные службы компании. Непосредственно напротив штаб-квартиры находится завод грузовых автомобилей.

Hongqi CA72 – первый краснознамённый (Хунцы – Красное знамя) кабриолет, созданный в 1959 г. для парада к годовщине образования КНР, использовался как парадный для встреч почётных гостей и официальных делегаций

Модернизация по правилам

Основное производство грузовых автомобилей было модернизировано лишь в 2005-м, и теперь завод выпускает до 500 автомобилей в сутки, хотя штатное количество выпускаемых ежедневно автомобилей значительно ниже. В центре сборочного цеха размещены два современных конвейера, на которых собирают одновременно до 26 крупнотоннажных грузовиков. Кроме того, в цеху расположено 120 станочных постов, на которых занято 1300 рабочих. Полный цикл сборки грузовика на основном конвейере занимает около двух часов, и новый грузовик сходит с конвейера каждые 5 минут.

На площадке, на задворках цеха, можно увидеть готовую продукцию: седельные тягачи с кабинами традиционного для внутреннего рынка красного цвета, среди них редко можно найти жёлтые, сделанные для горняков, и зелёные – для армии, города и села. От выпущенных на экспорт грузовиков они отличаются не только цветом кабины (в России официально продают грузовики с оранжевыми, тёмно-серыми и синими кабинами). Для китайского рынка выпускают версии со смещённой вперёд средней осью. Это обусловлено двумя факторами: лучшей управляемостью и необходимостью снизить осевую нагрузку на ось для 36-тонных машин. На площадке можно заметить и машины с двигателем на сжиженном газе, выпускаемые исключительно для внутреннего рынка.

Парадная проходная автозавода FAW в Китае, сложенная из красного кирпича, повторяет проходную ЗИЛа, но в течение времени даже башенки обрели неотразимый местный конфуцианский колорит

Нужны ли зодчие Китаю?

Современные грузовики оснащают кабиной новейшей серии J6, которую можно считать главным козырем. В разработке кабины участвовали итальянские стилисты, по дизайну и эргономике новая кабина не уступает грузовикам европейских производителей. Ставка при его разработке была сделана на уменьшение лобового сопротивления и особый дизайн экстерьера, для чего с Апеннинского полуострова были выписаны кутюрье, которые в течение года отработали форму и стилистические моменты машин. Однако важнейшей задачей при разработке стало увеличение степени внутреннего комфорта водителя, и тут европейским гуру пришлось убеждать китайских партнёров в необходимости подойти к разработке машины с европейскими лекалами.

У новой серии J6 кабина стала намного просторнее, чем в моделях серии J4, снятой по японским лекалам. Спальное место на 20 см шире, а ветровое стекло имеет более широкий угол горизонтального и вертикального обзора при сохранении прочностных характеристик. Кабина с традиционной 4-точечной системой крепления.

Сборочный сварочный кондуктор кузова лимузина Hongqi CA714. В СССР и других странах машины этой серии служили только в китайских посольствах, и лишь правительство КНДР закупало машину для своих представительских нужд. Кузов и силовые элементы выколачивали (вытягивали – как говорят кузнецы и лекальщики) по пуансонам и матрицам вручную. Подобная технология для эксклюзивных машин тогда была общепринятой во всём мире

Когда правила диктует Китай

С 1 июля 2013 года в соответствии с новым законодательством Китая на все новые партии производимых грузовиков устанавливают двигатели экологического стандарта Euro 4, двигатели более старых серий (включая бензиновые для капотных и полноприводных армейских версий) устанавливают только по заказам. Системы питания для дизельных двигателей, экспортируемых в Россию, производит компания Bosch. Сейчас доля выпускаемых грузовиков с двигателями Euro 3 составляет всего 20%, и скоро их производство будет полностью прекращено. Тормоза с системой ABS поставляет корпорация Wabco, сцепление Sachs – концерн ZF. До недавнего времени коробки передач для крупнотоннажных грузовиков FAW производила компания ZF, но недавно инженеры FAW завершили разработку собственной коробки. В конструкции первой партии КП китайского производства будет отсутствовать синхронизатор, как в американских полстелларах (т. е. потребуется двойной выжим на педали сцепления), но начиная со второй партии FAW будет самостоятельно производить полностью синхронизированные КП для магистральных тягачей и крупнотоннажных грузовиков.

Hongqi CA630 – служебный автобус малого класса, производившийся  до середины 1990-х. Помимо 16-местной версии (на фото) были городские версии, туристские и агитационные модификации, использовавшиеся гостиницами, турагентствами и правительственными организациями

Не стоять на месте

Причиной того, что FAW Group внедряет все эти новшества, является в том числе их стремление к экспансии на зарубежные рынки. Кроме России компания экспортирует свои автомобили почти в восемьдесят стран, в том числе Казахстан, Киргизию, Египет, Перу, Индонезию, Северную Корею, Мексику, Южную Африку. В Мексике и ЮАР компания уже имеет свои производственные базы, и тем не менее в компании огорошили: строительство завода в России пока в планы не входит. В числе причин представители компании называют непрозрачность российского законодательства и отсутствие внятных перспектив по окупаемости.

Шесть поколений грузовиков FAW на агитационном стенде в цехе сборки венчают фотографии Jiefang CA10 и новый тягач J6

На рынках России и Восточной Европы компания представлена с июля 2007 года. Современный экспортный модельный ряд включает четыре самосвала моделей J5 и J6 с колёсными формулами 6x4 и 8x4, два седельных тягача CA4250 и CA4180 с кабиной J6 – 6x4 и 4x2 и бетоносмеситель 6x4 с кабиной J5P. Компания предлагает малотоннажный FAW CA 1041 в трёх вариантах, различающихся кузовами и кабинами. Хотя дилерская сеть компании охватывает почти всю территорию страны, около 70% продаж приходится на Центральную Россию – Поволжье и Южный федеральный округ. Пока российскому представительству и дилерской сети FAW удавалось продать порядка пятисот грузовиков в год, и сейчас они прилагают все силы главным образом в области маркетинга, чтобы удвоить эту цифру. Представительство автоконцерна в России сотрудничает с российскими дилерами в области сбора отчётов об эксплуатационных особенностях грузовиков. Данные о существующих недостатках и проблемах направляются в центр разработок в Китае для доработки и устранения.

Серийный седельный тягач FAW серии J6, установленный в цехе сборки грузовиков. На кабине расписались первые лица FAW и известные люди Китая

Будучи сравнительно новым игроком на российском рынке, компания зависима от инерционного отношения большинства потенциальных клиентов, мало знакомых с брендом FAW. Они не знают, чего ожидать от этих машин. Поэтому одна из основных задач для российского представительства – добиться узнаваемости бренда и сформировать благоприятный образ компании для российского потребителя.

В салонах российских дилеров концерн FAW вынужденно соседствует как с товарищем по китайской «большой четвёрке» производителей автомобилей – Dongfeng, так и с другими китайскими производителями – Foton, BAW, Shaanxi, JAC... Впрочем, конкурировать зачастую приходится не только с автомобилями других марок, но и с собственными машинами, произведёнными для внутреннего рынка Китая и ввезёнными на территорию Российской Федерации по серым схемам. Борьба с серым ввозом сейчас входит в список приоритетных задач российского представительства компании. Полулегально ввезённые грузовики не проходят тесты на соответствие установленным в России стандартам. И хотя многие сервисные центры идут навстречу клиентам и берутся за ремонт таких грузовиков, их сложно обслуживать, так как конструктивно они отличаются от грузовиков, предназначенных для официального распространения в России. Незаконно ввезённые грузовики руководство компании рекомендует узнавать по красному цвету кабины, что вызвало сначала лёгкое недоумение: поскольку именно самосвалы и тягачи с красной кабиной проходили сертификацию в России (см. «Орленок» учится тягать» и «Дао стахановца»). Но стратегия продаж меняется. Поэтому российское представительство на своём сайте предоставляет услугу проверки VIN-кода автомобиля, воспользовавшись которой можно узнать, числится автомобиль в списке проданных у официальных дилеров или нет.

Готовая продукция завода на площадке на заднем дворе

Российское представительство идёт навстречу потенциальным клиентам, желающим уменьшить расходы при покупке грузовиков. Если потенциальный клиент готов взять на себя транспортировку грузовиков, он имеет возможность договориться о покупке машин непосредственно с завода в Китае, минуя дилера. Можно сделать заказ и договориться о самостоятельном вывозе грузовиков от китайской границы, если у компании есть собственные перегонщики, и такой вариант будет для неё более выгодным. Приобретённые таким образом грузовики будут считаться официально ввезёнными и по части обслуживания, гарантии и поддержки ничем не будут отличаться от машин, купленных у дилеров.

Традиционно продукты китайских производителей ценятся прежде всего за хорошее соотношение цены и качества, но FAW поставила задачу: изменить отношение к своим машинам как к дешёвой рабочей силе. Улучшения в области дизайна, надёжности и срока службы направлены на изменение позиционирования грузовиков компании на международном рынке. FAW стремится к тому, чтобы их машины воспринимались не как компромисс, а как достойная альтернатива европейским маркам.

Тягачи с нестандартным расположением осей, рассчитанные на превышение максимальной осевой нагрузки
Комментировать ... >>
Loading...