Опубликовано: ГП 12-2018
Пожмашине – 90

Обзор пожарной техники ПК «Пожмашина» за 90 лет истории

Александр Говоруха, фото ПК «Пожмашина»

Большие вехи автомобильных концернов часто затмевают собой менее значимые события небольших предприятий, которые ушли в тень. Но мы о них помним.

Посёлок Ладан прежде всего известен своими пожарными машинами. Предприятие «Пожмашина» близ Прилук – единственный завод в округе, где удалось сохранить специализацию. Местное производство когда-то было одним из самых крупных по выпуску пожарной техники в Европе. На пике производства здесь отгружали в месяц до 300 пожарных машин. Отметить 90-летие 22 сентября 2018 года собрались все жители села.

Из мелкой мастерской в крупное производство

Сегодня ПК «Пожмашина» продолжает заниматься разработкой и изготовлением пожарной техники: как простых автоцистерн, так и сложных специализированных пожарных машин. За годы своего существования завод испытал взлёты и падения, был на пике славы и приходил в упадок.

Датой основания предприятия считается 6 сентября 1928 года. За 10 лет на базе мелких мастерских было выстроено крупное производство. Первой продукцией стали фонари и огнетушители. Постепенно были освоены раздвижные трёхколенные лестницы, лестницы-штурмовки, а перед войной – изготовление автомобильных кузовов. Численность рабочих в конце 1930-х составляла на предприятии 1500 человек.

С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован на Урал, в Челябинскую область. Прежде история знала немало примеров о переселении народов, но никогда ещё ни в одной стране мира не было примеров массовой эвакуации ключевых производств в другую точку света. Так, в челябинском Шадринске и посёлке Щучье (позже Щучанский завод противопожарного машиностроения, Курганская обл.) было организовано производство сначала военной продукции, а затем и огнетушителей. После войны предприятие освоило выпуск пожарных автомобилей.

ПМГ-3 на шасси ГАЗ-АА военного образца

1946–1952 гг.

По возвращении на Украину кроме огнетушителей завод освоил производство противопожарных автомобилей. Первым пожарным автомобилем, собранным здесь, стал автонасос упрощённой конструкции ПМГ-3 на шасси «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, документация на которой была разработана в Москве на Миусском заводе.

После создания специализированного конструкторского бюро № 8 в райцентре Прилуки (17 км от пгт. Ладан) завод освоил пожарные автомобили ПМЗ-9М, ПМЗ-10М на шасси ЗИС-150. Чуть позднее добавился и автомобиль аэродромной службы ПМЗ-15 на шасси ЗИС-151. Ежегодное производство пожарных машин превысило 600 шт.

ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150

1952–1959 гг.

Создана первая пожарная автоцистерна ПМЗ-13 на полноприводном шасси ЗИС-151. Производятся автоцистерны ПМЗ-17 и автонасосы ПМЗ-18 с насосом ПН-30К с консольным рабочим колесом. Одновременно завод начал осваивать и непрофильную продукцию – молоковозы и водовозы.

ПМЗ-13 на шасси ЗИС-151

1960–1970 гг.

С началом освоения ЗИЛ-157К изготовлена первая партия автоцистерн для северных районов ПМЗ-42, разработана и освоена в производстве передвижная насосная станция ПНС-100(157К)-66 с насосом производительностью 100 л/с, а также пожарный автомобиль аэродромной службы ААП-56А(157К).

Одновременно завод переходит на производство пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130. В модельном ряду появилась новая автоцистерна АЦ-30(130)-63. Изготовлены пожарные автоцистерны АЦ-40(131)-137. В 1970-м экспортная программа пожарных машин охватывала уже 29 стран мира и активно использовалась в программе А/О «Автоэкспорт».

ПМЗ-42 на шасси ЗИЛ-157
ПНС-100(157)-66 на шасси ЗИЛ-157
АЦ-30(130)-63 на шасси ЗИЛ-130

1970–1980 гг.

В период застоя был освоен выпуск пожарного вездехода ВПЛ(71)-149 для тушения лесных пожаров на базе среднего гусеничного транспортёра-снегоболотохода ГТ-СМ (ГАЗ-71, позже ГАЗ-3403). Для аэродромных служб началось производство пожарного автомобиля аэродромной службы АА-60(543)-160, разработанного в ОКБ-8. В 1979 году производство пожарных машин составило 3135 шт., т. е. каждый рабочий день (без учёта праздников) сходило более 11 машин.

ВЛП(71)-149 на базе ГТ-СМ
AA-60(543)-160 на шасси МАЗ-543

1980–1990 гг.

Освоен в производстве пожарный автомобиль порошкового тушения на шасси КАМАЗа АП-5(53213)-196. Для труднодоступных районов тайги и Крайнего Севера освоена в производстве автоцистерна АЦ-40(131С)-153А. Создана рукавная машина АР-2(43105)-215. Освоена насосно-рукавная машина АНР-40(130)-127Б. За отчётный 1989 год производство пожарных машин составило 3826 шт.

Автомобиль пожарный АП-5(53213)-196 на шасси КамАЗ-53213
Автомобиль рукавный АР-2(43105)-215 на шасси КамАЗ-43105

1990–2004 гг.

Освоен выпуск порошкового автомобиля АП-4(43105)-222. В серийное производство попал центробежный насос НПЦ-40/100, комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400. Запущены в серийное производство пожарные автомобили на шасси «ГАЗели» АШ-6(32213)-275, АПП-4(2705)-276.

Штабной автомобиль АШ-6(32213)-275 на базе микроавтобуса ГАЗ-32213 «ГАЗель»
Автомобиль первой помощи АПП-4(2705)-276 на базе фургона ГАЗ-2705 «ГАЗель»

2008–2011 гг.

Разработаны и изготовлены опытные образцы целого ряда моделей техники. Автомобили экстренной быстрой медицинской помощи АЕШМБ-В-3/1(FIAT-DUCATO)-01, пожарные автоцистерны АЦ-40(53228)-264, АЦ-40(43114)-176, АЦ-40/4(631708)-281.

Автоцистерна АЦ-40/4 (631708)-281 на шасси МАЗ-631708

2012–2018 гг.

Производство пожарной техники переориентировано на иностранные шасси, а также шасси автомобилей КрАЗ и МАЗ. Освоены в производстве АЦ-18(LPT-613)-411, АЦ-4-60(5401НЕ)-515К, АЦ-4-40(5309)-505М. Первой пожарной автолестницей на иностранном шасси стала АЛ-30(HD120)-512H, собрали её летом 2018 года, а впервые представили жителям посёлка и гостям на праздновании 90-летия завода. В 2018 году предприятие изменило логотип. В поисках собственной эмблемы выбрали пример из животного мира. Если у Bronto в эмблеме изображён бронтозавр, то в продукции Ладана теперь присутствует изображение слона.

Автоцистерна АЦ-4-60(5309)-505М на шасси МАЗ-530900
Автоцистерна АЦ-18(LPT613)-411 на шасси Tata LPT 613 LHD CKD UKR 24V
Автолестница АЛ-30(HD120)-512H на шасси Hyundai HD120
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен