Опубликовано: ГП 09-2018
Открывая портфель технологий

Электробус e.GO Mover от концерна ZF

Роберт Яблонский, Юрий Петров
Фото Роберта Яблонского, Александра Еремцова и ZF

Путь от концепта до объявления серийного производства у компаний обычно занимает 3–4 года. Даже китайцы при их расторопности едва укладываются в два года. Сроки подготовки зависят не столько от будущих масштабов производства. В этот период определяются сегменты и районы рынка, собирается мнение потенциальных покупателей, на совещаниях предоставляются данные фокус-групп, заказываются и устанавливаются станки, снабженцы уточняют сроки, технологи тестируют оборудование, снимаются промо-ролики и готовятся презентации для дилеров и загодя разрабатываются способы утилизации…

Концерн ZF этот период решил пройти менее чем за год?

«Цанрадфабрик» прежде не устраивал презентации автомобилей, а тем более не выкатывал на выставочные подиумы шоу-стопперы. Производители автокомпонентов вообще крайне редко балуют публику автомобильными экспериментами собственного изготовления. Но из этого не вытекает, что они лишают себя права на выпуск автомобилей. История знает немало примеров, когда изготовители узлов и агрегатов становились автопроизводителями, но лишь в редких случаях они выступали пионерами целого направления.

Привод передних колёс в сборе с подвеской

Индустрия четвёртого уровня

Председатель правления ZF Вольф-Хеннинг Шайдер и проф. Гюнтер Шу, основатель и генеральный директор e.Go Mobile AG (Ахен, Германия), объявив о старте серийного производства электробуса e.GO Mover в Ахене в 2019 году, поделились своими перспективами, от которых аж дух захватывает. Первоначальные планы предусматривают годовое производство в объёме нескольких десятков тысяч единиц! При этом в самом концерне ожидают, что в ближайшие 5–7 лет спрос на эти транспортные средства достигнет примерно одного миллиона.

Для продвижения стратегии концерн ZF в сентябре 2016 г. создал в Фридрихсхафене собственную компанию Zukunft Ventures GmbH. Она имеет чёткую задачу: взаимодействовать с компаниями, которые активно развивают технологии, представляющие интерес для ZF, и становиться их соинвестором.

Задние колёса снабжены дисковыми тормозными механизмами

Стартап e.GO Mobile был основан весной 2015 года проф. Гюнтером Шу специально для разработки и производства электромобилей в производственно-технологическом кластере на территории университета Рейнско-Вестфальского технического университета (RWTH) в Ахене. Гюнтер не новичок в этом деле. В 2009 году он стал одним из учредителей Street Scooter GmbH.. На сегодняшний день в проектах e.GO Mobile заняты 85 сотрудников, которые работают в составе гибких проектных групп над созданием электромобилей e.GO Life для перевозок на короткие расстояния. Созданная на территории RWTH полностью интегрированная в сетевые технологии инфраструктура «Индустрия 4.0» позволяет эффективно производить автомобили по заданным параметрам и разрабатывать модели, готовые к серийному производству.

Вольф-Хеннинг Шайдер, председатель правления ZF, и проф. Гюнтер Шу, основатель и генеральный директор e.Go Mobile AG, объявляют о начале серийного производства на совместном предприятии e.GO Moove GmbH в Ахене (Германия)

Презентационные сюрпризы

Пучеглазый электробус e.GO Mover, представленный в конце июня концерном ZF Friedrichshafen AG на «Дне технологий ZF 2018», смотрелся как очередной шоу-стоппер для демонстрации профильных возможностей компании.

Характеристики концепта раскрыты в общих чертах: запас хода с батареями ёмкостью 60 кВт·ч составляет 10 часов, снаряжённая масса 2100 кг, электропривод ZF eLCVD мощностью 150 кВт через трансмиссию ZF AS-tronic приводит в движение передние колёса.

На июньской совместной презентации были указаны внешние размеры 5050х2060х2600 мм, взятые, судя по круглым значениям, из технического задания. Но в июле e.GO Moove GmbH в релизе привела уже другие данные – 4971х2016х2540 мм.

Лаконичность и скудость рабочего места позволяет судить, что водитель будет лишь созерцателем

Забавный дизайн машины скорее соответствует мультяшным персонажам. Сразу же обращал на себя внимание салон. Первый экземпляр оборудован диваном по периметру салона на 10 человек, что вызвало недоумение, поскольку пассажиры лишены боковой опоры при разгоне и торможении. Особенно это касается маломобильных пассажиров, имеющих проблемы с координацией. А это не только пенсионеры и плохо ходящие инвалиды, но и тучные пассажиры, и родители с детьми. Пяти стоящим пассажирам предложен лишь единственный потолочный поручень. Так что с дальнейшей организацией обитаемого пространства ещё предстоит поработать. И такой вариант был представлен на одном из слайдов: 9-индивидуальных кресел при максимальной пассажировместимости 15 человек.

Рабочее место водителя – пример стоического прагматизма: ничего лишнего. Даже монитор сдвинут от водителя вправо, чтобы не мозолил глаза. И вообще, на фоне растущей тенденции к использованию беспилотных технологий, совершенно непонятно будет ли водитель управлять машиной или останется дежурным контролёром. Благо повод для такой версии даёт новая разработка ZF – суперкомпьютер ProAI с искусственным интеллектом (ИИ).

Вариант электробуса e.GO Moove на 10 посадочных мест Посадка пассажиров предусмотрена по всему периметру салона, что не кажется слишком удачным решением
Кнопка открывания дверей
Привод размещён прямо под местом водителя
Линзовые световые приборы окаймлены ходовыми LED-огнями
Пластиковый декоративный колпак залицовывает часть колёсного диска. Использованы бескамерные шины Goodride SU 318 размерностью 235/60  R17102T

Сколько ума в мозгах?

ZF сейчас сосредоточился над разработкой беспилотных прототипов IV уровня, которая подразумевает высокую автоматизацию автономности с самостоятельным передвижениям автомобиля без участия человека. Концерн претендует стать главным поставщиком системных решений, отвечающих всем потребностям мобильности будущего – Next Generation Mobility. Выделяются четыре основных направления: автоматизация вождения, электроприводы, комплексная безопасность и управление движением (Vehicle Motion Control).

В рамках НИОКР в кооперации с фирмой Nvidia в 2017-м был разработан и создан портативный суперкомпьютер ProAI. Презентация встроенной в автомобиль системы состоялась уже в начале года на выставке CES-2018 в Лас-Вегасе. Открытая масштабируемая модульная архитектура ZF ProAI с ИИ, основанной на технологии Nvidia Drive PX, позволяют применять систему как на легковых и грузовых автомобилях, так и в сельскохозяйственной и строительной технике.

Мозг электробуса – центральный бортовой компьютер ZF ProAI

Блок ProAI с 8-ядерным центральным процессором Xavier выполняет до 30 трлн операций в секунду при потреблении всего в 30 Вт, что крайне мало, так как слабым местом беспилотников является их высокое (до 0,5 кВт!) энергопотребление управляющих блоков.

В партнёрстве с китайской технологической компанией Baidu был разработан аглоритм полностью самостоятельной парковки машины без водителя. Таким образом, e.GO Mover станет частью единой логистической системы в рамках концепции Vision Zero на основе цифровых технологий.

В любом случае водитель уже не понадобится, и, глядишь, через годик выбросят место водителя к чёртовой бабушке и e.GO Mover будет обслуживать пассажиров сам.

Уверенность в таком повороте событий дал сам председатель правления ZF Вольф-Хеннинг Шайдер во время проведения «Дня технологий ZF 2018» во Фридрихсхафене: «Глобальные тенденции автоматизации вождения и электромобильности особенно важны для поставщиков системных решений». На том же сейшне ZF представил примеры использования технологий цифровой связи и автономного вождения на развозных электромобилях для курьерской доставки.

В сентябре этого года ZF на выставке коммерческого транспорта IAA 2018 продемонстрирует дополнительные возможности использования своего компьютера ZF ProAI и широкий ассортимент соответствующих сенсорных систем. Посмотрим, что будет интересного…

Комментировать ... >>
Loading...