Опубликовано: ГП 08-2018
Реплика «Москвич-2140SL», точнее, AZLK 1600 SL Rallye, участника ралли «Сатурнус» 1985 года, на Дмитровском автополигоне готовится к съёмкам сюжета программы Андрея Леонтьева
Живое движение иллюзии

Макетная мастерская «Кузовная мануфактура Александра Бушуева»

Денис Орлов
Фото: Музей истории советского ралли, ГК «Главкино», «Мосфильм», «Централ Партнершип», «Про-синема продакшн», «Кузовная мануфактура Александра Бушуева»

Небываемое бывает.

Александр Суворов

В декабре 1975 года в журнале «Техника – молодёжи» вышла статья художника-постановщика Павла Липатова «В бою и на экране» о ремесле кинематографических макетчиков. Статья поднимала проблему достоверности в отечественном батальном кино. С тех пор кино изменилось, да и жизнь – другая. Больше нет дефицита ни в историческом материале, ни в строительном. Технологии макетирования шагнули далеко вперёд. На крайний случай есть компьютерная графика. А тема не утратила злободневности! И по-прежнему дело опирается на энтузиазм одиночек, влюблённых в правду кино. Одна из лучших макетных мастерских в стране – «Кузовная мануфактура Александра Бушуева».

Магия кино…

Сколь бы цинично ни звучали слова Андрона Кончаловского о том, что кино является обманом уже потому, что 24 раза в секунду зрителям показывают просто чёрное поле. Вот уже больше ста лет человечество пребывает во власти этого обмана, очаровывается его волшебством, живёт им. Кино и Александру Бушуеву казалось недосягаемым иллюзорным миром – из близких у него никто не связан с кинематографом. А поди ж ты, его макеты поработали на доброй дюжине лент, а сам он закончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров и выпустил первые, пусть и учебные, картины. Короткометражка «Танк», снятая Бушуевым c использованием построенного в его мастерской макета БТ-7, получила первую премию на российско-германском конкурсе студенческих работ во ВГИКе за «Образ войны по обе стороны фронта».

Реплика легендарного раллийного автомобиля «Москвич-412» для супермарафона Лондон – Мехико 1970 года и главные консультанты проекта, непосредственные участники гонки (слева направо) Александр Сафонов, Юрий Лесовский, Валерий Широченков. 2011 г.

Сколько раз Бушуев разрывался между автомобилями и кино… Под его руководством отреставрированы ГАЗ-63 и «УралЗИС-355М» с одноосным прицепом 1-АП-1,5. Воссозданы гоночный ГАЗ-ГЛ-1, спортивный «Москвич-412», участвовавший в ралли Лондон – Мехико, и ещё один спортивный «Москвич 2140SL» для ралли «Сатурнус». А начиналось с того, что на шасси ГАЗ-67Б по чертежам из журнала «М-хобби» реконструировали бронеавтомобиль БА-64Б. Центральный музей Вооружённых Сил пошёл навстречу, разрешил облазить и обмерить у себя на площадке оригинал редкой боевой машины. Неудивительно, что реплика БА-64Б получила на VIII Международном шоу «Автоэкзотика-2004» приз… за лучшую реставрацию!

Макет фантастического звездолёта. Ещё до показа на шоу «Автоэкзотика» в Тушино звездолёт купила для рекламных целей компания «Лада-Фаворит»
БА-64Б построен на шасси ГАЗ-67Б

С 2003 года «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» изготовляет полноразмерные и масштабные макеты, воссоздаёт историческую технику, строит декорации. Сначала компания называлась ЦДТС – Центральная декорационно-техническая студия. Столько сделано за это время! Конечно, подобные объёмы не поднять в одиночку. Рядом с Александром Бушуевым всегда были единомышленники – Андрей Аксёнов, Александр Антонов, Павел Куликов, Александр Некрасов, Дмитрий Ольшевец, Николай Поликарпов, Дмитрий Самодуров, Владимир Якунин. Одни консультировали, другие работали руками или конструировали.

Макет одного из первых советских пассажирских самолётов «Калинин-3» на съёмках нашумевшего телесериала «Есенин». На заднем плане – сохранённый на «Мосфильме» автобус ЗИС-5 с кузовом одной из специализированных мастерских
Кадр из телесериала «Есенин» (режиссёр Игорь Зайцев, «Про-синема продакшн», 2005 г.): Сергей Безруков (Есенин) и Шон Янг (Айседора Дункан) летят в интерьере макета самолёта «Калинин-3», построенного мастерской Бушуева

Художественный взгляд

Достижение максимальной копийности – не блажь ли? А как легко этим пренебрегают художники-постановщики, особенно когда встаёт вопрос денег. Знаменитый дизайнер Юрий Долматовский в автобиографичной книге «Мне нужен автомобиль» с горькой иронией вспоминал, как в 1939 году участвовал в создании игрового автомобиля для фильма Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». По сюжету злодейка Каплан стреляет в вождя революции, а шофёр Гиль увозит раненого Ильича на автомобиле, причём вполне конкретной марки и модели.

Долматовский сотоварищи изучили вопрос, придумали, как сделать очень похожий на оригинальный Renault 40CV автомобиль с агрегатами от «газика». И тут договор расторгли. Ассистент режиссера сослался на поджимающие сроки. Скорее, им двигало желание сэкономить – в итоге в эпизоде с Каплан и Гилем сняли один из таксомоторов Renault, закупленных для Москвы в 1925 году. Эпизод удался. С поправкой на то, что массовый зритель не был допущен к материалам следственного дела и не мог знать, какой именно автомобиль вёз вождя в тот день.

Творчество на стыке жанров: иллюстратор Александр Захаров и макетчик Александр Бушуев представляют проект «Оживший рисунок» – реплику гоночного автомобиля ГАЗ-ГЛ1
Самая первая работа мастерской Бушуева для кино – тележка мороженщицы – построена по заказу художника-постановщика Григория Широкова, с которым Бушуев познакомился в 1992 году на съёмках фильма «Дюба-Дюба»

Когда появилась возможность открыть мастерскую на территории «Мосфильма», Бушуев с единомышленниками замахнулись на макет лёгкого танка Т-26. Ездить танк не мог, гусеницы не вращались. Построили, вытащили из ворот, принялись позировать друг перед другом, довольные результатом. А это, повторю, территория «Мосфильма», мимо ходят режиссёры, продюсеры, художники-постановщики. Ходят, буквально в очередь выстраиваются, чтобы сфотографировать, но никаких предложений!

Позднее выяснилось, что все думали, это местные ребята отреставрировали экспонат по заказу какого-то музея. Никому и в голову не пришло, что это макет, и его можно использовать в киносъёмках. Кстати, Т-26 копируют на киностудии не первый раз – не осталось их совсем, повыбили в трёх войнах. Впервые макет Т-26 в натуральную величину сделали ещё для культового фильма «Офицеры» (Киностудия им. М. Горького, 1971 г.) из фанеры и винипласта. К слову, все макеты танков «Кузовной мануфактуры Бушуева» изготовлены из добротного металла.

Взрыв кареты в фильме «Всадник по имени Смерть» (режиссёр Карен Шахназаров, «Мосфильм», 2004 г.)
Конка для телесериала «Доктор Живаго» (режисссёр Александр Прошкин, «Централ Партнершип», 2006 г.)

Вспоминается, что реплику БА-64Б критиковали за то, что номер на борту нанесён чёрной, а не белой, как положено, краской. Но перед глазами у Бушуева стоял рисунок Александра Захарова, долгие годы иллюстрировавшего обложки журнала «За рулём». Захаров не просто одарённый художник, он мастер мыслящий – недаром ему удавалось возвращать цвет поблёкшим чёрно-белым изображениям старинных автомобилей. Тоже по-своему реконструкция!

Между прочим, ещё один из своих проектов – ГАЗ-ГЛ1 – Бушуев воплотил в жизнь, тоже вдохновлённый рисунком Захарова. Был ли действительно горьковский болид красным? Но воображение художника создало образ, и в тот момент этот образ для Бушуева был ценнее самой правдивой правды. Бушуев познакомился с Захаровым, они подружились, и Бушуев издал шикарный альбом автомобильных иллюстраций мастера, где те заиграли сочными красками современной полиграфии.

Макет превратился в памятник: Т-26 у въезда в карельский город Питкяранта

Но вернёмся к фильмам. Макет Т-26 был опытом, позволившим, например, понять, что стальной уголок 35х35 мм и 40х40 мм слабоват для каркаса, а днище надо делать из листа толщиной не миллиметр, а полтора – из подобного опыта и складывается результат. «Боевое крещение» в кино тоже не сказать, что прошло гладко: бутафорский пассажирский аэроплан «Калинин-3» чертил в кадрах телесериала «Есенин» (режиссёр Игорь Зайцев, «Про-синема продакшн», 2005 г.) глубокую колею задним костылём шасси. Это заметно, если приглядеться. Но сколько подобного заметишь, начав смотреть фильмы внимательнее!

Уровень макетирования можно представить по четверть-эллиптическим рессорам ходовой части танка Т-26
А так эти детали выглядят уже на собранном макете танка

Белый тигр

В 2003 году Бушуева пригласили поработать на картине «Всадник по имени Смерть». Режиссёру Карену Шахназарову требовалась бутафорская карета, чтобы взорвать её в кадре. Специалисты мастерской изучили, как устроены кареты, придумали раму, распадающуюся при взрыве на части. Карета вышла, что надо.

Снимали фильм в шикарных декорациях поленовской Москвы, выстроенных прямо на территории «Мосфильма». Тогда об этом много писали, поскольку кино пребывало в упадке, а тут сразу – такое! Внутрь каретной рамы закладывали пиротехнические заряды, а замыкатель был в руках возницы-каскадёра, и когда требовалось, он сводил концы. Взрыв тоже вышел, что надо. После чего Шахназаров своим невозмутимым тоном произнёс: «Всё хорошо. А теперь – второй дубль!» А от кареты-то остались рожки да ножки! Быстро нашли сварочный аппарат, мастера как-то вернули вид развалившемуся от взрыва кузову. Второй дубль тоже получился, но в фильм вошёл первый.

Макет Matilda Mk. II, над которым успели поработать декораторы
Ещё один из макетов для «Белого тигра», БТ-5. Его не отличишь от действительно подбитого танка. Отдельные части, вроде катков, выполнены съёмными, чтобы менять конфигурацию макета для разных планов

В 2008 году Шахназаров приступил к съёмкам военной драмы по мотивам романа Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр». Мистический сюжет о поединке советского танкиста-зомби про прозвищу Ванька-смерть с германским танком-призраком. Этакая современная былина. Для съёмок требовались макеты подбитых танков, макет боевого отделения танка Т-34, в котором сражается главный герой картины, и собственно «Белый тигр» – самоходный полноразмерный макет знаменитого Pz.Kpfw.VI Tiger.

Кадры из фильма «Белый тигр» (режиссёр Карен Шахназаров, «Мосфильм», 2012 г.): ><br />Майор Алексей Федотов (актёр Виталий Кищенко) осматривает подбитый германский Pz.Kpfw.IV – макет «Кузовной мануфактуры Александра Бушуева»
Кадры из фильма «Белый тигр» (режиссёр Карен Шахназаров, «Мосфильм», 2012 г.): ><br />Члены экипажа Т-34 Бердыев (актёр Виталий Дорджиев) и Крюк (актёр Александр Вахов) внутри макета

Для замысла режиссёра не годились переделки с военно-технической базы «Мосфильма» в подмосковном Алабино, знакомые зрителю по масштабным киноэпопеям Николая Озерова и картине «Горячий снег». Требовалось нечто особое, сверхдостоверное, даже пугающее. Бушуев делать «Тигр» отказался, сославшись на неимоверную сложность задачи: к срокам не успеем! Шахназаров был недоволен отказом. За постройку «Тигра» взялась одна из самарских мастерских и… провалила сроки. Художнику-постановщику картины Сергею Февралёву пришлось срочно камуфлировать под фашистского зверя наш ИС-2.

Макет советского лёгкого танка Т-26 у ворот первой мастерской на «Мосфильме». Соратники Бушуева охотно перевоплощаются в красноармейцев

«Кузовная мануфактура Бушуева» выполнила для «Белого тигра» макеты танков БТ-5, британского пехотного танка Matilda Mk.II, германских Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw IV, а главное – уникальный макет-трансформер боевого отделения Т-34. Ничего подобного прежде не делали ни у нас, ни в мире – части корпуса могли демонтироваться, открывая для кинокамеры внутренности танка с нужного ракурса. Все элементы конструкции были воспроизведены с исключительной точностью. Кстати, выполнить все макеты из железа в данном случае было решением не Бушуева, а Шахназарова. Логика макетчика и режиссёра совпали. Железная конструкция прочнее, способна выдержать переезды с одного места на другое, её можно будет снимать и дальше.

Уникальная конструкция в съёмочном павильоне «Белого тигра» – макет боевого отделения танка Т-34 на специальной «качалке», имитирующей движение по пересечённой местности
Макет британского пехотного танка Mk II Matilda отправляется из Щёлково в Алабино на полигон для съёмок в «Белом тигре». Согласно условиям заказчика, на танке воспроизведены повреждения

Исчезнувшие и возрождённые

У деревни Новосёлки Ступинского района Московской области стоит на постаменте танк БТ-7, на станции Венёв в Тульской области – бронеавтомобиль БА-11, в карельском городе Питкяранта – тот, самый первый Т-26, сделанный в макетной мастерской. На праздники к ним несут цветы. Однажды охотники за реликвиями даже сорвали с Т-26 башню, думая, что танк настоящий. И бросили, когда дошло, что купились на копию. Пусть лучше образцы исторической техники хранятся в музеях, а пьедесталы занимают точные копии, считает Бушуев. Тем более, на всю страну оригинальной техники всё равно не хватает, и можно целую статью написать о нелепых имитациях тех же «катюш».

Участники военно-исторических реконструкций сегодня охотно участвуют в батальных киносъёмках. Время одинаковых солдат в касках, с закатанными рукавами и автоматами-«шмайссерами» прошло навсегда. Автомобиль – бутафорский m.PKW Kfz 15 Horch 901, сооружённый на шасси ГАЗ-51 В игровых автомобилях воспроизводят последние мелочи, такие как клещи для перекусывания колючей проволоки и кирка
При творческом подходе обыкновенный грузовик ГАЗ-63 превращается в копию австрийского армейского вездехода Steyr 1500A Typ 270
Бутафорский Opel Blitz 3.6-36, точнее 3-to-Einheitslastwagen, «стандартный грузовик» вермахта с так называемой «типовой кабиной» выгодно отличается от дешёвых переделок из ГАЗ-51 Интерьер кабины такой же примитивный, как в 1943 году. Руль выдаёт «донора» игрового автомобиля – ГАЗ-51

Продюсеру «Про-синема продакшн» Иннокентию Малинкину потребовался немецкий грузовик для мини-сериала «Исчезнувшие» (режиссёр Вадим Островский, 2009 г.). К этому времени военное кино шло на экраны потоком, и везде в кадре разъезжали бутафорские Opel-Blitz, словно по шаблону перекроенные из ГАЗ-53. В мастерской решили по-своему: будет не грузовик, а «манншафтскрафтваген» – тяжёлый легковой вездеход Kfz. 70. Steyr 1500A Typ 270 для перевозки команды. В качестве шасси использовали ГАЗ-63.

Тяжёлые пушечные бронеавтомобили БА-11 на укороченном шасси ЗИС-6 (ЗИС-34) действительно использовали в качестве разведывательных бронедрезин в составе бронепоездов. В 1940–1941 годах построили всего 16 таких машин, и ни одна не сохранилась Тяжёлые пушечные бронеавтомобили БА-11 на укороченном шасси ЗИС-6 (ЗИС-34) действительно использовали в качестве разведывательных бронедрезин в составе бронепоездов. В 1940–1941 годах построили всего 16 таких машин, и ни одна не сохранилась
Макет танка БТ-7 стал композиционным ядром памятника павшим за Родину у деревни Новосёлки Ступинского района Московской области

Как обычно, сроки поджимали. Два месяца! Еле успели. На съёмки в Дмитровский район Московской области «Штейр» отправился с ещё невысохшей краской. «Да вы что! – возмутился режиссёр. – Он же как с конвейера! Как его снимать?» Бутафоры зачерпнули ведром грязи из ближайшей лужи и – прямо на свежую краску… таковы реалии киносъёмок.

После съёмок в «Исчезнувших» этот автомобиль приобрёл клуб военно-исторической реконструкции из города Ступино. Ступинские реконструкторы оказались ребятами проворными и принялись забирать бушуевские машины прежде, чем о них узнавали продюсеры. Ходовые реплики «Хорьх-901» и «Опель-Блиц» с эрзац-кабиной сначала попали к реконструкторам и уже затем – на большой экран. БТ-7, «Штейер» и «Опель-блиц» в 2010 году снялись в дипломной работе Александра Бушуева на Высших курсах сценаристов и режиссёров, ленте «Предатель». Правда, работу, как дипломную, не засчитали, потому что главный герой в фильме – полицай.

Для реплики БА-11 Бушуев взял укороченное шасси ЗИЛ-157. По снимку можно оценить тщательность проработки «бронекорпуса» макета. Интересно, что городок Венёв, на станции которого выставили макет, – родина Ивана Алексеевича Лихачёва, и там знаменитому директору поставлен памятник
По сюжету фильма «Август. Восьмого» броневик был взорван прямо во время погони за главными героями. Кадр из фильма «Август. Восьмого» (режиссёр Джаник Файзиев, киностудия ГК «Главкино», 2012 г.)
Комментировать ... >>
Loading...