Опубликовано: ГП 07-2018

Голландская флотилия электробусов VDL

Станислав Кирилец (Stanislav Kirilets, Германия)
Фотографии Electrive, VDL, Harry_NL, Раймонда Спеккинга (Raimond Spekking), Торстена Вагнера (Thorsten Wagner), Александра Еремцова

Вряд ли мог предполагать голландец Питер ван дер Легте (Pieter van der Leegte), основавший в 1953 году в Эйндховене металлообрабатывающее предприятие, что выбранная в качестве торговой марки аббревиатура его фамилии станет со временем синонимом электрификации пассажирского автотранспорта.

Вим ван дер Легте (Wim van der Leegte), сын основателя фирмы VDL, вывел предприятие в 1979 году на уровень крупного концерна. А в 1993 году в компанию VDL Groep вошло автобусное отделение концерна DAF. Со временем в подразделение VDL Bus & Coach BV влились нидерландские производители автобусов Berkhof и Bova, а также бельгийская фирма Jonckheere. Сейчас VDL Groep имеет 79 отделений различного профиля в 16 странах мира, но широкую известность компании принесли автобусы – в первую очередь электрические.

Флотилия электробусов Bravo (VDL Citea SLFA-181 Electric) для Эйндховена

Новые масштабы

Очередной виток «электромобильной лихорадки» в Европе начался в мае 2011 года с заявления федерального канцлера Германии Ангелы Меркель на встрече с представителями промышленности и профсоюзов в своём ведомстве. «Германия – родина двигателя внутреннего сгорания – станет благодаря государственной поддержке номером один в мире по производству электромобилей. Это наша цель!», – подчеркнула она, пообещав к 2020 году ввести в эксплуатацию в ФРГ один миллион единиц альтернативного автотранспорта. Призыв канцлера поддержали политики других стран Евросоюза, ажиотаж поднялся огромный и вполне объяснимый – авторитет Меркель был тогда незыблем. Производители из Китая тоже услышали её слова и сделали выводы…

Амстердамский аэропорт Схипхол, третий по величине в Европе, встречает гостей города электробусами VDL. Апрель 2018 г.

В Нидерландах особо громких заявлений не было слышно, там сразу же приступили к делу, благо, поддержка правительства в стране была гарантирована. Учитывая богатую традицию эксплуатации троллейбусов, голландцы обратили особое внимание на внедрение аккумуляторно-электрической тяги в сегменте городского транспорта. Сначала они обратились за помощью к коллегам из Китая – пионерам в новой отрасли.

Первая в Европе линия, на которой началась эксплуатация исключительно электрических автобусов открылась в Нидерландах. В начале 2013 года на острове Схирмонниког, где запрещена эксплуатация автомобилей с ДВС, на пассажирский маршрут выехали шесть китайских электробусов BYD. Почти одновременно опытная эксплуатация таких же машин (других тогда ещё не было) началась в Амстердаме, Утрехте и других городах. В целях продвижения экологического общественного транспорта в январе 2013 года Евросоюз одобрил продукт фирмы BYD Company Ltd, выдал декларацию о соответствии нового транспортного средства и разрешил экспорт во все страны ЕС.

Один из восьми сочленённых электробусов VDL Citea SLFA Electric в Кёльне на станции ультрабыстрой подзарядки, смонтированной на остановке

Не желая отдавать перспективный рынок в руки предприимчивых китайцев, крупнейшая нидерландская компания по производству автобусов VDL Bus & Coach немедленно приступила к разработке собственных электробусов, в том числе и сочленённых. Премьера состоялась на Международной конференции и выставке Общественного транспорта (UITP Mobility & City Transport Exhibition) в июне 2015 года в Милане. Публика с восторгом взирала на электрический сочленённый автобус VDL Citea SLFA-181 Electric (проект Low Floor Articulated Electric) длиной 18,1 м. Машину представили с новым кузовом футуристического дизайна BRT-Design (Bus Rapid Transit). Вскоре началось опытное и мелкосерийное производство четырёх моделей базовых платформ: LLE-99 Electric, SLF-120 Electric (одиночные); SLFA-180 Electric и SLFA-187 Electric (сочленённые). Цифры в индексе моделей обозначают длину автобусов в дециметрах. Голландцы учли все желания и требования клиентов, предоставив им возможность выбора габарита и кузова – машины выпускаются в привычном стандартном дизайне (Standard-Citea-Exterieur), а также с новыми кузовами типа BRT-Design. Клиент может выбрать различные варианты аккумуляторов, электромоторов, систем подзарядки и интерьера. Таким образом, для покупателя созданы идеальные условия выбора требуемой комбинации оснастки машин для их оптимального применения.

BYD K9 (ebus) на маршруте в Утрехте, 2017 г.

Началось всё с опытной эксплуатации единичных экземпляров в разных городах и коммунах. Революция в электрификации городских пассажирских перевозках в Нидерландах произошла 11 декабря 2016 года; на маршруты в Эйндховене и Хелмонде выехали 43 сочленённых электробуса VDL Citea SLFA-181 Electric. Такой флотилии в то время Европа ещё не видела! Местное пассажирское автотранспортное предприятие Hermes, заказавшее машины, выпустило их на линию под своей традиционной маркой Bravo. Электробусы оснащены литий-ионными батареями ёмкостью 122,6 кВт∙ч, массой 1380 кг и системой ультрабыстрой зарядки посредством установленных на крыше контактных штанг, а ночью подзарядка происходит в переоборудованном для этой цели гараже, где раньше стояли дизельные автобусы. Ежедневный пробег каждой машины – до 250 км, вместимость – 125 пассажиров, из них 43 сидящих. Уже почти полтора года они работают без нареканий. Компания Hermes планирует к 2024 году заменить все свои дизельные машины электрическими.

Успешная масштабная эксплуатация привлекла к продукции VDL новых клиентов. Заказы на небольшие партии электробусов посыпались не только из Голландии, но и из других страх Европы – в первую очередь из Германии. Даже маленький Люксембург приобрёл в феврале этого года 21 автобус VDL Citea LLE-99 Electric.

VDL Citea LLE-99 Electric в Люксембурге

Экологический автотранспорт Амстердама

Следующий заказ закрепил за Нидерландами лидерство в Европе по количеству электробусов. Аэропорт Схипхол в Амстердаме первым в мире для доставки пассажиров ввёл их в эксплуатацию. Ещё в июле 2015 года там появилось 36 одиночных машин производства китайской фирмы BYD. Тест прошёл более-менее успешно, хотя нарекания вызвал малый запас хода.

В 2017 году был выдан заказ на 100 сочленённых электробусов отечественному производителю VDL. Недавно директор VDL Bus & Coach Nederland Ард Ромерс (Ard Romers) заявил: «В прошедшем году мы сделали большие шаги к укреплению нашей позиции в области E-Mobility»! Сущая правда – такого масштаба Европа ещё не знала! Электрификация общественного транспорта в аэропорту Схипхол, Амстердаме и всей провинции Северная Голландия проходит в рамках концессии нескольких компаний разного профиля при финансовой поддержке правительства. Основные актёры: фирма VDL, компания пассажирских перевозок Connexxion (отделение концерна Transdev Nederland) и ведущий в Нидерландах производитель станций зарядки аккумуляторов Heliox – именно эта фирма создала соответствующую инфраструктуру в Эйндховене. Концессия рассчитана на 10 лет – до 11 декабря 2027 года. В 2021 году на городских и пригородных маршрутах провинции будут работать 258 электрических автобусов.

Электробусы VDL на станции «заправки» Heliox, 2018 г.
Электробусы VDL на станции «заправки» Heliox, 2018 г.

28 марта этого года транспортная компания Connexxion официально представила новые электробусы VDL Citea SLFA-181 Electric для Амстердама. Первого апреля сочленённые машины начали работу на маршрутах, связывающих город и аэропорт Схипхол. Часть электрических автобусов (примерно половина) для Connexxion изготовлена со старыми кузовами в обычном дизайне Standard-Citea-Exterieur и окрашена в красный цвет автотранспортной кооперации R-Net, в которую кроме Connexxion входят ещё девять компаний. Они курсируют на четырёх линиях между городками Эйтхорн, Амстелвен, аэропортом Схипхол и Амстердамом. Другая часть машин – белые футуристические электробусы с кузовами типа BRT-Design – работают на 12 маршрутах новой транспортной артерии Schipholnet, связывающей аэропорт с городом.

Все машины имеют по 50 посадочных комфортабельных мест и предоставляют пассажирам подключение к сети Интернет. Средний пробег каждой примерно 300 км в день обеспечивают литий-ионные аккумуляторы ёмкостью 169 кВт∙ч. На подзарядке они принимают 420 кВт энергии – за 20 минут можно «заправить» полностью «пустой бак». Для этой цели фирма Heliox, получившая подряд на строительство инфраструктуры, оборудовала четыре станции, на которых стоят 23 агрегата ультрабыстрой зарядки. В автобусном депо установили дополнительно 84 агрегата Heliox для ночной подзарядки мощностью 30 кВт каждый.

Пёстрая флотилия электробусов VDL Citea SLFA Electric двух версий для Амстердама

Руководитель концерна Transdev Nederland Барт Шмайнк (Bart Schmeink) гордится достигнутыми успехами: «Без помощи региональных транспортных структур, городов Амстердам и Скипхол, и фирмы VDL реализация проекта была бы невозможной. С такой концессией и флотилией электробусов Амстердам к будущему подготовлен»!

Резюме

Уже в 2017 году Голландия вышла на второе место в мире по числу курсирующих электробусов, правда, до масштабов Китая ей пока очень далеко. Но, по крайней мере, в Европе в ближайшее время вряд ли кто-нибудь сможет её опередить. Основной конкурент – Россия, занимающая в этом сегменте третье место в мире. Развитие городского электрического автотранспорта наблюдается и в других странах мира, но не такими темпами. Уже многие производители автобусов обратили своё внимание на новую сферу деятельности.

В конце прошлого года немецкое информационное агентство Europressdienst опубликовало список фирм, взявшихся за постройку электробусов в Европе (именно во всей Европе, а не странах ЕС). В него входят: VDL, EBUSCO (Нидерланды), Daimler, MAN, Eurabus, Sileo (Германия), VanHool (Бельгия), Irizar (Испания), Bolloré (Франция), Volvo (Швеция), Hess (Швейцария), Bredaminarinibus (Италия), Linkker (Финляндия), SOR (Чехия) и Solaris (Польша). Агентство слукавило – в списке находятся два немецких концерна, которые ещё производство электробусов не начали, а также небольшой филиал немецко-турецкой фирмы Bozankya, собирающий машины марки Sileo в Турции. Там же, вероятно, планируется и производство электробусов Mercedes-Benz и MAN. А филиал китайской фирмы BYD в Венгрии эксперты забыли... И о работе российских и белорусских заводов они, очевидно, не в курсе или просто не хотят признать, что там есть успехи…

Комментировать ... >>
Loading...