Опубликовано:

Внимание, включен автопилот!

Андрей Филиппов, фото производителей
Компании MAN и Scania развивают опытную эксплуатацию автопилотируемых колонн на дорогах общего пользования

Европейские автопроизводители все более активно продвигают идею о необходимости внесения изменений в нормативные документы, чтобы к 2023 году обеспечить широкое внедрение автоколонн с частично автоматизированными системами управления. Одновременно с этим многие компании запускают проекты по созданию полностью автономных автомобильных колонн уже сейчас, чтобы к появлению правовой базы быть во всеоружии.

Так компания MAN Truck & Bus совместно с крупнейшим в мире поставщиком логистических услуг DB Schenker и Университетом прикладных наук им. Фрезениуса начали эксплуатационные испытания двух подключенных к сети грузовиков с автоматизированным управлением. Тестирование будет проходить на экспериментальном участке автострады A9.

С 25 июня по начало августа автономный конвой будет ежедневно передвигаться по 145-километровому участку без груза. В случае успеха - а MAN в нем уверен - начнутся обыкновенные логистические перевозки с неполной загрузкой (деталями машин, напитками, бумагой и т.п.) до трех ходок в день.

«Это первый случай использования магистральных автопоездов в колонне в Германии, и он установит новые стандарты на логистическом рынке, от которых в первую очередь выиграют наши клиенты, — заявляет Александр Долл (Alexander Doll), член правления DB по грузовому транспорту и логистике.

На финансирование данного проекта Федеральное правительство выделило почти 2 000 000 евро.

Параллельно автопилотируемыми колоннами занимаются и шведы. Scania еще летом прошлого года заявила о начале испытаний автопилотируемых грузовиков и автобусов в реальных дорожных условиях. Объединив усилия с Министерством транспорта Сингапура и Управлением порта Сингапура (корпорация PSA), автопилотируемые колонны должны были перевозить контейнеры по дорогам общего пользования и доставлять грузы в портовые терминалы.

В рамках подготовки к экспериментальным транспортным операциям специалисты Scania первоначально представили полностью автономную колонну из трех грузовиков, способных двигаться со скоростью 80 км/ч (средний скоростной режим в странах Европы) и интервалом в полсекунды (приблизительно 10 метров). Однако, после этого никакой информации о реализации данного эксперимента не поступало.

Уже в нынешнем году Scania продемонстрировала возможности колонны из четырех грузовиков реагировать на внештатные ситуации благодаря системе Slipstream. Так, если «вклинивается» посторонний автомобиль, то беспилотники автоматически увеличивают расстояние между собой до безопасного, и снова уменьшают его после того, как «чужак» покидает колонну.

После демонстрации Гуннар Торнмальм (Gunnar Tornmalm), руководитель отдела автоматизации разработки Scania, сказал: «Я надеюсь, что первые более масштабные испытания начнутся уже через три года и будут проходить на дорогах общего пользования»

А вот что касается автономных автобусов, здесь прогнозы специалистов Scania более сдержанные. Да, испытания под контролем сотрудников из научно-исследовательского отдела в Сёдертелье идут полным ходом. Однако, город - не трасса, и побочных факторов, влияющих на безопасность перевозок, здесь намного больше. Да и пассажиры - это не ящики с овощами, и предсказать их поведение, мягко говоря, затруднительно. Так что пока самоуправляемые автобусы эффективно запускать только для работы в ночное время, когда городской трафик затихает.

Что ж, идея минимизировать экономические потери и вред окружающей среде, а так же повысить безопасность грузоперевозок не нова, и то, что европейцы с их культурой вождения ее активно продвигают - логично. Однако, даже в столь благополучных, казалось бы, странах есть вопросы, не позволяющие полностью полагаться на линейное мышление компьютеров.

Так компания Scania совместно с телекоммуникационным гигантом Ericsson активно разрабатывает систему дистанционного управления грузовиками в режиме реального времени. Используя технологии 5G (Scania станет первой компанией, которой Ericsson доверит протестировать компоненты своей сети данного стандарта), инженеры планируют контролировать работу транспортных средств из удаленного диспетчерского центра.

По мнению разработчиков, система будет актуальной, когда самоуправляемый автомобиль встретит на пути предмет, который не может идентифицировать и объехать, не нарушив при этом ПДД. Тогда он останавливается и запрашивает помощь у оператора-человека, который в итоге и принимает окончательное решение: игнорировать ситуацию или взять управление автомобилем на себя.

На фоне всего вышесказанного интересно звучит комментарий Джимми Селлинга (Jimmy Selling), разработчика программного обеспечения в отделе исследований и разработок Scania:«Это решение — обходной маневр, который можно будет использовать, когда по техническим или законодательным причинам автономное вождение будет невозможно».

Интересно? Да. Перспективно? Безусловно. Вот только у нас, для начала, не мешало хотя бы технологии 3G вдоль дорог наладить, разметку в порядок привести, а потом да, можно и об автопилотируемых колоннах задуматься...

Комментировать ... >>