Опубликовано: ГП 01-2013
Блокирнём бездорожье

Тест-драйв автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» с электрически блокируемым дифференциалом Eaton Dana 44-3 E-Locker

Андрей Филиппов, фото автора

Совместная октябрьская презентация «Группы ГАЗ» и компании Eaton, посвящённая установке блокировки межколёсного дифференциала заднего моста на семейство «ГАЗель БИЗНЕС» и «Соболь БИЗНЕС», как раз совпала с первым снегом, который оказался кстати для проведения полноценного тест-драйва с испытанием данной опции в реальных условиях русской зимы.

Официальная теория

Внедрению в производство нового электрически блокируемого дифференциала Eaton Dana 44-3 E-Locker и «Группа ГАЗ», и компания Eaton придают очень большое значение. Об этом свидетельствовал хотя бы состав участников пресс-конференции: Игорь Ануфриев – генеральный директор Eaton в России, Томас Фриц – директор по продажам автотранспортного подразделения Eton в регионе EMEA, Вадим Сорокин – директор дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ».

В техническом плане E-Locker – это не требующее технического обслуживания устройство, которое в выключенном режиме функционирует как открытый дифференциал. При пробуксовке одного из ведущих колёс водитель принудительно блокирует дифференциал, нажав кнопку на панели приборов. Электромагнитные катушки активизируют кулачковый механизм, который и блокирует боковую шестерню на все 100%. Отключить систему можно принудительно либо разблокировка произойдет автоматически при достижении скорости 30 км/ч. Систему изначально разрабатывали для стран со сложными климатическими и дорожными условиями, и совместно со специалистами «Группы ГАЗ» она была доработана для автомобилей семейств «ГАЗель» и «Соболь» под размеры существующего картера заднего моста и с целью установки на место штатного дифференциала.

Вот он, блокирующийся дифференциал Eaton
Снаружи вся разница в электрическом датчике управления

Дифференциал заднего моста Eaton планируется устанавливать в качестве опционального оборудования на все заднеприводные модели, и в базовой комплектации на полноприводники. В то же время установка блокировки дифференциала на передний мост не планируется совсем.

С конвейера первые машины с этой опцией должны сойти в конце декабря. А в 2013 г. начнётся продажа дифференциалов Eaton по всей дилерской сети, и к концу года должно быть реализовано 30 000 ед. Стоимость дифференциала вместе с установкой – 12 000 руб., гарантия на данный узел – 100 000 км, а в общем механизм рассчитан на пробег 500 000 км.

Отбросив условности

Это всё замечательная теория, а что же показало практическое применение?

Для тест-драйва на территории Дмитровского автополигона журналистам были представлены три автомобиля: «ГАЗели» – ГАЗ-2705 («Комби») и ГАЗ-33023 («Фермер»), а также «Соболь» – ГАЗ-2752 («Комби»). Причём программа заездов различалась для каждого семейства и имела свои нюансы.

Базальт постоянно поливали водой
Левое колесо неподвижно, а правое вовсю шлифует базальт

«ГАЗелям» предстояло остановиться на подъёме, поставив правую часть машины на залитый водой базальт, после чего попытаться тронуться с него сначала без блокировки, а потом, заблокировав дифференциал. Испытание оказалось довольно зависимым от того, кто в данный момент находился за рулем. Кому-то блокировка действительно помогала, а кто-то прекрасно справлялся и без нее. Вторым этапом для «ГАЗелей» был участок припорошенной снегом гравийной дороги с крутым подъёмом и парой мест размешенной грязи. Это испытание оказалось более серьёзным, так как практически всем, кто вольно или невольно останавливался на скользкой горке, приходилось обращаться-таки за помощью к продукции Eaton. Да и в грязевой луже во время создания антуражных фото журналистам удалось развернуть «Комби» поперек колеи и забуксовать. Это был единственный реальный момент теста, когда возможности блокируемого дифференциала Eaton проявились во всей красе. Итог – недолгая, но эффектная «раскачка» фургона и победный выезд на твёрдую поверхность без «плечево-ручной» помощи братьев по фотоаппаратуре. Очень достойно.

Заветная кнопочка включения блокировки

Программа для «Соболя» была короче. Необходимо было заехать на специальный прицеп, аппарель которого представляла собой симбиоз твёрдой поверхности слева и набор роликов справа. Тронуться с места на ней можно было, только активировав блокировку заднего моста – искусственно, но очень эффектно по наглядности.

В заключение, когда журналистская очередь на машины иссякла, сел за руль «ГАЗель-Комби» и я. Всё оказалось вполне прогнозируемо и логично. На базальте, когда трогаешься с места, – главное не нажимать педаль «газа». Включаешь первую передачу, ме-е-едленно отпускаешь педаль «сцепления» и… вуаля!, ваша «ГАЗель» продолжает путь и без нажатия заветной кнопки «блокировка». Можно обойтись без дифференциала Eaton и при проезде «грязевых ванн». При этом используется комбинирование хорошо известных принципов «поспешай медленно» и «газ в пол» – даже «засадное» место, искусственно созданное буксовавшими коллегами, «ГАЗелька» прошла играючи. Три сантиметра снега, раскатанную колею и припорошенный ледок «Комби» также не заметил. Даже остановившись на «ледяном» подъёме удалось, играя педалью сцепления, тронуться без активации блокировки. И хотя всё это владельцы «ГАЗелей» знают и без моих рассказов, стоит отметить, что наличие в запасе возможности одним движением заблокировать задний межколёсный дифференциал вселяет дополнительную уверенность и позволяет значительно увеличить границы допустимого риска при встрече с очередной дорожной или внедорожной каверзой.

Испытательный прицеп – слева ролики, а справа обычное покрытие

Внедорожники?

Итоги мероприятия оказались противоречивыми и одновременно интересными. С одной стороны, искусственно созданные препятствия, которые могут встретиться в реальной жизни, показали, что грамотный водитель большинство из них сможет преодолеть самостоятельно, без помощи блокировки. А с другой – те же «ролики» или просто неверное решение, выставившее «ГАЗель» поперек колеи, наглядно продемонстрировали, насколько полезен блокируемый дифференциал в некоторых ситуациях.

Большие свесы «ГАЗели» мешают съезду с прицепа

В любом случае тест-драйв доказал, что блокируемый дифференциал Eaton Dana 44-3 E-Locker – это не бесполезная игрушка, а реальный фактор, положительно влияющий на проходимость техники. При этом внедорожником ваша «полуторка», конечно, не станет, а вот полноценным вседорожником – вполне. Главное помнить: блокировка заднего дифференциала – это не подключаемый полный привод, и тогда всё будет замечательно.

А особенно радует тот факт, что новая опция доступна не только «конвейерным» автомобилям, но и «бэушным» машинам. В любом фирменном сервисе за те же 12 000 руб. ваши «ГАЗель» или «Соболь» обретут дифференциал Eaton без глобального вмешательства в исходную конструкцию и с минимальной потерей времени на пребывание на СТО.

Джип не джип, но и без асфальта «ГАЗель» продолжает движение
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию