Опубликовано: ГП 05-2014
Как дома

Городской автобус MAN Lion's City A26

Андрей Филиппов, фото автора

В 2009 году в нашем журнале вышли две статьи, посвящённые 15-метровым городским автобусам и их эксплуатационным свойствам с точки зрения пассажиров и транспортников. (см. «Городские электрички» и «Городские электрички-2: взгляд перевозчика») И если с доводами представителей автобусного парка № 16, г. Москвы никто спорить не стал, то в вопросах концепции удобства трёх различных схем низкого пола с точки зрения пассажира дебаты были нешуточные. Каждый завод отстаивал своё видение тех или иных решений с технологической и перспективной точек зрения, которые часто совсем не совпадали с моими взглядами пассажира с детской коляской и беременной женой.

И вот теперь мне выпал шанс плотно познакомиться с европейским взглядом на городскую «электричку». Тем более, что в мае 2013 года на MAN Lion’s City A26 (NL363) получено российское одобрение типа транспортного средства, и он стал полноправным участником российского рынка пассажирских перевозок.

Мир для людей

Будем честны MAN Lion’s City A26 – не кладезь находок для начинающего дизайнера. Скорее, это пособие по рациональному использованию пространства – простые формы, большая площадь остекления, равноразнесённые двери.

Автобус 100% низкопольный. Едва заметное возвышение в районе 2-й оси не в счёт. За ротацию пассажиров отвечают три двухстворчатые двери обкатывающего типа, имеющие равные возможности по перемещению пассажиров. Никаких витиеватых коридоров или выступающих элементов – всё функционально.

Салон имеет четырёхрядную планировку, что характерно для Европы, а не для нас «Социальные» места в MAN не бутафорские, а на передних арках полуторные сиденья

Планировка видна на фото. Порадовали «социальные» места – их 12. Почти все снабжены либо откидными подлокотниками, либо поддерживающими мини-поручнями. Да и на оставшихся сиденьях можно расположиться без стеснения. Отмечу, что везде, где возможно, крепление кресел максимально смещено к бортам, дабы облегчить уборку салона. Да и объёмную сумку всегда можно под сиденье поставить.

Впрочем, это всего лишь один из вариантов возможной планировки салона. На самом деле их десять. От максимально городского (151 человек, 30 посадочных мест и ТРИ накопительных площадки) до 100% пригородного (104 человека и 50 посадочных мест). Важно, что во всех вариантах во 2-й двери присутствует откидная аппарель для закатывания коляски. Вообще, забота о людях с ограниченными возможностями довольно плотно прописалась в MAN Lion’s City A26, есть даже «социальный» вариант (124 человека, 46 посадочных мест из которых 14 без подиумов).

Накопительная площадка имеет большой размер, позволяя поместить коляску и стоящих пассажиров

В остальном всё довольно привычно. За систему климата отвечает система отопления, запитанная охлаждающей жидкостью, а также отдельно установленные печки. Вентиляция обеспечивается шестью форточками и кондиционером (+105 мм к высоте) с разнесённой подачей воздуха. Развитая система поручней позволяет безопасно перемещаться во время движения вне зависимости от наполнения салона, хотя отсутствие потолочных поручней в кормовой части для нашего трафика пусть и небольшое, но упущение.

Рабочее место водителя узнаётся сразу. Кто работал на MAN, почувствуют себя как дома. В управлении машина тоже привычна – главное не забывать про длину и задний свес. В остальном динамичный и маневренный автобус.

Зеркало на поручне под потолком позволяет лучше контролировать ротацию пассажиров
От каскада ступеней к галерке никуда не деться при любой компоновке моторного отсека
Техническая характеристика автобуса MAN Lion's City A26
Габаритные размеры, мм 14 705х2880х2550
Полная масса, кг 23 070
Снаряжённая масса, кг 12 100
Пассажировместимость, чел.
  • в т.ч. сидя
137 44+1
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-ю оси, кг 6300/11 500/5270
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D2066LUH48
Турбодизельный, I-6, Euro5
10 518
360 при 1900 мин-1
1800 при 1000–1400 мин-1
MAN D2066LUH47
Турбодизельный, I-6, Euro5
10 518
320 при 1900 мин-1
1600 при 1000–1400 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF 6 AP 2000 EcoLife
Гидромеханическая
6/1
Voith D 864.5
Гидромеханическая
4/1
Подвеска Передняя – независимая, пневматическая с амортизаторами.
Средняя – зависимая, пневматическая с амортизаторами.
Задняя – независимая, пневматическая с амортизаторами
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная с дисковыми тормозными механизмами
Колёсная формула 6х2
Вместимость топливного бака, л 360
Рабочее место водителя MAN практически неизменно кочует из модели в модель Полноценное салонное зеркало, по моему мнению, – по-прежнему идеальное решение

Железное наполнение

Расписывать мельчайшие нюансы конструкции считаю преждевременным, всё же шапочное знакомство и полноценный тест-драйв – разные вещи. Тем не менее отмечу традиционную немецкую аккуратность. В ферме под днищем для удобства монтажа нарезана масса отверстий различного размера и формы. Те из них, через которые проходят шланги и трубки, обрамлены аккуратными резиновыми манжетами. Мелочь, а приятно.

Достойна упоминания и компоновка моторного отсека. Не секрет, что повышение экологических норм ведёт к увеличению различного вспомогательного оборудования вокруг двигателя и к увеличению размеров системы охлаждения. Обычно в низкопольных автобусах используют «шахтное» расположение всех систем двигателя, однако MAN исповедует свою систему и умудряется обойтись без шифоньера в корме. Для этого 6-цилиндровые рядные моторы располагают горизонтально, благодаря чему нет необходимости поднимать к небесам радиатор охлаждения, который компактно пристраивается в свесе за 3-й дверью.

Кстати, о двигателях: кроме заявленной в таблице парочки, есть ещё два двигателя работающих на метане – 310-сильный MAN E2876LUH03 и MAN E2876LUH04 о 272 конях. Баллоны традиционно размещены на крыше в передней части, что увеличивает высоту автобуса до 3320 мм. В свете пропагандируемого в России перехода на газ – довольно грамотное решение.

Кардан от двигателя к заднему мосту проходит над 3-й поворотной осью

Коробок передач 4 варианта, все гидромеханические с автоматическим управлением. Две 4-ступенчатые Voith и две 6-ступенчатые ZF. Рулевое управление тоже ZF.

Несмотря на то что наш экземпляр собран на заводе в Польше, все комплектующие и качество сборки на традиционно высоком немецком уровне – MAN есть MAN.

А что же с перспективами? Они, безусловно, есть. Несмотря на отсутствие ажиотажного спроса на «электрички», за последние годы на маршруты в России вышли десятки «бэушных» 15-метровых городских автобусов различных европейских производителей, в том числе и MAN A26 в разных модификациях. Единственное, что сдерживает победное шествие MAN Lion’s City A26 по российским маршрутам – это высокие цены. Впрочем, закупка новой и довольно дорогой импортной техники уже не в диковинку для наших перевозчиков, так что всё может быть…

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию