Опубликовано: ГП 05-2018
Руководитель фирмы AutoCult Томас Рошман

333 модели AutoCult

Интервью с основателем фирмы AutoCult Томасом Рошманом
Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации AutoCult GmbH,
Томаса Рошмана (Thomas Roschmann)

Производителей масштабных моделей на свете много, очень много. Кажется, коллекционеры довольны – выбор у них огромный, удивить их непросто. На модельном рынке царит жёсткая конкуренция, новому игроку утвердиться там сложно. Основанной в феврале 2015 года в немецком городке Вендельштейн фирме AutoCult GmbH это очень даже удалось. Почему? Попробуем разобраться, а поможет нам в этом основатель и руководитель фирмы Томас Рошман – он ответит на некоторые вопросы.

Культ автомобиля

С давних времён Нюрнберг, крупнейший город Средней Франконии (историческая область в немецкой федеральной земле Бавария), славился производством различных игрушек. Нюрнберг и его округу можно назвать и родиной масштабных моделей – там работало множество известных во всём мире модельных фирм. И сейчас, когда почти все пережившие глобализацию предприятия давно уже перевели производство в Китай, разработкой моделей по-прежнему занимаются во Франконии. Там же находятся их штаб-квартиры. Крупнейшая в мире Международная выставка игрушек Spielwarenmesse® каждый год традиционно открывает свои двери именно в Нюрнберге. Автомодельный отдел занимает на ней не последнее место.

Длиннобазный транспортёр для гоночных машин VW T1 DoKa Langpritsche (1963 г., DoKa означает Doppelkabine – «двойная кабина»), хотя и является грузовой машиной, предлагается в категории Racing 1:43. Его использовали в своё время гоночные команды в ФРГ, Нидерландах, Бельгии и США

Недалеко от Нюрнберга находится небольшой городок Вендельштейн с населением около 16 000 жителей. Немногим более трёх лет назад там собралась небольшая группа опытных специалистов и поставила себе амбициозную цель – найти на модельном рынке новую нишу, предложив коллекционерам нечто особенное.

Собрал и возглавил коллектив талантливых деловых и творческих людей давно известный в модельных кругах специалист, нюрнбержец Томас Рошман. Он изучал математику, искусство, экономику. С 1991 года работал на разных должностях: был заместителем директора, менеджером по продукции и маркетингу, генеральным директором в таких именитых фирмах, как Playmobil, Herpa, Schuco, Premium ClassiXXs. Консультировал коллег по бизнесу… И всё это время вынашивал идеи о создании особенных и неповторимых моделей.

Балластный тягач для Немецкой федеральной железной дороги Kaelble K632 ZB (1963 г.) мог буксировать прицеп общей массой до 285 т. Предназначался в первую очередь для перевозки локомотивов. Модель позиционируется в категории Trucks 1:43
– В лексике немцев есть разговорное выражение «человек с бензином в крови». Так называют тех людей, для которых автомобиль не просто средство передвижения, а один из главных интересов всей жизни. История автозаводов, дизайн, конструктивные особенности машин… Без любви к автомобилям невозможно создавать хорошие модели. Вы, Томас, такой человек? Что подтолкнуло Вас избрать моделизм делом своей жизни и превратить его в профессию? Вы сами коллекционер? Повлияла ли атмосфера «модельной столицы Германии», Нюрнберга, на выбор Вашей профессии?

– Сколько я себя помню, меня всегда очаровывали автомобили. Родители рассказывали, что ещё до того, как я толком научился говорить, я уже знал и различал две марки машин: «Ауфе» (VW, немцы произносят «Фауве») и «Мембетер» (Mercedes) – наиболее часто встречавшиеся автомобили на дорогах Германии в поздние 1960-е. Поскольку я начал свою деятельность в игрушечной промышленности, логическим шагом стал переход в отрасль масштабных моделей. Это почти не связано с Нюрнбергом или коллекционированием. В детстве у меня был автотрек Carrera и небольшая коллекция моделей Matchbox серии Models of Yesteryear, но самое большое влияние на выбор профессии оказал мой интерес к автомобилям и их истории.

Компактный полноприводной тягач Kramer U800 Allrad (ФРГ, 1959 г.) в своё время конкурировал со знаменитым Unimog. Буква U в индексе модели означает Universal. Завод Maschinenfabrik Gebr. Kramer GmbH изготовил в 1959–1965 гг. всего 361 такую машину и 36 аналогичных с колёсной формулой 4х2. Trucks 1:43

Философия творчества

AutoCult – название фирмы говорит само за себя. Соответствуя своему имени, коллектив поставил перед собой не только высокие творческие цели, но и сформировал целую философию для коллекционеров, суть которой отражается в выборе конкретных автомобилей для их воссоздания в миниатюре. Зачастую это давно забытые машины прогрессивных и необычных конструкций с неординарным дизайном.

Коллекционерам предлагают не только сами модели, но и экскурс в автомобильную историю с интересными рассказами о воспроизведённых машинах в основном в масштабе 1:43 и немного – в 1:18.

Британская фирма Jensen Motors Ltd получила известность  как производитель спортивных машин. Про трёхтонный грузовик Jensen Freighter забыли даже многие англичане, хотя прототип 1955 г. сохранился, отреставрирован и находится в музее фирмы. Интересна облицовка радиатора машины с буквами JNSN – декорированное имя фирмы. Модель категории Trucks 1:43 точно повторяет музейный экземпляр

Можно сказать, что AutoCult возвращает к жизни забытые марки автомобилей, но не обходит своим вниманием и известные во всём мире имена. Каждая модель выполнена вручную из пластической массы на основе смолы (так называемая Resin [англ.], Resine [нем.], состав не оглашается) – материал достаточно прочный и долговечный. Применяются и другие классические материалы и процессы: металл, плексиглас, фототравление…

Готовая продукция проходит строгий контроль качества, надёжно упаковывается в акриловые боксы и примечательные коробки. Все модели строго лимитированы – выпуск каждой составляет ровно 333 штуки. Порядковые номера приклеены к прилагаемому к каждой модели информационному буклету. А в конце каждого года выходит специальный выпуск новой лимитированной «модели года», к которому прилагается отлично изданная и шикарно иллюстрированная книга с описанием на разных языках всех моделей, выпущенных за прошедшие двенадцать месяцев.

Рекламный автопоезд Mercedes-Benz L 312 Buhne «Melisana» категории Trucks 1:43. Единственный экземпляр машины с полуприцепом-шоурумом был построен в 1956 г. западноберлинской кузовной фирмой Heinrich Buhne для кёльнского фармацевтического предприятия Klosterfrau. В 1963 г. машину перекрасили, написали на борту Melisana (экспортная марка продукции Klosterfrau) и отправили в Испанию

Ассортимент моделей AutoCult в масштабе 1:43 разделён на двенадцать различных тематических категорий коллекционирования:

  1. Раннее начало (автомобили-ветераны).
  2. Марки прошлого (автомобили, ушедшие в историю).
  3. Микроавтомобили (редкие малолитражки).
  4. Автомобили с аэродинамическими кузовами.
  5. Специальный выпуск (редкие автомобили, шедевры кузовостроения).
  6. Прототипы (опытные машины, концепты).
  7. Гоночные машины (включая рекордные и транспортёры для их перевозки).
  8. Доставочные автомобили (лёгкие грузовые).
  9. Автомобили-кемперы.
  10. Автобусы.
  11. Грузовики.
  12. Машины служб спасения (пожарные, полицейские, медицинские).
В категории Buses 1:43 пока три модели. Одна из них – экскурсионный автобус, изготовленный в 1958 г. голландской кузовной фирмой Van Rooijen (Van Rooyen) на шасси Mercedes-Benz OP 312. 32-местная машина похожа на катер, но не плавающая, её прозвали «Свадебной лодкой» («Huwelijksboot»)
В категории Buses 1:43 пока три модели. Одна из них – экскурсионный автобус, изготовленный в 1958 г. голландской кузовной фирмой Van Rooijen (Van Rooyen) на шасси Mercedes-Benz OP 312. 32-местная машина похожа на катер, но не плавающая, её прозвали «Свадебной лодкой» («Huwelijksboot»)
В категории Buses 1:43 пока три модели. Одна из них – экскурсионный автобус, изготовленный в 1958 г. голландской кузовной фирмой Van Rooijen (Van Rooyen) на шасси Mercedes-Benz OP 312. 32-местная машина похожа на катер, но не плавающая, её прозвали «Свадебной лодкой» («Huwelijksboot»)

Таким образом, покупателям предлагается выбор конкретного направления коллекционирования, по мнению руководства фирмы: «Чтобы не особо напрягать свой кошелёк, но иметь возможность постепенно собрать полную тематическую коллекцию».

Моделей AutoCult разных категорий сделано уже достаточно много – наш иллюстрированный обзор придётся ограничить рамками основной тематики журнала.

Многолетний опыт и высокая квалификация сотрудников фирмы позволяют воссоздать в миниатюре не сохранившиеся до наших дней машины. Коллектив работает в лучших традициях классического моделизма, совмещая их с новейшими технологиями. Однако при надобности разработчики обходятся как в старые добрые времена и без средств автоматизированного проектирования. Результат работы всегда одинаков – модели отличаются высоким уровнем копийности и качества. Марка AutoCult заняла довольно прочные позиции среди производителей моделей ручной работы. Не в последнюю очередь успех обеспечило оптимальное соотношение цены и качества продукции, чему способствовали рациональные методы производства на Дальнем Востоке. Но главное – фирма предлагает действительно интересные модели, которые украсят витрину любого коллекционера. Прекрасная организация дела, выпуск строго лимитированных серий, состоящих всего из 333 моделей, тщательный отбор надёжных и ответственных партнёров – гарантия спроса и стабильных розничных цен. Многие модели прошлых выпусков можно сейчас купить разве что случайно, как правило, значительно дороже, чем они стоили изначально.

Австрийский бортовой грузовик Steyr 1290 семейства Steyr 90 Plus (1968 г.) из автопарка австрийской компании по производству шин Semperit AG. Trucks 1:43
– Рынок высококачественных моделей ручной работы, выпускаемых малыми сериями, тесен. Ещё недавно твёрдые позиции занимали на нём производители из Восточной Европы, хотя далеко не все из них отвечали требованиям, предъявляемым к миниатюрам такого рода. В этой отрасли работают и западноевропейские фирмы, некоторые из них теперь сотрудничают с мастерскими в Китае. Действительно ли такая концепция наиболее оптимальна? В чём её преимущества?

– Совместная работа немецких производителей серийных моделей из металла (Diecast) с китайскими предприятиями началась ещё в 1990-е годы. Логичным стало и развитие сотрудничества в сфере моделей ручной работы из смолы (Resine). В Западной Европе таких моделей уже вообще не делают – их производство стало давно нерентабельным, себестоимость продукции и отпускная цена слишком высоки. На мой взгляд, почти всё, что выпускалось в Германии, больше относилось к игрушкам, чем к коллекционным моделям. Я не могу судить, оптимальна ли концепция переноса производства в Китай в целом, однако наши партнёры воплощают наши идеи в хорошем качестве, по приемлемой цене, а главное – в короткие сроки! И это для нас очень важно.

Модель американского грузовичка Willys Jeep FC-150 Pick-Up (1956 г.) записана в категорию Delivery Vehicles 1:43
– Концепция Вашего предприятия отлично продумана во всех отношениях. Сразу видно, что за дело взялись опытные и увлечённые люди, энтузиасты, но профессионалы. Ваш сплочённый коллектив и ответственные партнёры на Дальнем Востоке – это и есть один из главных залогов успеха?

– Я полагаю, что роль играют разные факторы. Мы энтузиасты, но с необходимой коммерческой жилкой. Мы придумали философию и последовательно реализуем её… Наша сфера деятельности, безусловно, связана с определённым риском, но успех в конечном итоге подтверждает, что наш путь правильный. Лично я уже более 25 лет работаю в отрасли игрушек и много чего повидал. Последние десять лет я часто задумываюсь о причинах того, почему почти все коллекционеры, розничные продавцы моделей и оптовики жалуются на трудности и утверждают, что всё стало хуже? В нашей отрасли появилось много новых концепций, но ни одна из них не базировалась исключительно на особенностях развития рынка. В погоне за повышением качества моделей промышленность редко учитывала другие факторы и зачастую отставала от желаний коллекционеров. По этой причине мы избрали свой путь. Модели не надо изобретать снова, они существуют уже давно. Но для их успешного развития необходимы свежие идеи.

В категорию доставочных автомобилей в масштабе 1:43 зачислен внедорожник шведской армии Volvo L3314 (1961 г.) – известный в серийном производстве с 1963 г. под именем Laplander

Формирование вкуса

Модели AutoCult уже продаются в 25 странах мира, в том числе и в России. Все дистрибьюторы – солидные партнёры с отменной репутацией, многие из них специализируются на моделях премиум-класса. В автомузеях также можно найти в продаже «Автомобильный Культ» в миниатюре.

Учитывая вкусы коллекционеров всего мира, фирма предлагает модели автомобилей производства разных стран. В программе не только масштабные копии немецких, других западноевропейских и американских машин, но и автомобилей, например, из Японии, Чехословакии, Польши. Учитывая возросший интерес к AutoCult в России, есть надежда, что когда-нибудь мы увидим модели и наших автомобилей. Первый шаг уже сделан – к выпущенному в прошлом году набору из четырёх миниатюр «Путь к народной машине» прилагается книга с переводом исторического очерка на русском языке.

«Путь к народной машине» – набор из четырёх моделей в 1:43 автомобилей 30-х гг., повлиявших на конструкцию первого «Фольксвагена»: немецкие машины Mercedes-Benz W17, Standard Superior, NSU Typ 32 и чехословацкая – Tatra V570. Текст прилагаемой к набору книги написан на немецком, английском, французском, итальянском, русском, чешском, японском, голландском, китайском и турецком языках
Немецкий кабриолет Horch 853 выпуска 1938 г., переделанный в период 1946–1949 гг. чехословацкой кузовной мастерской T. Lepil в экстравагантную пожарную машину. Автомобиль служил по прямому назначению в округе Брно-Комин. Модель категории Emergency Vehicles 1:43

Об этом наборе стоит рассказать подробнее. Впервые AutoCult предложил коллекционерам четыре модели разных автомобилей в одном боксе. Три немецкие машины и одну чехословацкую связывает между собой то обстоятельство, что все они оказали влияние на дизайн и конструкцию легендарного автомобиля Volkswagen Käfer. Этакий эксперимент формирования вкуса коллекционера? Или всего лишь новое творческое направление создания тематических коллекций из машин разных марок? Появление набора вызвало любопытные дискуссии на различных автомодельных форумах. Большинству коллекционеров идея пришлась по душе. Разве только некоторые представители одной из самой многочисленной группы коллег, считающих свой интерес чем-то особенным, – коллекционеры моделей Mercedes-Benz, высказали радикальное возмущение. Им нужна только одна модель из комплекта, но они понимают, что по отдельности их делать новым тиражом не будут. Неважно, отдельная «машинка» или часть набора – каждой может быть только 333 экземпляра! Этому правилу фирма следует принципиально! Такие известные трюки для увеличения тиража, как разные варианты окраски или тамповки, равно как и выпуск специализированных модификаций AutoCult не практикует.

«Дом на колёсах» Johnson Wax House Car был представлен на выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Производитель – американская специализированная мастерская S.C. Johnson & Son, Inc. Модель категории Camping 1:43
– Многие фирмы выпускают в первую очередь модели самых популярных во всём мире автомобилей. Возможно, это гарантия хорошего сбыта, но с другой стороны, делать в сотый раз «Фольксваген-Жук» или «Мерседес-Понтон», пусть даже лучше, чем другие, – это банально и скучно. Большинство моделей AutoCult – редкие и малоизвестные автомобили, которые в масштабе ещё не выпускались. Не рискованно ли было предложить коллекционерам польскую или норвежскую микролитражку, или редчайшие английский грузовик, голландский автобус? Пытаетесь ли Вы действительно не идти на поводу навязанных потребителям крупными концернами стереотипов, а в некоторой степени формировать их вкус? Ваш ассортимент предназначен только для «гурманов»?

– Хорошо сказано… Да, наши модели для «гурманов» – людей, которые так же, как и мы серьёзно интересуются историей автомобилей. Невероятно, каким знанием предмета обладают некоторые коллекционеры, но мало кто из производителей учитывал это. Конечно, наш ассортимент не для «мейнстрима». Мы об этом и не помышляли. Как вы правильно заметили, не всем коллекционерам нужна очередная модель VW Käfer. Как я сказал, масштабные модели уже давно заняли место в нашей жизни, а автомобильная история состоит не только из ныне известных марок. Её частью являются также гениальные изобретения инженеров, конструкторов и дизайнеров… К сожалению, сейчас всё это расходится с интересами промышленности, многие автомобили прошлого забыты… Коллектив AutoCult поставил перед собой задачу рассказать эту «забытую» историю и воплотить её в миниатюре 3D.

Эксклюзивная 1:43 модель противотанковой ракетной установки Bantam на шасси автомобиля Steyr-Puch Haflinger 700AP, состоящей на вооружении горных частей швейцарской армии, изготовлена для фирмы Arwico AG (Швейцария) в количестве 300 экземпляров. Серия Arwico Swiss Line
Эксклюзивная 1:43 модель полноприводного автомобиля Steyr-Puch Pinzgauer 712M, состоящего на вооружении австрийской армии, изготовлена для фирмы Austrian Car Collection
– Марка AutoCult уже популярна в России. В прошлом году впервые в одной изданной Вами книге, прилагаемой к набору моделей, появился текст и на русском языке. Останется этот случай единственным или же войдёт со временем в практику? А может быть когда-нибудь Вы порадуете коллекционеров моделями российских или советских автомобилей?

– Мы с удовольствием бы занялись автомобильной историей России, но нам пока не хватает компетентности. Для этого нужны хорошие специалисты, которые бы нас консультировали – в какой-то степени мы зависим от идей наших клиентов-коллекционеров. Перевод текста на русский язык пока остаётся нашим первым опытом, мы благодарны вам за эту работу. Если найдутся энтузиасты, готовые переводить исторические справки на русский, мы с радостью продолжим инициативу. Когда публикуется информация на их родном языке, людям, несомненно, приятно. Мы уже заметили, что с введением в буклетах текстов на голландском, итальянском, а с недавних пор и на испанском языках, интерес к нашим моделям за рубежом вырос. Поскольку AutoCult является, вероятно, «самым маленьким» производителем серийных моделей, мы не имеем возможности печатать наши буклеты и книги исключительно на языке той страны, куда поставляются модели. Однако перевод на понятный многим английский язык мы публикуем всегда.

В 1:43 выполнены модели уникального немецкого переднеприводного грузовика Rumpler  RuV 31 6+2 (1931 г.). Лимитированную серию из 333 экземпляров заказал берлинский магазин Modellautos Budig

Любой каприз

Коллектив AutoCult работает и на сторонних заказчиков. За короткое время постоянными клиентами фирмы стали некоторые известные компании, модельные магазины (в том числе и при музеях) и торговые площадки в Германии, Австрии и Швейцарии: Daimler AG, Volkswagen AG, Ravensberger Handelskontor, Arwico AG, Austrian Car Collection, Fahr (T) raum Museum, Agrarmodell exklusiv, Modellautos Budig.

После успеха 1:43 модели AutoCult легендарного австрийского электромобиля Lohner-Porsche Nr. 27 (1900 г.) была выпущена лимитированная серия и в 1:18 для Fahr(T)raum Museum

Заказы принимаются на выпуск эксклюзивных моделей серией не менее 300 штук в любом желаемом масштабе – обычно 1:43 и 1:18 (автомобили), и 1:32 (тракторы). Возможно изготовление моделей из металла в технологии Diecast, но в этом случае тираж заказчика должен быть крупнее. AutoCult сделает всё, что заказчик пожелает, начиная с исследования и анализа нужного продукта и кончая индивидуальной дизайнерской упаковкой для готовой эксклюзивной модели. Учитываются возможные индивидуальные желания, любой каприз клиента будет удовлетворён точно в установленные в договоре сроки. Качество гарантировано. Томас Рошман и его сотрудники клиента не подведут.

Остаётся надеяться, что в будущем фирма AutoCult получит и выполнит заказы из России, и коллекционеры смогут поставить на полку уникальные модели российских или советских автомобилей.

Любителям тракторов в масштабе 1:32 работа коллектива AutoCult также известна. Они делали модели тракторов для немецкой фирмы Agrarmodellbau и швейцарской Arwico. На снимке Deutz-Fahr Intrac 2004 из серии Agrarmodell exklusiv
– Томас, ваш коллектив работает и на сторонних заказчиков. Среди них и мой хороший приятель, владелец известного модельного магазина в Берлине Роберт Будиг – мир тесен. Любой солидный магазин имеет возможность заказать у Вас эксклюзивную серию какой-либо модели с гарантией, что она не появится позднее в несколько ином исполнении в других магазинах? Именно это важное условие не всегда соблюдают производители из Восточной Европы…

– В общем, мы можем создавать модели по заказу клиента, и мы это делаем. В конце концов не обязательно «всё» должно быть AutoCult – у наших клиентов есть идеи, которые они хотят реализовать, и мы помогаем им в этом. Важным для нас здесь является абсолютно корректное отношение к делу. Если заказчику не нужны дополнительные модели, то формы, разработанные для него, больше не используются. Мы соблюдаем это правило рынка строго, это важно и для коллекционеров. На фирму AutoCult можно положиться на все 100%. Наших заказчиков мы всегда держим в курсе дела, заботимся о своевременном и качественном исполнении подряда. В принципе мы не только торгуем моделями, прежде всего мы производители. Мы действительно умеем делать хорошие модели!

Модель швейцарского трактора Bührer 6135 Komfort в 1:32 изготовлена для серии Arwico Swiss Line фирмы Arwico AG
– Благодарю Вас!

– Я благодарю Вас!!

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию