Опубликовано: ГП 03-2018
Ретротест ГАЗ-63Э Р-125М КШМ
За три поколения до эпохи NEXT

Ретротест ГАЗ-63Э Р-125М КШМ

Даниил Минаев, фото автора
Модель: ГАЗ-63Э Р-125М КШМ
Год выпуска: 1964 г.
Начало продаж базового шасси в СССР: 1948 г.

Их сохранилось мало. Не в пример базовой модели второго поколения горьковских грузовиков ГАЗ-51. Этот ГАЗ-63Э, пятидесяти четырёх лет от роду, демобилизованный из Советской Армии, в которой служил радиостанцией-ретранслятором, нашёлся в частной коллекции одного из активных участников патриотического общественного объединения, именуемого «Межрегиональная общественная организация содействия изучению и эксплуатации военной техники «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО».

Как и положено военному автомобилю, он оборудован экранированным электрооборудованием, оттуда и буква «Э» в индексе. Машина проходила военную приёмку, а потому характеризуется высоким качеством изготовления. В качестве надстройки – военная тайна в КУНГе под кодовым названием «Алфавит» (КУНГ – кузов универсальный нулевого (нормального) габарита). Именно этот экземпляр ГАЗ-63Э пока не подвергался никакой реставрации, не использовался никаким образом на гражданке, не участвовал в акциях помощи начинающим дачникам и не был хоть сколь-нибудь разукомплектован. Советская власть периода хрущёвской оттепели не жалела денег на оборонку, в армии тогда всего было вдоволь, и запас карман не тянул. Посему армейская служба предмета сегодняшнего теста завершилась, так и не успев начаться в одном из многочисленных хранилищ резерва Министерства обороны. Словом, сегодня мы имеем дело хоть и с немного поблёкшим от выцветшей нитрокраски, но зато с совершенно аутентичным грузовым автомобилем 1964 года выпуска!

В кабине уютно, но тесно
Лес рычагов для обуздания полноприводной трансмиссии, на рычаге КП предусмотрен блокиратор включения заднего хода

Тайна КУНГа

ГАЗ-63Э Р-125М КШМ – командно-штабная машина (КШМ), идентичная станции Р-125М «Алфавит» на базе легкового автомобиля ГАЗ-69Э, но смонтированная на шасси ГАЗ-63Э. Разработана в 1956 году запорожским заводом «Радиоприбор». Командно-штабная машина Р-125 создавалась для обеспечения радиосвязи командиров частей и начальников служб Сухопутных войск. В различных модификациях КШМ применялись различные УКВ радиостанции: в Р-125 использовались Р-105Д. Кузов изготовляли на мебельном комбинате в г. Речица. Аппаратура внутренней связи (АВСК) обеспечивала командиру связь с радистом и водителем, в том числе и с выносного пульта связи на стоянке, и связь с нужным абонентом по любому из каналов, предусмотренных в узле связи. Электропитание средств связи обеспечивалось в движении от генератора через отбор мощности от двигателя, на стоянке – от автономного выносного бензоэлектрического агрегата (АБЭ), в качестве аварийного источника питания аппаратуры предусматривались резервные аккумуляторы, которые при движении подзаряжались от бортовой сети через зарядное устройство.

Ретротест ГАЗ-63Э Р-125М КШМ

Неспешный КШМ

Хмурым сырым утром середины московской зимы мы приехали на базу «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА». Все, кто начинал свой личный шофёрский путь в СССР, прекрасно знают, что процесс подготовки к работе автомобиля первой половины двадцатого века несколько отличается от нынешнего, особенно зимой. Но, оказалось, что мне не грозили нудные процедуры предпускового подогрева и заправки системы охлаждения водой ввиду хранения автомобиля в тёплом боксе. Тем более, что «газик» полностью комплектный, а значит, не придётся искать аккумулятор и метаться за низкооктановым бензином, которого в столичном регионе почти что след простыл. Обо всём здесь позаботились до меня.

Поворотом флажка (техника-то военная) включаю зажигание, прикрыв воздушную заслонку карбюратора, а чтобы включить стартёр, использую специальную педаль, расположенную чуть выше педали акселератора. Всего буквально пару оборотов стартёра и нижнеклапанная «шестёрка» оживает и, что удивительно, работает тихо и мягко – не слышно ни клапанов, ни шума подшипников навесного оборудования, ни свиста ременного привода вспомогательных агрегатов! А запах из выхлопной трубы сразу напомнил, что перед нами заслуженный образец автомобильной техники.

Все педали напольные, но достаточно удобные и «ватные», педаль стартёра показана стрелкой…

Дождавшись температуры воды на отметке 40 °С, сбавляю обороты до устойчивых холостых и, включив несинхронизированную I передачу с характерным звуком, степенно переваливаясь рессорами с боку на бок, выкатываемся на импровизированный полигон бронетанкового ремзавода. А теперь – поехали!

Инструкции и напоминания водителю всюду Инструкции и напоминания водителю всюду Инструкции и напоминания водителю всюду Инструкции и напоминания водителю всюду Инструкции и напоминания водителю всюду
Экранированные кабели на приборах системы зажигания

При максимальной паспортной скорости 65 км / ч крейсерская скорость военного автомобиля в половину меньше. Вообще машинка гипернеспешная, но всё работает на удивление чётко: и переключение передач, и подключение переднего моста, и управление демультипликатором. Но даже на такой черепашьей скорости все манипуляции рулём, тормозами, а также рычагами управления трансмиссией необходимо делать заранее и с огромным запасом.

Впрочем, ватные тормоза и тугой руль с миллионом оборотов от края левого до края правого и не позволят иначе, зато эластичный низовой мотор прощает преждевременное переключение передач вверх, хоть и немного при этом возмущённо пыхтит. При максимальном использовании всех возможностей трансмиссии ГАЗ-63 абсолютно уверенно гребёт по грязи, рыхлому снегу и в глубокой колее, я даже попробовал заехать на полностью обледенелую эстакаду, но скорость падает до пешеходных значений, прямо спиной чувствуешь нижайшие передаточные числа трансмиссии. Однако не забываем, что предназначение этого транспорта совсем иное, да и весит ламповое радиооборудование совсем не мало.

Ностальгические запоры капота
Автономное отопление КУНГа – «буржуйское»!

Короткая база, тяжёлый КУНГ, мягкие рессоры, и, как следствие, большие крены и реальный риск завалиться набок в лихом повороте или при штурме косогора. Правда, старики-шофёры отмечают эту особенность и у базовых ГАЗ-63, даже с обычной деревянной бортовой платформой без тента. Следить за работой двигателя надо при помощи органов обоняния и осязания, но есть и неплохая информация на панели приборов: амперметр, спидометр и одометр, указатель температуры, указатель уровня топлива, масляный манометр, все приборы под патронажем пары лампочек отражённого света, чтобы видеть шкалы в тёмное время суток. Зеркала заднего вида, да ещё и в армии, в ту пору считались скорее красивыми аксессуарами, нежели обязательным и необходимым оборудованием, поэтому по легенде придётся обойтись без них.

Неплохая информация на панели приборов: амперметр, спидометр и одометр, указатель температуры, указатель уровня топлива, масляный манометр под патронажем пары лампочек для отражённого света, чтобы видеть шкалы в тёмное время суток

Катаемся, позируем, снимаем на камеру, но настаёт пора возвращаться в уютный тёплый бокс. Но тем не менее после постановки на стоянку так же, как и утром, не получится просто закрыть двери и уйти домой. Воду лучше слить, затем надо перекрыть кран топливной магистрали, отключить «массу»; желательно поставить противооткатные упоры, чтобы не напрягать стояночный тормоз. Эти обязательные процедуры давно забыты современными шофёрами.

Ретротест ГАЗ-63Э Р-125М КШМ

Азбучная классика

Второе поколение горьковских грузовиков начали проектировать ещё до войны – в 1938 году, работы продолжились и в военное время, именно тогда конструкторы получили возможность подсматривать и использовать в качестве прототипов узлы, агрегаты и даже дизайнерские решения поставлявшихся в ту пору союзниками американских машин. Но старт серийному производству полноприводному ГАЗ-63 был дан лишь в 1948 году, базовая же модель ГАЗ-51 пошла в серию двумя годами ранее, в 1946-м, и продержалась на конвейере аж до 1975 года, в то время как ГАЗ-63 сменил не менее легендарный ГАЗ-66 уже в 1968 году. По своей архитектуре ГАЗ-63 – азбучная классика. Рама, продольно расположенный рядный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель, за ним четырёхступенчатая КП, раздаточная коробка с демультипликатором и ведущие цельные передний и задний мосты в «чулках».

Из-за особенностей конструкции двигателя на высоких оборотах шатунные вкладыши получали недостаточное количество смазки, что приводило к аварийному разрушению шатунов и коленвала, если двигатель работал длительное время на высоких оборотах. Для предотвращения подобной ситуации дроссельная заслонка карбюратора имела поверхность сложной формы, на неё действовала подъёмная сила (!), прикрывающая дроссель. Демонтировать ограничитель числа оборотов было невозможно

Легендарный долгожитель

Двигатель тестируемого «газика» – легендарный долгожитель семейства карбюраторных силовых аграгатов ГАЗ-11, в основе конструкции которого Dodge-D5, переведённый нашими людьми в метрические размеры. Блок цилиндров и ГБЦ из чугуна, распредвал и клапаны в блоке, шестерёнчатый привод ГРМ. Диаметр цилиндра – 81,88 мм, ход поршня – 110 мм, рабочий объём – 3485 cм3. Мощность – 70 л.с. Позднее этот мотор получит алюминиевую головку цилиндров, нарастит степень сжатия и в видоизменённых модификациях засветится в великом множестве не только газовских автомобилей, но и отдельных аппаратах (перекачивающих насосах, воздушных компрессорах, передвижных генераторах) и даже на судах до конца 1980-х. Но вернёмся к предмету теста.

Нижнеклапанный рядный карбюраторный шестицилиндровый двигатель семейства ГАЗ-11 с экранированным электрооборудованием вольготно разместился в моторном отсеке. Карбюратор К-22Г; стартер «СТ230-А», генератор Г108-Г, реле-регулятор РР24Г; свечи зажигания М12У

Из интересных особенностей комплектации этого двигателя для ГАЗ-63 обратим внимание на предпусковой подогреватель и приспособление для накачки шин повышенной проходимости. Для этого применялась переходная резьбовая муфта, которая вкручивалась в двигатель на место одной из свечей зажигания. Мотор оставался работать на пяти цилиндрах, а поршень шестого цилиндра нагнетал сжатый воздух. Интересно, что при этом не происходило попадание горючей смеси, так как впускной воздушный клапан устройства обладал значительно меньшим сопротивлением, чем впускной коллектор и карбюратор с инерционно-масляным воздухоочистителем.

Для пуска холодного двигателя здесь предусмотрена простая и эффективная система предпускового подогрева. Котёл предпускового подогрева находится в моторном отсеке на правой стороне двигателя. Для доступа надо просто вывернуть рулевое колесо влево, открыть люк в крыле и вставить в жаровую трубу котла зажжённую паяльную лампу, которая одновременно грела воду в системе охлаждения и моторное масло в картере двигателя.

В качестве аварийного источника питания радиоаппаратуры предусматривались резервные аккумуляторы
Внутри КУНГа Внутри КУНГа

Азы проходимости

Как уже говорилось, наш грузовик классической рамной конструкции с системой полного привода с отключаемым передним мостом, короткими свесами и односкатными колёсами с регулируемым давлением шин. Шины применены повышенной проходимости, размер 10,00-18’’. Давление в них можно корректировать при преодолении различных видов бездорожья, в переделах от 4 до 0,5 кгс / cм2.

Передняя оптика до эпохи галогена
Сегодня трудно поверить, что этот скромный задний фонарь совмещает функции габарита, указателя поворота и стоп-сигнала
Ретротест ГАЗ-63Э Р-125М КШМ

Основа трансмиссии грузовика ГАЗ-63 – это механическая четырёхступенчатая КП и двухступенчатая раздатка. Таким образом, в арсенале водителя вместе с пониженными восемь передач в общей сложности. Главные пары ведущих мостов – одинарные конические редукторы. Передаточные числа: КП: I – 6,40; II – 3,09; III – 1,69; IV – 1,00; З.х. – 7,82; раздаточной коробки: I – 1,96; II – 1,00; передаточное отношение главной пары – 7,6. Раздаточная коробка скомпонована на автомобиле таким образом, что все карданные валы одинаковой длины. КП сопряжена с демультипликатором, с помощью которого происходит расширение диапазона тягового усилия, прикладываемого к ведущим колёсам, но демультипликатор имеет и прямую передачу. Для улучшения геометрической проходимости конструкторы сместили картер переднего моста влево от центра. В качестве ШРУСов использовались шарниры конструкции «Бендикс-Вейсс». Сцепление – сухое, однодисковое.

Раздаточная коробка и трансмиссионный барабанный механизм стояночного тормоза, все карданные валы ГАЗ-63 одинаковой длины
Трансмиссионная перспектива (вид спереди) Трансмиссионная перспектива (вид сзади)

С большим запасом

В рабочей тормозной системе ГАЗ-63 все колёсные механизмы барабанные с гидроприводом без дополнительных усилителей. Стояночный тормоз – трансмиссионный, барабанного типа с механическим приводом расположен на карданном валу. Подвеска на всех осях – зависимая на полуэллиптических рессорах. На передней оси двухсторонние гидравлические рычажные амортизаторы. Задний мост имеет дополнительные подрессорники. Рулевой механизм – глобоидальный червяк и двухгребеневый ролик, передаточное число – 20,5. Расположение поперечной тяги рулевой трапеции за передним мостом призвано было обеспечить её (тяги) защиту от возможных механических повреждений. На основании требования военного руководства конструкторы увеличили вместимость топливных баков. К основному 90-литровому баку был добавлен 105-литровый бак, что позволило довести объём горючего, позволяющего обеспечить запас хода до 780 км при полной нагрузке. Автомобиль, согласно техзаданию, должен свободно преодолевать броды глубиной 0,8 м; использоваться в качестве тягача для артиллерийских орудий массой до двух тонн. Топливо – бензин А-66. Контрольный расход при средней скорости 40 км / ч – 25 л на 100 км.

Техническая характеристика автомобиля ГАЗ-63Э Р-125М КШМ
Параметр Значение
Колёсная формула 4х4
Полная масса, кг 5500
Снаряжённая масса, кг 3280
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг 2000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н∙м
ГАЗ-11
Карбюраторный, I-6
3485
70 при 2800 мин-1
205 при 1500–1700 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Механическая
4/1
Передаточное число главной пары 7,6
Подвеска Рессорная на всех осях
Тормозная система Гидравлическая
Вместимость топливных баков, л 90 + 105 = 195
Максимальная скорость, км/ч 65
Шины Повышенной проходимости, размер 10,00-18'', модель ИК-8
Ретротест ГАЗ-63Э Р-125М КШМ

Межрегиональная общественная организация содействия изучению и эксплуатации военной техники «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО»

Организация объединяет владельцев военной демилитаризованной техники, реставраторов военной техники, а также людей, имеющих в собственности любую военную технику, ранее находившуюся на вооружении. Основная задача общества – сохранение военно-технического наследия армии СССР и России, а также военно-патриотическое воспитание молодежи и граждан РФ. 16 июня в Москве стартует второй ежегодный Международный бронепробег Союзного государства России и Белоруссии «Дорога Мужества». В рамках пробега более 15 единиц техники проедут по маршруту Москва – Брест – Москва. Мероприятие приурочено к 77-й годовщине начала Великой Отечественной войны. Бронепробег «Дорога Мужества» проводится межрегиональной общественной организацией содействия изучению и эксплуатации военной техники «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО». Мероприятие проходит при непосредственной поддержке Фонда президентских грантов. В этом году участниками бронепробега станут представители России, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана, Армении и Казахстана. В городах, где пройдёт колонна, состоятся военно-патриотические мероприятия. Участники преодолеют более 2300 км пути. Маршрут бронепробега совпадёт с местами обороны советских войск в 1941 году. В рамках акции зрители смогут увидеть такую технику, как БМ14-17, БТР-40, БТР-152, БРДМ-1, БРДМ-2. Динамику развития военно-технической отрасли в России наглядно отражает участие как машин старых образцов (самую старую модель выпускали в 30-х годах прошлого века), так и инновационных моделей военной техники. В «Дороге Мужества» впервые примут участие два бронеавтомобиля «Тайфун-К» К-53949 и «Тайфун-ВДВ» К-4386, предоставленные АО «Ремдизель». В июне 2017 года в бронепробеге участвовало более 15 единиц демилитаризованной техники. Акция привлекла внимание более 21 млн зрителей. Мероприятие попало в «Книгу рекордов России» в 2017 году.

Комментировать ... >>
Loading...