![Электровоз 1888 г., выпущенный Pullmans Palace Car Co. (Пульман, Иллинойс) работал на линии Ансониа – Дерби Док (шт. Коннектикут)](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/00f.jpg)
Музей городского транспорта Нью-Йорка
(New York Transit Museum)
Особое место в мире транспортных музеев занимают имеющиеся во многих мировых столицах экспозиции истории городского транспорта. Большинство таких галерей отличаются комплексностью выставочной концепции, представляющей не только историю собственно транспортной техники, но и раскрывающей динамику развития транспортных и коммуникационных решений, структуры городских агломераций, организационные и социальные стороны развития городской транспортной сети.
Музей городского транспорта Нью-Йорка, New York Transit Museum, расположенный в микрорайоне Бруклин-Хайтс, был открыт 4 июля 1976 года. Уникальной особенностью музея является его расположение на территории, выведенной в 1946 году из регулярной эксплуатации станции городской подземки Court Street. Сохранившая свою инфраструктуру в рабочем состоянии, станция используется не только как помещение музея и депо для уникальной экспозиции вагонов городского метрополитена, но и для киносъёмок.
Большая часть экспозиции музея посвящена истории развития Нью-Йоркского сабвея. Здесь подробно представлена история закладки и строительства линий городского метрополитена, включая геологию острова Манхеттен и технологию проходки, аварии, забастовки и другие значительные события. Мониторы с записями видеохроники позволяют увидеть процесс строительства как подземных, так и надземных участков сабвея.
![Основная часть натурных экспонатов музея размещена непосредственно на нижнем этаже, где представлено около двух десятков пассажирских вагонов метрополитена разных годов постройки, начиная с первых моделей с открытыми площадками и деревянным каркасом, а также вагон для перевозки денег и несколько локомотивов](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/01f.jpg)
Кроме выставленной на Court Street экспозиции вагонов в музее обширная коллекция раритетных автобусов, однако за неимением места они хранятся в городских автобусных парках и доступны для обозрения только раз в году – во время ежегодного автобусного фестиваля Transit Museum’s Annual Bus Festival, организуемого в даунтауне Бруклина.
Музей имеет богатую коллекцию архивных фотографий, документов и справочных материалов, которые доступны для исследователей по предварительному заказу. При музее находится магазин, в котором кроме сувенирной продукции есть большой книжный отдел с богатым выбором книг, фотоальбомов и каталогов, посвящённых общественному транспорту США с конца XIX века до наших дней.
New York Transit Museum: Schermerhorn Street & Boerum Place, Brooklyn, NY 11201
![На верхнем этаже, в вестибюле станции, сохранены кассовые будки и турникеты различных моделей и большая коллекция проездных билетов и жетонов](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/03.jpg)
![При музее организуются временные тематические выставки, действует лекторий, в том числе для учащихся старших классов школ c образовательной и профориентационной направленностью по тематике социальной истории Нью-Йорка, техническому и строительному дизайну, истории иммиграции в Нью-Йорке, архитектуре городской среды](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/02f.jpg)
![Вагон IRT R-33S (№ 9306) 1963 г. с антивандальными сиденьями из пищевого алюминия работали как в подземке, так и на «элеваторе» – надземной городской железной дороге](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/04.jpg)
![Вагон IRT R-15 (№ 6239) 1950 г. Обилие рекламы внутри метровагонов не только возвращает нас в определённый период XX века, но и позволяет оценить период его эксплуатации без обращения к справочной табличке](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/05.jpg)
![Большинство музейных вагонов (на снимке вагон R-10) в исправном состоянии, и время от времени по воскресеньям составленный из старинных вагонов поезд курсирует по линии метрополитена, приводя в восторг как поклонников старой техники, так и простых пассажиров нью-йоркского сабвея](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/06f.jpg)
![Все вагоны, как и этот Q-car, открыты для посетителей, что позволяет увидеть динамику исторического развития конструирования внутренней архитектуры вагонов, пассажирских сидений, систем вентиляции](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/07f.jpg)
![История развития наземного общественного транспорта «Большого Яблока» представлена в основном в виде моделей, схем и фотографий. Заслуживает внимания коллекция моделей трамвайных вагонов, насчитывающая более полусотни экземпляров](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/08.jpg)
![В 1936–1953 гг. на 15-м маршруте агентство Fifth Avenue Coach Company использовало 72-местные даблдеккеры Yellow Coach 720](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/09.jpg)
![Модель троллейбуса L-48 компании St. Louis Car Company](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/10f.jpg)
![Препарированный городской автобус GM RTS производства компании Transportation Manufacturing Corp (см. «ГП» № 11, 2012 г.)](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/11.jpg)
![Кабина «аквариума» (fishbowl) автобуса GM TDH так называемой серии New Look («ГП» № 11, 2012 г.)](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/12f.jpg)
![Кабина «аквариума» (fishbowl) автобуса GM TDH так называемой серии New Look («ГП» № 11, 2012 г.)](/article/17493-muzey-gorodskogo-transporta-nyu-yorka-new-york-transit-museum-samiy-podzemniy-muzey/Images/13.jpg)